диссертация (1169227), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Ф: ЦК СКМ. 1.427.27.56/268-295 - Анализа за шиптарското малцинство воНРМ, работена од 17.01. -10.02.1952 г.242Enciklopedija Jugoslavije: Jugoslavenski leksikografski Zavod “Miroslav Krleza”. Zagreb, 1955. C. 644.243Батковски Т. Великоалбанската игра во Македонија. Скопје: Мугри 21, 1994. С. 58, 75.244Там же.245Милосавлевски С. Албанците во Република Македонија 1945-1995г.: Легислатива, политичкадокументација, статистика.
Скопје: Студентски збор, 1997. С. 337.246Там же.78особенностей албанского населения. Так, например, албанским девочкам старались не даватьобразование по достижении определённого возраста. Тем не менее, средние школы наалбанском языке также повсеместно открывались. Если в 1946/47 учебном годусуществовала всего 1 средняя школа с 19-ю албанскими учениками, то уже в 1981/82 годусреднее образование на албанском языке проводилось в 20 школах.
Также росло числоалбанцев, желающих получить высшее образование. В 1951 г. их было всего 18, а в 1982 г. –2 462. Более того, с целью стимулирования создания высококвалифицированных кадровсреди меньшинств, была введена квота в 10% при поступлении в вузы.На заседании Политбюро ЦК КПМ 9 апреля 1952 г. было приняло решение опродолжении начатого курса по привлечению как можно большего числа албанских детей вспециализированные средние школы, о распространении грамотности, о печатании наалбанском языке учебников, а также о снабжении библиотек новыми книгами на албанскомязыке, создании интеллигенции среди албанского меньшинства, поощрении политикивовлечения албанцев в экономическую жизнь страны и их устройства на работу нагоспредприятия, фабрики, рудники и т.п.
В сообщениях иностранных миссий по деламнациональных меньшинств тогда высоко оценивалась политика македонских властей вотношении меньшинств. Согласно архивным данным, в докладе Генсека ФедеральногоСоюза европейских национальностей Пола Скадегарда от 5–8 мая 1955 г., опубликованномпосле его визита в греческую провинцию Македонию и НР Македонию, говорилось: «…Моевпечатление о югославской Македонии следующее: права меньшинств уважаются иобеспечиваются намного больше югославскими властями… Каждый местный язык можетиспользоваться даже в органах власти, и фактически используется ежедневно.
Каждыйпредставитель нацменьшинства может получить служебную должность, а политическиепреследования из-за языка, расы, происхождения или вероисповедания, похоже, неприменяются. Местные власти успешны и слаженно функционируют… Сравнивая сусловиями жизни в Греции, нет сомнения, что народные группы в югославской Македониипользуются намного большей личной свободой и правами в области культуры»247.Политическая жизнь проходила под знаком широкого вовлечения албанцев и турок вобщественную и политическую жизнь республики и страны, в деятельность Союза247Цит.по: Ачкоска В.
Македонскиот народ и малцинствата во Асномските документи во независнаРепублика Македонија. Од Ченто до Рамковниот договор (1944-2001) // Зборник на трудови од научниот собирпо повод 100-годишнината од раѓањето на методија Андонов Ченто одржан во Скопје на 16 б 17 декември2002г. „Ченто и Македонската државност – Скопје: МАНУ и ИНИ, 2004. С. 252.79коммунистов. Однако в послевоенные годы не отмечалось стремления албанцев статьчленами партии. В 1948 г.
из 27 029 членов СКМ 86,09% были македонцы, а 5,62% –албанцы. И 10 лет спустя албанцы составляли только 6,23% членов македонской партийнойорганизаци.С середины 50-х годов, когда югославское общество взяло курс на самоуправление, встране начался период интенсивных политических и экономических преобразований.Конституция СФРЮ 1963 г., с одной стороны, поднимала статус национальных меньшинств,которых стали называть «народностью», а Автономные области (Косово и Воеводина)получили статус автономных краёв.
С другой стороны, принижалось значение нации всистеме социалистического самоуправления. Община, край, республика, федерациястановились общественно-политическими содружествами, главной задачей которых былаинтеграция самоуправления. Ожидалось, что экономические реформы и политическиеизменения в федерации и республиках смогут ликвидировать имеющиеся межнациональныепротивостояния. Однако эти надежды не оправдались, и по стране прокатилась волнанационалистических выступлений, в том числе, в 1968 г. Косове и Македонии. Албанскийвопрос вновь зазвучал как вопрос развития национальных прав и помощи экономике Косова.В 1963 г. секретарём ЦК СКМ становится К.
Црвенковский248. Его команда состоялаиз либеральных реформаторов, таких как С. Милосавлевский, Т. Чокревский, М. Недков, Д.Мирчев и Ч. Тахир. Они стремились играть более весомую роль в федеральных делах иактивно обсуждали вопрос о расширении прав национальных меньшинств и о праве нации насамоопределение.К. Црвенковский оставался твёрдо на той позиции, что Македония,Сербия, Хорватия – это национальные государства македонского, сербского, хорватскогонародов, в которых также проживают части других народов – меньшинства. Нопредоставление меньшинствам равноправных условий наряду с конституционныминародами, согласно К. Црвенковского, ни в коем случае не означало, что меньшинства могутиметь право превратиться в «государствообразующий субъект» в стране проживания 249.
