Автореферат (1168963), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В этой последовательности состояний первым актуализируетсязначение словесной формы в РД говорящего, вторым – знаковое образование,потенциально связанное с соответствующими значениями в РД говорящего и вРД реципиента, третьим же актуализируется состояние системы в видезначения словесной формы в РД реципиента. Данные состояния связаны междусобой отношением генетического типа, развернутого во времени, в которомзначение словесной формы в РД говорящего образует основание дляпорождениясоответствующегокомпонентазнаковойсистемытекстаопределенный организации, сам же этот компонент образует основание.Целостная семантика дискурса представлена совокупностью значенийзнаков в РД говорящего и РД реципиента.
Целостная семантика текста имеетоснование в совокупности концептов в РД говорящего и РД реципиента при ихчастичном совпадении.Вторая глава посвящена изучению основ психолингвистической концепцииединицы целостной ситуативной семантики дискурса.Вдиссертациимырассматриваемсмысловуюструктурутекставпсихолингвистической интерпретации, а именно, как функции текста в рамкахиерархически более высокой целостности, в рамках дискурса, в качестве которогопринимается речевая деятельность участников коммуникации. Придерживаясь точкизрения на дискурс проф. Е.В.Сидорова, мы рассматриваем дискурс как единствовысказывания (текста) и деятельностей с ним (Е.В.Сидоров).
Включение текста вкачестве составляющей в речевую деятельность участников коммуникации17предоставляет исследователю возможность сосредоточить внимание на функциитекста в рамках этой более высокой целостности, что приводит к выявлению егопредметного, содержания.При деятельностном подходе к исследованию семантики дискурса предметоманализа является не изолированное высказывание или текст как продукт процессовречеобразования или материал для процессов речевосприятия, а сами процессы,причём под единицей целостной семантики дискурса предлагается пониматьпсихическую операцию по организации семантики дискурса способом взаимнойкоординации речевых действий говорящего и реципиента.
Целое, дискурс,складывается не из сочетания и объединения отдельных элементов, а «издинамической организации операций в более сложные действия и далее в ещё болеесложную деятельность. Применительно к речи это означает, что категории еёанализа должны иметь статус речевых операций, а не речевых продуктов»6. Можнополагать, что такой статус единицы целостной ситуативной семантики дискурсасвязан с употреблением в речевой коммуникации того или иного высказывания,текста, в определенных ситуациях, определенных обстоятельствах.Исходя из системно-деятельностного подхода к анализу речевой коммуникациимы полагаем, что следует рассматривать ситуативную семантику дискурса вкоммуникативном существовании ее единиц как для говорящего, производящеготекст, так и для реципиента, ситуативно интерпретирующего текст.
Имеются всеоснования считать, что всякий речевой акт, продуктом которого является текст,представляетсобой,соднойстороны,процесспостановкиирешениякоммуникативной задачи, т.е. процесс управления деятельностью реципиента повосприятию передаваемого коммуникантом исходного текста, с другой стороны, результатотраженияиосмыслениякакого-тофрагментаобъективнойдействительности, сведения о котором и легли в основу данного текста.Следовательно, феномен целостной ситуативной семантики дискурса представлен вреальности речевой деятельности коммуникантов, которая всегда сопряжена скогнитивными процессами.6Тарасов Е.В. Тенденции развития психолингвистики. - М.: Наука, 1987. – С.96.18Если принять идею о том, что познание окружающей действительности есть ееличностная репрезентация и моделирование (О.Е.Баксанский, Е.Н.Кучер), товыдвигаемая идея целостной ситуативной семантики дискурса указывает насопряженный характер познания в речевой деятельности говорящего и в речевойдеятельности реципиента.
Иными словами, процесс познания согласуется сдискурсом, и, следуя концепции речевой деятельности И.А.Зимней, можно полагатьпредметом речевой деятельности мысль как форму отражения отношений предметови явлений реальной действительности.Представляется,однако,чторечевыезнаковыесистемы(тексты,сверхфразовые единства, высказывания) целесообразно соотносить не с мышлением,но с деятельностью человека в целом, включающей, конечно же, и мышление.
Тогдадискурс можно будет соотнести с целостной деятельностью, высказывание (текст)— с относительно самостоятельным действием в составе деятельности, асверхфразовое единство — с относительно самостоятельной группой действий всоставе целостной деятельности. При этом, говоря о деятельности, соотносимой сречевымизнаковымиобразованиями,мыимеемввиду,преждевсего,коммуникативную деятельность отправителя и адресата сообщения в совместномдля них акте коммуникации.
Через коммуникативную деятельность речевыезнаковые образования соотносятся далее с другими деятельностями, с целостнойжизнедеятельностью участников коммуникации в условиях окружающей ихситуации действительности.Способность человеческого сознания переводить получаемую посредствомотражения и дальнейшего восприятия информацию о внешнем мире во всё болеекрупные единицы позволяет полагать, что, сформировав последовательность из двухдиахронических знакообразов, являющихся результатом отражения развивающейсяво времени одной и той же ситуации, индивид будет стремиться интегрировать их водну смысловую целостность. Их интеграция приведёт к выработке целостногознакообраза более высокого ранга, который отразит в сознании индивидасемантические изменения во внутреннней форме ситуации, замену семантическихсвязей,отношений,переживаемойимпредставленийпотребности.ит.д., существенныхТакой19характерс точкипереработкизренияполучаемойпосредством отражения информации путём её последовательного перевода во всёболее крупные знакообразы подтверждается и исследованиями специалистов по«искусственномуинтеллекту»,которыетрактуютчеловеческиймозгкакконтрольную систему, функционирующую наподобие вычислительной машины(Л.И.Анцыферова, Э.А.Бабкин, Д.М.Жилин, А.Л.Журавлев, Г.Саймон, Дж.Слейгл,О.К.Тихомиров, Н.Е.Харламенкова и др.), а развитие мышления связывают сразвитием вычислительной техники, программного обеспечения, компьютерныхтехнологий организации и обработки данных (А.Н.Баранов, М.Г.Гаазе-Рапопорт,С.В.Кулюткин, Ю.В.Попов, Э.В.Скороходько, А.А.Хорошилов, G.T.Altmann, и др.).В ходе такого поэтапного осмысления отражаемого формируется прогрессия мыслейразной степени сложности и абстакции в виде последовательности промежуточныхразноуровневых знакообразов, из которых каждый последующий знакообразявляется иерархически более высокого уровня и включает в себя нижележащиезнакообразы в качестве образующих элементов, приобретая при этом новоезначение.
