Диссертация (1169258), страница 59
Текст из файла (страница 59)
и их внутриполитическиепоследствия лишили данные инициативы перспектив. События в молдавскойстолице сразу же были использованы приднестровской стороной дляужесточения своей риторики. Глава МИД ПМР В.В. Ястребчак наследующий день заявил, что «скорее всего, будущее Молдавии – это всё-такиинтеграция с Румынией», и главной задачей Приднестровья в свете событийв Кишинёве является «укрепление собственной государственности».640Кризис власти ПКРМ и создание правоцентристской коалиции,раздираемой внутренними противоречиями, привели к резкому сужениювозможностей Молдавии проводить скоординированную политику наприднестровском направлении.
Это способствовало также активизациивнутриполитической борьбы и в Приднестровье в 2009 – 2011 гг., посколькуослабли внешние стимулы поддерживать единство политической элиты.Правление нестабильных парламентских коалиций в Молдавии и обострениеборьбы за власть в Приднестровье делали невозможными достижениеполитических соглашений по приднестровской проблематике. Существовалавероятность, что любая политическая сила, которая выступила бы закомпромисс и уступки, окажется под огнём критики со стороны другихправящих сил и оппозиции.641 Отсутствие внутриполитических предпосылокдля активизации переговорного процесса способствовало, среди прочего,неудаче Мезебергской инициативы Д.А. Медведева и А.
Меркель в июне2010 г.,когдастороныдоговорились«сотрудничатьвнаправленииразрешения приднестровского конфликта», что могло бы «включатьСовместное заявление [президентов России, Молдавии и Приднестровья]. (Барвиха, 18 марта 2009 гг.) //Переговорный процесс… С. 214.640Интервью с В.В. Ястребчаком. // Известия.ру. – 08.04.2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://iz.ru/news/347324 (Дата обращения: 22.12.2017)641Devyatkov A., Kosienkowski M. Op. cit.
P. 323.639259совместные мероприятия России и ЕС, которые гарантировали бы плавныйпереход от нынешней ситуации к финальной стадии».642ВМолдавииврезультатеполитическогокризисаснизилсяполитический вес должности президента, который традиционно возглавлялпереговорный процесс по линии Кишинёва при всех бывших руководителях.Ссередины2011 г.главнымпереговорщикомвотношенияхсПриднестровьем стал премьер-министр В. Филат. Стимулом для активизациипереговоров между ним и властями ПМР стала смена власти вПриднестровье в декабре 2011 г.
Для В. Филата и Е.В. Шевчука, которыепретендовали на получение всей полноты власти, но не имели возможностиослабить влияние своих соперников во властных структурах (демпартии вМолдавии, «Обновления» в Приднестровье), ключевая роль на переговорахбыла способом повысить свой политический статус. Потенциал данныхпереговоров был ограничен отдельными проблемами сотрудничества всоциально-экономической сфере: например, в 2012 г.
было частичновосстановлено железнодорожное сообщение, прерванное в 2006 г. Даннаялиния рассматривалась властями ПМР как тактика «малых шагов».643Политически данная ситуация была выгодна и В. Филату, и Е.В. Шевчуку,выставлявших себя в роли защитников интересов простых граждан, но нестремившихся к расширению повестки переговоров из внутриполитическихсоображений.Внешнеполитическиеобстоятельства2014 г.(соглашениеобассоциации Молдавии и ЕС, украинский кризис) способствовали ещё болеесильному, чем ранее, углублению противоречий между Кишинёвом иТирасполем. Приднестровье, стремившееся к интеграции в Евразийскийэкономический союз, оказалось в полной региональной изоляции безперспектив ослабления внешнего давления, нарастающего при активномМеморандум по итогам встречи встречи Президента Д. Медведева и Федерального канцлера ГерманииА.
Меркель 4 – 5 июня 2010 г., г. Мезеберг. / Офиц. сайт Президента России. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://kremlin.ru/supplement/575 (Дата обращения: 22.12.2017)643Штански Н. Особенности урегулирования «конфликтов идентичности»: казус Приднестровья. //Международные процессы. – 2014. – № 1 – 2. С. 42.642260участии Украины. Стагнации переговорного процесса способствовало такжеобострение политической борьбы на обеих берегах Днестра в 2015 – 2016 гг.,в ходе которого политики, игравшие ведущую роль на переговорах (В.
Филати Е.В. Шевчук), утратили власть.Установление полновластия В. Плахотнюка в Молдавии и фирмы«Шериф» в Приднестровье в 2016 г. сблизило модель организациигосударственной власти на обоих берегах Днестра. Основой переговорногопроцесса в данных условиях является прямое взаимодействие междувладельцамикрупногобизнеса(В.
Плахотнюка«Шерифа»),которыеодновременноисобственникамиконтролируютдеятельностьгосударственных органов и правящих партий. Данный формат, которыйможноохарактеризоватькак«олигархическуюдипломатию»644,способствовал активизации переговоров в 2017 г. и достижению согласия порядувопросовнеполитическогохарактера(восстановлениепрямойтелефонной связи, одного из мостов через Днестр, признание документов овысшем образовании и др.).
