Автореферат (1154439), страница 3
Текст из файла (страница 3)
б) субъектный:
– установление компетенции лица, уполномоченного на совершение нотариального действия по обеспечению доказательств;
– наличие надлежащего лица, проявляющего инициативу по обеспечению доказательств;
в) причинно-следственный (процессуальный):
– наличие достаточных оснований, позволяющих полагать, что представление доказательств в суд или административный орган в дальнейшем может сделаться затруднительным или даже невозможным;
– отношение доказательств к делу, возникновение которого предполагается в будущем;
– указание конкретных доказательств и предлагаемых мер по их обеспечению;
– установление оснований обеспечения доказательств;
– наличие прочих обстоятельств, свидетельствующих о возможности совершения нотариального действия по обеспечению доказательств (в частности, надлежащее извещение лиц, участвующих в будущем деле, и др.).
9. Обеспечиваемое нотариусом доказательство должно быть выражено в предусмотренной законом процессуальной форме, иначе его нельзя будет признать допустимым. Для свидетельских показаний, осмотра письменный или вещественных доказательств такой формой является протокол. Для назначения экспертизы – постановление. Вследствие пробела в законодательстве нотариусы свидетельствуют подлинность подписи на заявлениях граждан, в которых они подтверждают различные факты, которые, по существу, имеют юридическое значение, по сути, излагая свидетельские показания. Однако такое заявление не может иметь в суде той доказательственной силы, которую бы имел протокол допроса свидетеля, оформленный нотариусом в порядке обеспечения доказательств. В соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. Поэтому изложенные в заявлении факты требуют своего подтверждения в суде в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. После этого такие сведения об определенных фактах приобретут значение доказательств. В целях исключения смешения под одним нотариальным действием разных по своей форме фактических обстоятельств, предлагается дополнить ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате положением о том, что не может свидетельствоваться подлинность подписи на документе, если содержание документа представляет собой изложение свидетельских показаний.
10. При совершении нотариальных действий по обеспечению доказательств нотариат реализует правозащитную функцию не в полной мере эффективно для защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота. Действующее законодательство о нотариате содержит исчерпывающий, но не достаточный в современных условиях перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами в целях обеспечения доказательств. Указанный перечень необходимо расширить, включив в него заслушивание аудиозаписи, просмотр видеозаписи, изложив, таким образом, часть 1 ст. 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в новой редакции:
«В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, заслушивает аудиозаписи, просматривает видеозаписи, назначает экспертизу».
11. Эффективное применение нотариальной процедуры обеспечения доказательств как назначение экспертизы возможно только после вменения в обязанность нотариуса осуществление следующих действий:
а) наблюдения нотариусом за ходом выполнения (проведения) экспертизы после вынесения постановления о ее назначении;
б) истребования нотариусом от эксперта или экспертного учреждения соответствующего экспертного заключения для передачи заинтересованным лицам, в целях защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу за совершением такого вида обеспечения доказательств, и выдачи заинтересованным лицам по экземпляру экспертного заключения.
в) в целях эффективной реализации нормы об ответственности эксперта в случае его неявки по вызову нотариуса применение к нему мер, повышающим его персональную ответственность.
12. Развитие института нотариального обеспечения доказательств в судебной практике во многом обусловлено совершенствованием информационных технологий, а именно, возникновением обстоятельств, фиксацию которых необходимо осуществить в наиболее короткие сроки в связи с риском их утраты и невозможности непосредственного исследования при производстве по делу. В связи со стремительным развитием информационного общества необходимо в нормах Основ законодательства Российской Федерации о нотариате детально закрепить процессуальный порядок фиксации информации, размещенной в сети Интернет.
13. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 103) устанавливают обязанность нотариуса известить (информировать) стороны и заинтересованных лиц о времени и месте обеспечения доказательств, однако не указаны способы такого извещения (информирования), что может повлиять на права и законные интересы участников нотариального производства. Это позволило бы гарантировать права всех заинтересованных лиц на скорейшую подготовку и участие в процедуре обеспечения доказательств без ущемления прав заявителя на оперативное закрепление доказательств нотариусом.
