Диссертация (1154997), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Строитсяпривлекательнаяобразовательнаябазасмощнымнаучнымфундаментом–потенциальным источником «мягкой силы». В последние время Россия пытается нетолько сохранить лидирующее место на постсоветском пространстве, но и стремитсявыйти на мировой рынок образовательных услуг,159Китай шел своим непростым путем. Всем известно, что Китай имеет богатейшуютысячелетнюю историю образования, одним из проявлений которой является, например,культ учителя. Однако, еще в начале прошлого века в Китае в силу ряда причинпрактически отсутствовала современная система высшего образования в европейскомпонимании этого термина. Таким образом, Китай был вынужден догонять развитыестраны, начиная, образно выражаясь, с «нуля».
Экономические успехи позволили Китаюдостичь к началу 21 века впечатляющих результатов по модернизации собственнойобразовательной системы. Китай начал активно продвигать проекты, связанные собразованием, что заложило прочную основу для создания привлекательного имиджа,который страна может использовать для «мягкого влияния». Благодаря открытию сетиобразовательных центров под именем «Институт Конфуция» китайский язык и китайскаякультура стали намного доступнее для всего мира. В результате развития образования ирасширения международных связей китайское образование стало более привлекательными полезным для иностранцев. Таким образом, с помощью образовательных программ иобменов сформировался эффективный канал «мягкой силы».Китайскийязык,ключкцивилизацииКитая,выступаетэффективныминструментом «мягкой силы» не только в ряде азиатских регионов, но и во всем мире.Институт Конфуция предоставляет возможности всесторонне изучать китайскуюкультуру в самом широком смысле этого слова.
Институт в полной мере являетсяплацдармом и проводником «мягкой силы» китайского образования за рубежом. ВластиКитая разработали множество программ, касающихся культуры, языка, образования,обеспечили их продвижение законодательными документами, административной ифинансовойподдержкой.Усилияправительстваблаготворноподействовалинаповышение роли китайского языка и культуры за пределами страны, и в конечном итогеспособствовали созданию современного имиджа Поднебесной. Получение образования вКитае стало очень заманчивым для иностранных студентов. Благодаря проводимой нагосударственном уровне продуманной и эффективной политике по привлечениюиностранцев и созданию благоприятных условий жизни для них, китайское образованиесумело привлечь большое число талантов в Поднебесную, тем самым формируя базу«мягкой силы» в долгосрочной перспективе.160Анализируя российскую и китайскую стратегии реализации «мягкой силы» в сферевысшего образования,можно выделить ряд схожих моментов.
Обе страны прошлисложный путь модернизации и развития образования, и сейчас сталкиваются со схожимипроблемами, влияющими на качество образования, что может нанести урон политикепродвижения их национальных интересов. К числу этих животрепещущих вопросовотносятся: падение качества образования в результате неконтролируемого ростаколичества вузов и контингента учащихся; утечка умов; растущая потребность вувеличении денежных ассигнований; диспропорции в развитии регионов; проблемытрудоустройство выпускников вузов и др.Подходы к решению общих проблем в России и в Китае также похожи. Например,для установления крепкого фундамента «мягкой силы» в сфере высшего образованиявластямидвухстранбылипредпринятыаналогичныереформы:объединениеуниверситетов, разработка проектов (китайские 985, 211 и российский 5-100),составление рейтинга вузов (Шанхайский ARWU и Московский "Три миссииуниверситета").
В обеих странах действует ряд государственных органов, которыевыполняет схожие задачи и функции и имеют почти одинаковые цели – формирование уиностранной публики позитивного образа, повышение собственного престижа ипривлекательности, иными словами, нацелены на обеспечение использования этихрычагов и инструментов «мягкой силы». За рубежом продвижением российскоговысшего образования и русского языка как инструмента «мягкой силы» занимаютсяРоссотрудничествоиФонд«Русскиймир».ЭтиструктурысопоставимысГосударственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом(Ханьбань), а Центр русского языка можно уподобить Институту Конфуция. Конечно, укаждой страны имеются свои специфические черты и особенности в политике развитиявысшего образования и использовании его в качестве инструмента «мягкой силы».Однако сходных моментов больше, что объясняется рядом факторов, в частности темогромным влиянием, которое оказала советская система высшего образование настановление аналогичной системы в Китае.После основания КНР китайское правительство направило наибольшее количествостудентов именно в СССР, в основном для изучения передовых достижений науки и161техники.
