автореферат (1169253), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Этонаправление их внешней политики актуализировалось после вступления в ЕСи НАТО и, можно сказать, по сути, стало своеобразной заменой прежнейцелиевроатлантическойинтеграции.Хотясуществующиеопасенияэнергетического шантажа со стороны России вряд ли корректно сэкономической и практической точек зрения считать обоснованными,энергетическая тематика не только позволяет прибалтийским лидерам иметьполитические дивиденды за счѐт еѐ политизации применительно котношениям с Россией, но также и реализовывать (или искать возможностидляреализации)энергетическойвполнесфереконкретные(созданиеинфраструктурныетерминаловСПГ,проектывстроительствоВисагинской АЭС и т.д.).
Аналогична ситуация и в транспортной сфере:реализация проекта «Rail Baltic/Rail Baltic-2» не имеет обоснованияэкономической эффективности и окупаемости, однако, скорее всего, будетосуществлена при поддержке ЕС в первую очередь во имя политическойцели выхода из общего с Россией железнодорожного пространства сширокой колеѐй и вхождения в единое европейское железнодорожноепространство.Особенность интеграции стран Балтии в ЕС и НАТО состоит в том, чтоона носит в большей мере «евроатлантический», чем сугубо «европейский»26характер. Наиболее явно это проявляется в вопросах безопасности иобороны. В ОПБО ЕС они видят конкурента трансатлантическому союзуНАТО, опасаясь, что углубление интеграции в этой сфере может поколебатьрольСевероатлантическогоальянсакак«краеугольногокамня»ихбезопасности.
Если ЕС рассматривается в странах Балтии как гарантэкономической стабильности, то НАТО – как гарант безопасности. При этомчленство в Североатлантическом альянсе прибалтийские государствастремятся использовать для максимизации таких гарантий, с одной стороны,активно модернизируя свои вооруженные силы и инфраструктуру, с другойстороны, за счет получения дополнительных гарантий безопасности состороны НАТО (план «Орел-защитник») и размещения дополнительнойинфраструктуры альянса (создание центров передового опыта, увеличениеконтингента НАТО в условиях «украинского кризиса»).Четвѐртый параграф «Региональное измерение внешней политикиЛатвии, Литвы и Эстонии» посвящѐн региональным направлениям внешнейполитики стран Балтии с учѐтом их одновременно восточноевропейской исевероевропейской(илиобщебалтийской)идентичности.Есливисторическом смысле Латвия, Литва и Эстония имеют в целом близкую кпостсоциалистическим странам Восточной Европы судьбу, которая и сейчаспродолжает определять ряд направлений их внешней политики (за счетсамопозиционированиякак«специалистов»попостсоветскомупространству), то в культурно-ценностном смысле они, безусловно, ближе кБалтийскому региону – как в узком (прибалтийская интеграция), так и вболее широком смысле (формирование общебалтийской, «ганзейской»идентичности).
Причѐм, если самоидентификация жителей Литвы и Латвии вцелом содержит в себе также восточноевропейские черты, эстонцы восновном идентифицируют себя с Северной Европой (и даже Скандинавией).В то же время широкое присутствие североевропейского капитала вэкономиках всех трех стран создает экономическую основу для их тесногосотрудничества с северными соседями. В целом можно говорить о27своеобразной региональной «специализации» прибалтийских государств:Латвиясохраняетнаибольшуюприверженностьидеесобственно«прибалтийской» интеграции («Балтийского пути»); Литва наиболее активнодействует на постсоветском пространстве; Эстония стремится к усилениюсвоей роли в процессах североевропейской интеграции и ориентирует своюполитику в регионе на взаимодействие с северными соседями (в первуюочередь с Финляндией).Третья глава «„Восточная“ политика Латвии, Литвы и Эстонии в 20042012 годах» посвящена восточному направлению внешней политики Латвии,Литвы и Эстонии в исследуемый период, влиянию их геоэкономическогоположения на возможную корректировку внешнеполитической стратегии.Автор исходит из того, что без нормального, неконфронтационногосотрудничества стран Балтии с восточными партнѐрами их внешняяполитика обречена на неполноценность и идеологизированность.
Более того,это лишает возможности расширять экономическое сотрудничество сестественными торговыми партнѐрами (Россия, Белоруссия, Казахстан), азначит, качественно уменьшает ресурсную базу в условиях необходимостипреодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, атакже общего кризиса отношений Россия-Запад. В этом контексте авторомтакже предпринимается попытка оценить перспективы отношений России истран Балтии.
Композиционно глава включает в себя три параграфа.В первом параграфе «Общественно-политический консенсус по вопросамвнешней политики. Эволюция общественной поддержки в условияхмировогофинансово-экономическогокризиса»анализируетсявопросналичия/отсутствия в прибалтийских обществах и в партийной средеподдержки внешнеполитического курса. Экономический кризис обострилмежпартийныепротиворечияиослабилобщественнуюподдержкупроводимого внутри- и внешнеполитического курсов в странах Балтии(Литве, Латвии, Эстонии). При этом, если в Литве о наличии партийногоконсенсуса говорить с определѐнной долей условности представляется28возможным, то в Латвии и Эстонии внешнеполитическая стратегия,осложняемаянерешѐнностьювнутриполитическихнациональныхиязыковых проблем, является предметом столкновения позиций правящейправоконсервативной коалиции и социал-демократической оппозиции.
