Диссертация (1169258), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Помимо негативного значениядля России, это оказывает отрицательное воздействие и на ряд аспектовмолдавской внутриполитической жизни.Апробация результатов исследования. Результаты исследованиябыли изложены в статьях, опубликованных в журналах, входящих в переченьВАК («Современная Европа» и др.), в выступлениях на международныхконференциях (в том числе на конференции в Кишинёве с участием26президента Молдавии И. Додона, посвящённой 25-летию установлениядипломатическихотношенийРоссиииМолдавии),приподготовкеаналитических материалов для органов государственной власти, а такжепубликаций в СМИ («Независимая газета»).27Глава 1. Основные факторы, влияющие навнутриполитическое развитие Молдавии:исторический контекст и современное измерение§ 1. Конфликт молдавской и румынскойнациональных идентичностейСпор о национальной идентичности титульного (мажоритарного)этноса оказывает значительное влияние на политические процессы вМолдавии, что отличает её от большинства других государств.
С начала1990-х гг. данный спор стал одной из главных тем политической борьбы,оказывая непосредственное влияние на выборы, партийные программы,внутриполитические дискуссии и другие элементы политической жизни.Причиной конфликта идентичностей является существование взаимноисключающих взглядов на национальную идентичность титульного этноса.Подавляющее большинство его представителей идентифицируют себя какэтнических молдаван, в то время как политически активное меньшинстворазделяет идеи панрумынского унионизма, не признавая существованиямолдавской нации и выступая за вхождение Молдавии в состав Румынии.Спор о национальной идентичности является отражением глубокого расколамолдавского общества.
Исследование современной политической ситуации вМолдавиитребуетобзораисторическихпредпосылокконфликтанациональных идентичностей, позиций сторон и проблем, имеющих для нихсимволический характер.Сточкинаправлениюзрения(Г. Гимпу,авторов,принадлежащихД. Дунгачиу,кунионистскомуГ. Кожокару,Ю. Фрунташу,Д. Чимпоешу и др.), молдавской национальности не существует, и Молдавияявляется частью румынского этнического ареала. По мнению унионистов,Молдавию населяют «бессарабские румыны», имеющие региональнуюидентичность по аналогии с населением исторических областей Румынии:28Мунтении,Олтении,Трансильванииидр.55Историки-унионистыабсолютизируют значение этнического родства и кровных связей.
Ихпредставления по данному вопросу являются радикальными даже с позицийпримордиалистской концепции этничности.56 Утверждается, что Молдавияпредставляет собой «второе румынское государство», и её существование вкачественезависимогоподкреплённымгосударстваэтническимиреалиями.являетсяанахронизмом,Унионистывыступаютнезаобъединение Молдавии с Румынией, возлагая на Россию вину за«разделение» румынского народа в 1812 г. и 1940 г.57Противоположнуюточкузренияпредставляютисследователи,разделяющие идеи молдовенизма (В.Я.
Гросул, С.М. Назария, В.Н. Стати,В.Ф. Степанюк, П.М. Шорников и др.). Они отстаивают право населенияМолдавии на собственную национальную самоидентификацию и сохранениетрадиционного названия молдавского языка. Молдовенисты опираются наисторический опыт молдавской государственности, существовавшей с 1359 г.по 1859 г. и воссозданной в СССР в 1924 г.
Они негативно оцениваютвлияние панрумынских идей на этнополитические процессы в Молдавии,начиная с середины XIX в.58, и положительно относятся к роли России вмолдавской истории.Спор между молдовенистами и унионистами охватывает большинствоключевыхсобытиймолдавскойистории.Имдаютсяполярнопротивоположные интерпретации и оценки. Кроме того, стороны расходятсяGhimpu Gh. Conştiinţa naţională a românilor moldoveni.
– Chişinău: GARUDA – ART, 2002. P. 492.Кушко А., Таки В. «Кто мы?» Историографический выбор: румынская нация или молдавскаягосударственность. – Ab Imperio. – 2003. – № 1. С. 492 – 493.57Пребывание Бессарабии в составе Российской империи характеризуется в румынской и унионистскойисториографии как период «денационализации», «русификации» и «ассимиляции» населения региона. Приэтом используется термин «бессарабские румыны», не использовавшийся местным населением на практике.См.: Poştarencu D.