У обеих сторон, как в начале 2000-х гг., вновьпоявилисьнеобходимыевнутриполитическиемеханизмыреализациидостигнутых соглашений и возможность расширения их тематики.Бегство Е.В. Шевчука в Кишинёв после отставки и получение имвременного убежища в Молдавии продемонстрировало также рост значениянеформальных связей между политиками с разных берегов Днестра, одной изпричинойкоторогодекларируемымивможноПМРсчитатьявноенесоответствиевнешнеполитическимимеждуприоритетамиисуществующим балансом сил в регионе, которое усиливает мотивациюзанимать более гибкую позицию, нежели официальная.Но, как и ранее, отсутствует согласие внешних сил, и ситуация наУкраинедополнительноусугубляетситуацию.УРоссиивновыхвнешнеполитических условиях нет возможности достичь соглашения втрёхстороннем формате (Россия, Молдавия, ПМР), деятельность которого644Соловьёв В.
Приднестровье и Молдавия поговорили по-деловому. // Коммерсантъ. – 27.11.2017.261неоднократно активизировалась в 1990-е – 2000-е гг. ЕС тоже не можетпровести переговоры по урегулированию конфликта с Кишинёвом иТирасполем без участия России. В отсутствие согласия России и ЕС пополитическим вопросам переговорный формат «5+2» фактически сводится кобсуждению отдельных проблем практического характера.Особенностью приднестровской проблематики во внутриполитическомконтексте является двойственная позиция унионистов.
Как националистыони крайне негативно относятся к Приднестровью и событиям 1992 г.,выступают за территориальную целостность Молдавии. Но при этом в ихсреде распространено мнение, что пребывание Приднестровья в составеМолдавии мешает перспективам её объединения с Румынией. Даннаяпозицияозвучиваласьнекоторымииз представителейунионистскогодвижения ещё в первой половине 1990-х гг., что дало повод президентуМ. Снегуру обвинить сторонников таких взглядов в предательстве страны наконгрессе «Наш общий дом – Республика Молдова!» в 1994 г.645 По отзывамнекоторых наблюдателей, ХДНП в начале 2000-х гг. более склонялась к«цивилизованному разводу», чем к восстановлению единства страны.646Идеологи унионизма выступали против «приднестровизации» Молдавии, еёреинтеграции любой ценой и указывали, что политики акцентируютприднестровскуютематикулишьдлятого,чтобынепоказатьсянепатриотичными, а не потому, что она вызывает реальный общественныйинтерес.647 В ноябре 2010 г.
президент Румынии Т. Бэсеску заявил, чтообъединение Румынии и Молдавии может произойти в течение 25 лет, играницаЕСпройдётпоДнестру.648Данноеуточнениемоглоинтерпретироваться как отказ от притязаний на левобережье Днестра приреализации сценария объединения, что после отставки подвтердил и самCuvântarea rostită de preşedintele Republicii Moldova, Mircea Snegur… Op. cit. P. 308.Neukirch C. Coming Closer to a Solution in Moldova? // Helsinki Monitor, 2003, Vol. 14, No.
4. P. 338.647Dungaciu D. Cine sîntem noi... Op. cit. P. 303, 330, 334.648Interviu cu T. Băsescu. (29.11.2010) // România Liberă. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://romanialibera.ro/opinii/interviuri/rusia-are-o--ostilitate--fata-de-romania-207830 (Дата доступа: 11.12.2017)645646262Т. Бэсеску,заявив,что«объединение[РумыниииМолдавии]сПриднестровьем в составе Молдавии невозможно».649Данные настроения в среде унионистов объективно схожи с позициейвсех политических сил Приднестровья, что не существует исторических иэтнических оснований для пребывания республики в составе Молдавии.
Дляунионистов Приднестровье представляет угрозу сценарию объединения сРумынией, поскольку там проживает 200 тыс. российских граждан,размещены российские войска и миротворческий контингент, а большинствосоставляет русскоязычное население, которое по этническим и историческимпричинам никогда не поддержит объединение с Румынией. Даже еслидопуститьусловныйсценарийустановлениявластиРумыниивПриднестровье (что невозможно на практике), то оно стало бы источникомпостоянной нестабильности, усиливая внутренние и внешние угрозы.
Помере усиления панрумынских настроений в Молдавии и роста политическихамбиций раздеяющих их сил влияние данной логики может усилиться, чтобудетпрепятствоватьлюбымкомпромисснымсоглашениямсПриднестровьем.В отличие от унионистов, левые силы реально заинтересованы вовстраивании Приднестровья в политическую систему Молдавии.
Для нихПриднестровье – своеобразный «якорь» молдавской государственности,который служит одной из гарантий сохранения её независимости. Поэтомулевые силы заинтересованы, чтобы Приднестровье было частью Молдавиине только формально. В отдельные периоды это обуславливает готовность ккомпромиссу на федеративной основе (ПКРМ в 2002 – 2003 гг., ПСРМ с2013 г.).Ноприэтомстремлениереализоватьсвоиинициативыобуславливало и попытки оказать давление на Приднестровье, которое небылозаинтересовановутратефактическойсамостоятельности.Левоцентристские и левые силы, которые позиционировали себя какŞtefan G.
Băsescu: Sunt multe argumente pentru începerea discuţiilor cu Moscova privind unirea României cuRepublica Moldova. // Agerpres. – 16.08.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.agerpres.ro/politica/2016/08/16/basescu-sunt-multe-argumente-pentru-inceperea-discutiilor-cumoscova-privind-unirea-romaniei-cu-republica-moldova-21-39-45 (Дата доступа: 11.12.2017)649263защитники интересов русскоязычного населения, неоднократно пыталисьинициировать давление России на Приднестровье (П. Лучинский в 1997 –1998 гг., В.