Темсамым к 2013 году в странах Балтии обозначилась тенденция к ведениюширокой общественной дискуссии о необходимости диверсификациивнешнеполитического курса и прагматизации отношений на восточномнаправлении (в первую очередь с Россией).Развитию отношений стран Балтии и России в контексте указаннойдинамикиобщественныхнастроенийпосвящѐнвторойпараграф«Российское направление внешней политики Латвии, Литвы и Эстонии». Этонаправлениевдокументахвнешнеполитическогопланированияприбалтийских государств традиционно в постсоветский период ставится наодно из последних мест, в то время как политическая и экономическаяреальность как двустороннего диалога, так и отношений России с Латвией,Литвой и Эстонией в контексте их членства в ЕС и НАТО демонстрируетпервостепенную значимость отношений с восточным соседом, или – шире –российского фактора во внутренней и внешней политике этих стран.Отношения России и стран Балтии рассматриваются в рамках четырѐхпроблемных областей – военно-стратегической (вопросы безопасности),политической, культурно-идеологической, экономической (сюда включена ипроблематика энергетического диалога).
В заключение автор предлагаетоценкуперспективконфликтогенныхразрешениявопросоввилисмягчениядвустороннихостротыотношенияхосновныхРоссиииприбалтийских государств; отмечает, что ключевую роль в этом могли бысыгратьгеоэкономическиевзаимовыгодногоучастияфакторы,вопределяющиедолгосрочныхвозможностьмеждународных(трансконтинентальных) транспортно-логистических проектах.В третьем параграфе «Экономическое измерение «восточной» политикиЛатвии, Литвы и Эстонии» рассматривается восточноазиатское направление29внешней политики стран Балтии, актуальность которого в исследуемыйпериод растѐт в связи с ростом в 2000-е гг.
интереса азиатских государств (впервую очередь Китая и Казахстана) к развитию сотрудничества и изучениювозможностейдлясозданиясовместныхэкономическихпроектов втранспортно-логистической сфере с Латвией, Литвой и Эстонией. СтраныБалтии, как и Российская Федерация, демонстрируют заинтересованность втом, чтобы воспользоваться транзитными возможностями, которые даѐт имгеоэкономическое положение. При этом успешная реализация такихтрансконтинентальных евразийских проектов невозможна без участияРоссии, а значит, требует активного и прагматичного диалога междуучастниками – то есть Россией и странами Балтии.
Такой подход способен нетолько создать условия для привлечения инвестиций в экономики всехгосударств, но и стать предпосылкой для экономического восстановления впосткризисный период, а, кроме того, – для улучшения отношений России сЛатвией, Литвой и Эстонией.В заключении обобщены результаты проведенного исследования.Апробация работыПоложения и выводы диссертации прошли апробацию в рамках ряданаучных и научно-практических мероприятий – VII Конвента Российскойассоциации международных исследований (28-29 сентября 2012 года), XXIIЭкономического форума в Крынице (Польша, Крыница-Здруй, 4-6 сентября2012 года), IX Международной научно-практической конференции студентови аспирантов «Россия-СНГ-Восточная Европа: состояние, проблемы иперспективы» (Москва, 25 апреля 2011 г.), в процессе участия в совместномнаучном проекте МГИМО-РСМД «Новая Восточная Европа: возможностидля России» и подготовки аналитических материалов для МИД России вкачестве сотрудника Центра североевропейских и балтийских исследованийИМИ МГИМО (У) МИД России, а также были отражены в публикацияхобщим объѐмом около 10 п.л.
Материалы исследования были такжеиспользованы при подготовке курсов лекций на кафедре истории и политики30стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России «Внешняя политикаЛитвы», «Политическая система Литвы», «Страны Центральной, ЮгоВосточной Европы и Балтии после вступления в Европейский союз».ПубликацииВ изданиях, входящих в список ВАК:1) Воротников В.В. Страны Балтии в НАТО: итоги десятилетия / В.В.Воротников // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – №6. – С.
9-17 (1а.л.). – ISSN: 2071-8160.2) Воротников В.В. Прибалтийские этнократии между Россией и Европой:поиск консенсуса в условиях экономического кризиса / В.В.Воротников //Вестник МГИМО-Университета. – 2013. – №6. – С. 25-33 (1 а.л.) – ISSN:2071-8160.3) Воротников В.В. Литовское общественное движение "Жальгирис" иформирование альтернативной внешнеполитической философии (поматериаламприложения"Жальгирис"кгазете"Республика")/В.В.Воротников // Балтийский регион.
– 2011. – № 3(9). – С. 59-70. (0,8а.л.). – ISSN: 2074-9848.4) Воротников В.В. Страны Балтии и российский транзит восточноазиатскихгрузопотоков / В.В.Воротников // Горизонты экономики. – 2011. – №3. –С.63-68. (0,6 а.л.). – ISSN: 2219-3650.В изданиях, не входящих в список ВАК:5) Воротников В.В. Латвия, Литва и Эстония в европейской и мировойполитике после 2004 года. Россия и страны Балтии / В.В.Воротников //Восточная Европа. Перспективы. – 2013.