Сформированное в результате этого процесса целостное смысловоеобразование являет собой не сумму элементарных диахронических знакообразов, анекую смысловую целостность, раскрывающую новый семантический срезотражаемой ситуации, конкретизирующий её внутреннюю форму. Некоторыеисследователи полагают, что эта целостность имеет вид когнитивной сети.Такая трактовка процесса восприятия весьма близка концепции Н.И.
Жинкина,который утверждает, что во всяком относительно законченном тексте высказана«одна основная мысль, один тезис, одно положение», всё же остальное являетсяразвитием этого тезиса7, и соответствует подходу Л.С. Выготского к исследованиюмеханизма речепорождения, который выражается в утверждении несводимостицелого к его частям, к элементарным процессам.Воспринимая текст или развивающийся во времени фрагмент действительности,индивиднепрерывновырабатываетнаосновепереживаемойпотребностизнакообразы срезов этой ситуации, выделенных путём синхронической сегментацииотражаемой объективной действительности, затем, синтезируя синхронические срезывыделяет7диахроническуюситуацию,т.е.определяетЖинкин Н.И.
Механизмы речи. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – С. 250.20тежевыработанныесинхронические знакообразы, которые содержат в себе значимые с точки зренияиндивида изменения отражаемой ситуации и способны выступить в функции 1-ой и2-ой фаз диахронической ситуации. Их интеграция приводит к выработке целостногодиахронического знакообраза отражаемой ситуации.Результатом смыслового восприятия текста или развивающейся во времениситуации должен быть не набор отдельных знакообразов различных состояний (фаз)отражаемой ситуации, но один целостный знакообраз этой ситуации, взятой напротяжении всего этапа её восприятия и развития.
Выработка такого знакообразаможет быть обеспечена только на основе установления смысловых связей междуфазами развития ситуации.Анализпроцессаформированиязнакообразаотражаемогофрагментадействительности показывает, что только при условии выстраивания оппозиции какэлементов отражаемой ситуации в синхроническом знакообразе, в диахроническомзнакообразе возможен процесс осмысления отражаемой ситуации, процесс выявленияи закрепления в сознании семантики её актуальной на момент отражения внутреннейформы. Только на основе оппозиции двух или нескольких синхроническихзнакообразов становится возможной их интеграция (свёртывание) в диахроническийзнакообраз, т.е. восприятие коммуникативной ситуации с точки зрения еёсемантического перехода из одного состояния в другое, переход к осмыслениюситуации на более высоком уровне.Самостоятельноесуществованиезнакообразаобеспечиваетсяегооппонированием другому знакообразу того же уровня.
Для актуализации своегозначения слову (коммуникативной структуре) нужна материальная сущность,отличающая его от содержания другого слова (коммуникативной структуры).Связностьсмысловойструктурыдискурса,т.е.переходотнижележащихзнакообразов к вышележащим, основана на принципе семантики оппозицийодноуровневых знакообразов. Таким образом, исследуемая новая целостность,единица ситуативной семантики дискурса, представляет собой семантическоеразвитие знакообразов различных уровней (синхронических и диахронических),последовательно интегрируемых на основе выстраивания оппозиции одноуровневыхзнакообразов в коммуникативных деятельностях говорящего и реципиента.21Критерием выделения и описания единицы целостной ситуативной семантикидискурса является семантически и коммуникативно значимый аспект ситуативнойсемантики дискурса, обеспечивающий выработку реципиентом диахроническогознакообраза описываемой говорящим ситуации, адекватного исходному знакообразукоммуниканта.
В диссертации указывается, что в речевом сообщении моделируетсяне столько сам исходный знакообраз, сколько последний этап психическогопроцесса выработки этого знакообраза, когда все его составляющие уже выявлены иих функции определены, и осталось лишь интегрировать их в целостный знакообраз,являющийся психическим представлением центрального элемента (исходногосодержания) в единстве с семантикой его развивающейся внутренней формы.Интегрированная модель систем языковых оппозиций выступает в качествесущественного аспекта создания целостной ситуативной семантики дискурсакоммуникантов. Эта модель выполняет функцию управления процессом выработкиреципиентом знакообраза, адекватного исходному знакообразу говорящего.
Врезультате интеграции такой оппозиции в своём сознании реципиент вырабатываетновое целостное семантически содержательное образование «интегрированныйдиахронический знакообраз» (ДЗН-И), которое представляет собой единствосемантики центрального элемента, вовлечённого во взаимоотношения как минимумс двумя объектами, выводящими на первый план его наиболее существеннуюфункциональную характеристику.В силу того, что исследуемая целостность «единица ситуативной семантикидискурса» (Е ССД) функционирует как психический механизм формированияцелостной ситуативной семантики дискурса, она должна характеризоваться вструктурном аспекте относительной жёсткостью, т.е.