Онговорил, что не видит перспективы развития турок и албанцев в Македонии, если ониотрицают македонскую государственность250.248Црвенковский Крсте (1921–2001) – Секретарь ЦК СКМ с 1963 –1969 гг., член Президиума СФРЮ, ас июня 1971 г. по июнь 1972 г. года заместитель председателя Президиума СФРЮ. В 1974 г. из-за либеральныхвзглядов отстранён от политики.249Эти свои позиции К.Црвенковский досконально развил. См.
подробнее: Црвенковски К. Томовски М.Заробена Вистина. – Скопје: Култура, 2003. С. 173-174, 192, 203, 474-475, 630.250Там же.80В Македонии примерно до конца 1960-х гг. албанский вопрос как проблемаофициально не существовал. Власти были уверены в правильности и безальтернативностивыбранного курса по отношению к меньшинству. Они были убеждены в том, что сповышениемуровняобразованияалбанцев,проведениемкультурнойполитики,применением мер, поддерживающих национальное и культурное самоутверждение албанцев,вовлечениемихвобщественнуюиполитическуюжизньстраны,повышениемэкономического уровня республики амортизируются любые враждебные настроения иослабнет межэтническое напряжение. Руководство республики верило в то, что албанцынаконец примут македонское государство и начнут работать на благо страны, а не противнее.
Албанцы не привлекались к ответственности за своё фашистское прошлое и борьбупротив народно-освободительного движения в Югославии и в Македонии. В 1953 г. по ст.118 уголовного кодекса Македонии о враждебной пропаганде был осужден всего одинчеловек албанской национальности251.Терпимой была и политика властей по отношению к албанским эмигрантам. Во имяпродолжения развития политики равноправия и уважения национальной самобытностименьшинств, Македония стала принимать албанских эмигрантов и размещать их на своейтерритории. Албанские семьи обеспечивались жильём, социальной и материальнойподдержкой, денежной помощью и т.п. Архивные материалы указывают на то, что к 1951 г.было принято 520 таких эмигрантов, из которых 96 были размещены в г.
Дебар, 120 в Скопьеи его окрестностях, 45 в г. Гостиваре, 45 в Гьорче-Петров и т.д.252 Таким отношением кэмигрантам власть посылала позитивный сигнал албанскому меньшинству в республике истране о том, что власти доброжелательно относятся к албанскому народу. Югославия в тегоды показывала свою демократичность и открытость миру, открывая границы, например, сАлбанией для общения с единоверцами в Югославии.
Система образования всё больше ибольше согласовывалась с нормами в Албании. В Македонию ввозились учебники наалбанском языке, из Тираны приглашались преподавательские кадры.В условиях жестоких дискуссий относительно предоставления Косову статуса“республики”, македонское руководство было крайне озабочено данной постановкойалбанской проблемы.
В 1967 г. на одном из заседании Президиума ЦК СКМ сообщилось, что251Комисија за национални малцинства, јули 1959 г. Информација //Милосавлевски С. Албанците воРепублика Македонија 1945-1995 г. С. 61.252Државен арив на РМ. Ф:ЦК СКМ - 1.42729.112/506-512. Информација за животот на емигрантите одАлбанија од 14.11.1951 г. – С. 2.81“албанцы и турки – составляющая часть СР Македония, что они связаны с македонскимнародом и поэтому располагают всеми правами, которыми располагают все рабочие встране”253.
Важно было подчеркнуть, что границы СР Македонии сформированы не врезультате захвата албанских и турецких территорий, что турецкое меньшинствообразовалось с распадом Турецкой империи, а албанское путём миграции254.С принятием Конституции 1974 г. начался новый этап развития федерации. Этотпериод ознаменовал начало процесса децентрализации Югославии, а вместе с тем былсделан толчок дезинтеграционным устремлениям в стране.
Республики и автономные краянаделялись широкими полномочиями, приобретали политическую и экономическуюсамостоятельность. По сути, субъекты федерации получали государственный статус.Республики становились ответственными за своё политическое и экономическое будущее.Менялся статус автономных краёв, они получали права равные республиканским. Крометого, понятие «национальное меньшинство» окончательно заменялось на «народность». Ещёбольше внимания стало уделяться культуре и национальной самобытности народов инародностей федерации. По словам исследователей, создавался некий новый тип федерации.По мнению Е.Ю. Гуськовой, «речь шла о сильных элементах конфедерации в классическомварианте федеративного государственного устройства»255.В конце 1960-х - начале 1970-х гг.
в Югославской федерации обостряется социальнаяи межнациональная напряженность. В мае 1968 г. в ряде городов СФРЮ прошли массовыестуденческие демонстрации. Особо большой размах они получили в столице Белграде. Вноябре 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городовавтономного края Косова. В том же году волнения албанцев прокатились и в македонскомТетове, а в 1969 г. демонстрации школьников с албанскими флагами и портретамиСкендербега прошли и в черногорском Ульцине256.
Демонстрации, как и ранее в Белграде,были разогнаны милицией, а их участники арестованы. Все послевоенные годы Косоворазвивалось медленнее, чем любой другой регион Югославии, несмотря на широкийперечень экономических мер, направленных на развитие неразвитых и недостаточно253Национална рамноправност – долг процес.