Диссертация (1155326), страница 54
Текст из файла (страница 54)
Кихней и М.В. Галаева: «модель домаструктурно повторяет модель тела – «дом» является также, как и «тело»,показателемупорядоченностимикро-имакрокосма.Отсюдачастичноесовпадение семиотических функций этих образов, что, кстати, было характернодля мифологического мышления»559.Деструкция тела, корреляция с мотивом боли и страданий. Образ тела впоэзии Я. Дягилевой часто поддается деструкции, в связи с чем лирический геройиспытывает боль: «Полууничтоженных под пятитонный пресс» (С. 179); «Сбиваяруки в кровь о камень, край и угол / заплаты на лице я скрою под чадрой» (С. 175);«Некуда деваться - нам остались только сбитые коленки»560 (С. 209); «Потеплому загара источившимся ножом» (С. 169); «Зеленка на царапину» (С.
170);«Несгибаемый ужас в изгибах коленей <...> Покатилось лицо по камням последам» (С. 237); «Сапогами в камни сбитые / Да об рельсы подошвой стертою /В голенище кошачьей лапою» (С. 177); «От накрытых столов / до пробитыхголов» (С. 181); «Рваная рана, кривая железка» (С. 183); «В слове соль и стеклаосколками впиваются в живое» (С. 219). Можно предположить, что страданиялирического персонажа постоянны («Недопокореженных - под гусеницы вновь»(С. 179)) и безнадёжны («Недопокалеченному выбить костыли» (С. 179)). Такимобразом, на образы физических ран автор проецирует душевные страдания559Кихней, Л.
Г., Галаева, М. В. Локус «дома» в лирической системе Анны Ахматовой / Л. Г. Кихней, М. В.Галаева // Восток – Запад: Пространство русской литературы / Мат-лы межд. науч. конференции. – Волгоград,2005. – С. 87.560Там же. – С. 209.257лирического персонажа. Примечательно, что повреждение тела часто выраженочерез сему кровь: «В моей крови песок мешается с грязью» (С. 201); «Отвселенской любви только морды в крови» (С. 206); «А в восемь утра кровь изпальца анализ для граждан» (С. 211).Образ болезненного страдающего тела в поэзии Я. Дягилевой часто описанс помощью прилагательных, имеющих негативный узуальный коннотат: грязный,заразный, истерзанный, неприятный: «Не подходи ко мне - я заразная, грязная/<…>/ Махни рукой – развеешь дым моих вонючих папирос, / Что глаза так ест.Пока еще не до слез» (С.
174). Примечательно, что лирическому герою частозакрывают либо завязывают рот («Я тряпочкой рот прикрою от греха» (С. 174)),что, вероятно, является отсылкой к проблемам поэта и толпы, недооцениваниячеловеческой свободы слова и конфликта лирического героя и общества: «Надороге я валялась / Грязь слезами разбавляла / Разорвали нову юбку / Да заткнулиею рот» (С.
199).Рассмотрим характеристику образа головы в творчестве Я. Дягилевой, таккак в её поэзии этот телесный образ часто носит негативный характер. Образголовы связан с мотивом боли и страданий, что ярко выражено в повторе в песне«Крестом и нулем»: «Болит голова это просто болит голова» (С.
215). Головнаяболь постоянно сопровождает лирического персонажа: «А я курить бросаю / А тоголова стала болеть и сплю плохо» (С. 227); «В распухших головах» (С. 203).Однако в стихотворении «Неясный свет через метель и луч…» (С. 218) больотсутствует, но лирический герой опасается её: «Чтоб не пронзили головноюболью / Чтоб мокрыми ногами не шагать» (С. 218).С мотивами боли и страданий связано и частотное использованиеопределения «седой» при описании человеческого тела, что, вероятно, указываетне только на пожилой возраст, но и на обилие стрессовых ситуаций и страданий вжизни лирических персонажей, следовательно, здесь присутствует корреляциятелесности и мотива страданий: «Щенок дрожащий засыпает / На коленяххозяйской Матери седой» (С. 217); «Если с конца – потемнеют седины / Сколько258мне лет?» (С.
183). Более того, в стихотворении «Отпусти, пойду. За углом мойдом...»определение«седой»авторупотребляетприописанииобразаолицетворённой печали: «У ворот Печаль встанет сгорбленным / Старичкомседым да понурится» (С. 178); «Тронет бороду, глянет в сторону» (С. 178).Метаморфозы тела. Примечательно, что в трёх произведениях Дягилевойобнаруживаем метаморфозы: изменения внутреннего мира и поведения человекатрансформируют и тело человека в зооморфные или природные образы: «Или даймне стать лютой сволочью / То ли зверем стать с серой шкурою / То ли омутомс тиной бурою» (С. 167); «А телевизор будешь смотреть - козленочком станешь/<…>/ «Крылья - твои, взамен на рога /<…>/ У Русалочки из хвоста ножкисделала фея / Добра хотела злою ведьмой оказалась» (С.