Anexarea Basarabiei la Imperiul Rus. – Chişinău: Prut Internaţional, 2006. P. 154, 157, 285 –287; Varta I. Politica de deznationalizare şi mişcare natională a românilor basarabeni sub ocupatie taristă (1812 –1918). // 200 de ani din istoria românilor dintre Prut si Nistru. 1812 – 2012. / Coord.
I.-A. Pop, I. Scurtu. – Chişinau:Litera, 2012. P. 66, 81, 84.58Степанюк В. Государственность молдавского народа: исторические, политические и правовые аспекты. –Кишинёв: Tipografia Centrală, 2006. С. 457.555629в оценках, какие события и процессы имели определяющее значение.59Концепция молдовенистов преобладает в отечественной историографии, авзгляды унионистов – в румынской исторической науке.В румынской историографии считается, что возникновение этнонима«румын», ставшего общим для всего восточнороманского населенияПрикарпатья и Подунавья, произошло в VIII – IX вв.60 Румынские историкиутверждают, что в процессе этногенеза румын славянское населениеПрикарпатья подверглось ассимиляции, и ничего не свидетельствует оформировании отдельной молдавской этнической идентичности.61 По ихмнению, с IX в.
правомерно говорить о существовании «румынскогообщества»62, характеризующегося общностью этнополитических процессов.В рамках данной логики ретроспективно используется этноним «румыны»вместо этнонима «влахи» («волохи»).Сточкизрениямолдовенистов,этногенезвосточнороманскогонаселения, проживавшего к востоку от Карпат, отличался от этническихпроцессов между Карпатами и Дунаем более интенсивным взаимодействиеммежду восточнороманским и восточнославянским населением, котороеможет быть охарактеризовано не как ассимиляция, а как симбиоз.63 С учётомзначительноготерриторииутверждается,демографическогоМолдавскогочтоданноеприсутствиякняжестваввосточныхпериодвзаимодействиеегопослужилославяннастановления64,основойдляформирования молдавского народа.Цвик И.
Национальная история Молдовы: модели интеграции прошлого. // Национальные истории напостсоветском пространстве. – II. Десять лет спустя. / Под ред. Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. – М.: ФондФридриха Науманна, АИРО-XXI, 2010. С. 58.60История Румынии. / Коорд. И. Болован, И.-А.
Поп и др. – М.: Изд-во «Весь мир», 2005. С. 116.61Тănăse O. Geneza etnică a autohtonilor basarabeni: români sau moldoveni? // Buridava: studii şi materiale. –2009. – Nr. VII. P. 114 – 115.62Istoria românilor. În 8 vol. Vol. 3. Genezele româneşti. / Coord. S. Paşcu, R. Theodorescu.
– Bucureşti: Edituraenciclopedică, 2001. P. 129; История Румынии… С. 121.63Молдаване. / Отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачёв; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. МиклухоМаклая РАН. – М.: Наука, 2010. С. 41, 51.64По весьма условной оценке, основанной на данных топонимики и усреднённой людности сёл, в серединеXIV в. восточнороманское происхождение имело 60 % сёл, в которых проживало 49 % населения;восточнославянское – 32 % сёл и 40 % населения. В первой трети XV в.
количество восточнороманских сёлувеличилось до 75 % (69 % населения), восточнославянских – сократилось до 21 % (27 % населения). См.:Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII – XV вв. – Кишинёв: Штиинца, 1979. С. 113.5930Молдовенисты придают особое значение созданию молдавскойгосударственности в 1359 г. Они подчёркивают, что за исключениемкраткого исторического эпизода (правления Михая Храброго в 1600 г.)население Молдавии и Валахии никогда не было объединено под общимправлением. В свою очередь, унионисты считают, что Валахия, возникшая в1324 г., и Молдавия были частями единого этнического ареала, и поэтомуистория каждого из двух княжеств не может рассматриваться в отрыве другот друга, являясь составной частью истории румынского народа.
Унионистыотказывают современной Молдавии в праве считать себя наследницейМолдавского княжества. Они утверждают, что у современной Молдавии нетисторического опыта существования государственной традиции.65В Молдавском княжестве использовались этноним «молдаване» иглоттоним «молдавский язык».