Таким образом, в 50-е и в 60-е годы 20 века был заложен прочный фундаментвзаимного сотрудничества. В последующий период отношения двух стран пережилинемало трудностей, однако в настоящее время они находятся на высоком уровне.Кооперация двух держав в сфере высшего образования углубляется с каждым годом,обе стороны привлекают к себе все больше учащихся из государства-партнера.Международные образовательные обмены получают государственную поддержку.
Цельэтих программ состоит в улучшении взаимопонимания между народами; демонстрациинациональных достижений посредством образования; развитии сотрудничества междугосударствами. За последние годы численность китайских студентов в России ироссийских студентов в Китае выросла. Стороны намерены дальше развивать связи. Вмасштабные планы входят: увеличение количества центров по изучению русского языкав Китае и китайского языка в России; развитие сотрудничества университетов разныхрегионов; взаимодействие ведущих вузов; организация выставок имероприятийнаучно-образовательного характера, в которых намерены принять участие университетыдвух стран. Ярким примером сотрудничества России и Китая по «мягкой силе» в сферевысшего образования выступает совместный российско-китайский университет в городеШэньчжэнь в Китае.В настоящее время, судя по различным мировым рейтингам, китайское высшееобразование в целом имеет более высокий статус. Россия на этом фоне выглядит менееконкурентоспособной.
Отчасти такие результаты объясняются тем, что в Россииразработка проектов, подобных китайским, началась намного позже (проект 211 – с 1995г., проект 985 – с 1998 г. в Китае; проект 5-100 с 2012 г. в России; Шанхайский рейтингARWU с 2003 г., Московский «Три миссии университета» с 2017 г.). Понятно, что любойрейтинг не отражает полную и реальную картину. Необходимо разработать собственныеверсии, чтобы создать позитивный образ, так как существующие международныерейтинги не в полной мере учитывают преимущества российского образования. Ведь,несмотря на все проблемы, в России еще сохраняется мощный научный фундамент.
Вроссийской науке и образовании продолжает трудиться плеяда выдающихся ученых,воспитанных в советскую эпоху, хотя с обновлением научных кадров уже наметилисьсерьезные проблемы. Иностранцы в России проходят обучение по самым различным162специальностям от естественных, прикладных до социальных и гуманитарных. В Россиисуществуют уникальные высшие учебные заведения, например, РУДН, не имеющийаналогов в мире.
Китаю пока не хватает столь широкого спектра предлагаемыхобразовательных программ, чтобы занять лидирующую позицию по «мягкой силе» всфере высшего образования. Зато, в свою очередь, Китай массово привлекает тех, ктоизучает китайский язык с целью развития экономических связей с Поднебесной.Россия и Китай – восходящие «звезды» в региональной и мировой политике.
Обестраны не могут упустить возможность для продвижения своих национальных интересовпри помощи «мягкой силы». Возникает вопрос, не приведет ли активное участие Россиии Китая в международных и региональных делах к возникновению конкуренции междуними? Однако, поскольку Россия и Китай в настоящее время и в обозримом будущемявляются стратегическими партнерами, ответ на этот вопрос будет отрицательным.Напротив, их потенциальная взаимодополняемость при всеобъемлющем сотрудничествебудет способствовать наращиванию их «мягкой силы» во всем мире.Несмотря на достигнутые успехи следует учитывать, что Россия и Китай все ещеуступают развитым западным странам в сфере образования.
На данный моментположительная динамика еще не позволила сократить отставание настолько, чтобыможно было заявить о своем доминировании на мировом рынке образовательных услуг.Во внутренних делах нашим странам предстоит активно продолжить модернизацию. Намеждународной арене им стоит объединить усилия, чтобы догнать ведущие мировыедержавы и превратить свое высшее образование в эффективно функционирующийинструмент «мягкой силы».163Список использованной литературы и источниковНа английском языке:1. Academic & University News | Times Higher Education. https://www.timeshighereducation.com/2.