173); «Я рядом с тобоюв серенькой шкурке / Я прыгну оттуда хищной зверюшкой / Я прыгну оттудасереньким тигром / В серенькой шкурке» (С. 232).Таким образом, на основе анализа поэзии Я. Дягилевой, образ тела в еёпоэтике футляризируется и поддаётся деструкции, что закономерно связано смотивами боли и страданий. Так, тело трансформируется в гроб для души, чтоуказывает на корреляцию образов тела, дома и смерти.Резюме1.
Мотив пути в творчестве Я. Дягилевой часто является бессмысленным ибесцельным, кроме того, он связан с мотивами безысходности и смерти.2. Горизонтальное пространство в поэзии Я. Дягилевой, как и у А. Башлачёва,носит негативный характер. Путь по вертикальному пространству коррелируетс мотивами смерти и самоубийства и, соответственно, так же, как игоризонтальное пространство носит негативный характер.3.
Путь к небу может быть связан с мотивом надежды и носить позитивныйхарактер, но, с другой стороны, он связан с мотивом смерти и носитнегативный характер. Иными словами, путь от жизни смерти может бытьнаправлен сверху вниз – к аду и снизу вверх – к раю.2594. Путь по вертикальному пространству по траектории снизу вверх или сверхувниз рано или поздно заходит в тупик и переходит в движение по кругу,который тесно связан с мотивами безысходности и отсутствия пути.5. Мотив пути как поиска цели находится в ирреальном пространстве, котороеокружено линией пути в реальном пространстве.6. Путь с обязательным возвращением носит позитивный характер, так каклирический герой ищет убежище от внешнего «чужого» мира.7.
Мотив ухода связан с выходом из круга безысходности, а, следовательно,носит позитивный характер.8. Жизненный путь в творчестве Я. Дягилевой носит экзистенциальный характер:смысл жизни в смерти, а сама жизнь – это муки и страдания человека.9. Образ тела в поэтике Я. Дягилевой футляризируется, трансформируясь в гробдля души, что закономерно указывает на корреляцию телесного кода, образадома и темы смерти.
Важно, что образы дома и тела являются изоморфнымиобразами, моделируя метафору: дом – это тело, а тело – это дом.260ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведённыйструктурно-семантическийанализпозволилвывестизакономерности.1. Пространство в рок-произведении строго организовано и основано наоппозициях двух видов: первичные пространственные противопоставления ивторичные ценностные оппозиции. К первичным оппозициям причисляются:открытое / закрытое пространство, путь по горизонтальному пространству /путь по вертикальному пространству, город / природа, дом / бездомье, роднойдом / чужой дом, дом / улица, дом / лес, внутренний / внешний мир, мы / они,свой / чужой, столица / периферия, родная земля / чужая земля, внутри /снаружи, Россия / Запад, верх / низ и др.
К вторичным противопоставлениямотносятся: жизнь / смерть, смех / молчание, глупость / мудрость, имманентный/ трансцендентный, материальный / нематериальный, разум / душа, свобода /несвобода и др.2. Ключевымпространственныммотивом,соотнесённымсисходнымиоппозициями и соединяющим их в единое структурное целое, является мотивпути. Путь играет медиальную роль и нивелирует «спациальные» иэкзистенциальные противопоставления. При этом в поэзии Летова, Башлачёваи Дягилевой формируется общий инвариантный сюжет, который воплощаетсяв разных мотивно-образных парадигмах.3. Выявлена общая модель движения лирических субъектов Летова, Дягилевой иБашлачёва, лежащая в основе инвариантного сюжета, – переход из закрытогопространства в открытое, который трактуется как умирание, смерть.4.
Эта инвариантная модель пути по-разному реализуется в творчествеисследуемых авторов. У Башлачёва выход из замкнутого пространстватрактуется как вертикальный путь. В поэзии Летова происходит «схлопывание»внешнего и внутреннего пространства, поэтому выход из замкнутого внешнегопространства трактуется им как выход из внутреннего пространства тела. В261творчестве Дягилевой выход из замкнутого пространства связан с мотивомпрекращения кругового движения.5. Ключевым пространственным образом в поэзии избранных авторов являетсяобраз дома. Дом соотнесен с негативной мотивно-образной парадигмой: онсвязывается с чувством опасности, мотивом деструкции, онтологическойвнеположностьюлирическогогероя,безысходностью,заброшенностью,отчуждённостью, одиночеством.