14. На основании обеспеченного нотариусом доказательства заинтересованное лицо, имеющее на руках неопровержимые доказательства позиции своего доверителя, может инициировать мирный процесс разрешения спора, что делает обеспечение доказательств нотариусом действующим правозащитным механизмом оперативной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации разработана и обоснована целостная теоретическая концепция совершенствования правозащитной функции нотариата в процессе обеспечения доказательств. Автор приводит собственное теоретическое обоснование выделения конкретных функций нотариата, в целом, и его правозащитной функции, в частности.
С теоретических позиций обоснована и раскрыта правозащитная функция нотариата и ее роль в современном социуме. Доказано, что правозащитная функция нотариата вытекает из сути нотариальной деятельности по созданию письменных доказательств, имеющих повышенную юридическую силу. Разработана теоретическая модель нотариата как несудебной формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. Выявлены различия между нотариальным и судебным порядком обеспечения доказательств.
Полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный аппарат, сопутствующий осуществлению нотариальной деятельности, освещают и переосмысливают важные аспекты правового регулирования процесса обеспечения доказательств нотариусами.
Сформулированные автором теоретические положения и выводы развивают и дополняют собой теоретическую основу складывающейся новой комплексной отрасли отечественного права – нотариального права, а также дополняют отдельные положения гражданского процессуального права.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:
1) Результаты анкетирования 240 нотариусов, занимающихся частной практикой и осуществляющих свою деятельность на территории г. Москвы и Московской области, а также в других регионах Российской Федерации.
2) Анализ практики деятельности нотариальных палат г. Москвы и Московской области, а также 27-ми нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
3) Материалы конкретных нотариальных производств и судебных дел.
4) Результаты проведенного автором экспертного опроса специалистов, осуществляющих подготовку правовых актов, регламентирующих деятельность нотариата – служащих Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, в частности г. Москвы, Московской области, Ярославской области, Новосибирской области, а также судей и сотрудников арбитражных судов и судов общей юрисдикции г. Москвы и Московской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования положения и выводы, а также сформулированные на их основе практические предложения могут способствовать совершенствованию правовых и организационных механизмов правозащитной и правоохранительной деятельности института нотариата в Российской Федерации, а также способствовать повышению научного потенциала в сфере правового регулирования обеспечения доказательств нотариусами и судьями, созданию определенной методологической базы нормотворческой деятельности, совершенствованию действующего законодательства, а также могут быть использованы в учебном процессе, в том числе на курсах повышения квалификации нотариусов, в высших и средних специальных учебных заведениях.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим основным направлениям:
1) Наиболее значимые выводы и предложения были использованы автором при подготовке научных публикаций и в ходе выступлений на международных семинарах и конференциях, в том числе таких как: «Конституция республики Казахстан: 15 лет», Караганда: КарЮИ МВД РК им. Баримбека Бейсенова, 2010 год; «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинские чтения), Москва, МГЮА, 2011 год; Российско-немецкий научно-практический семинар «Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика», Москва, Московская городская нотариальная палата, 2012 год; «Пути развития и технологии взаимодействия правовых институтов со СМИ и общественностью», Москва, Федеральная нотариальная палата, 2013 год; Всероссийская научная конференция памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 2014 год; «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции» (Кутафинские чтения), Москва, Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014 год, и другие.
2) Материалы диссертации апробированы автором в процессе преподавания в Российской академии адвокатуры и нотариата, а также при освещении проблемных вопросов обеспечения доказательств нотариусами на Высших курсах повышения квалификации нотариусов при Российской правовой академии Минюста России.
3) Предложения автора по совершенствованию законодательства реализованы в законотворческой практике при разработке проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».
4) Материалы диссертации вошли в «Методические рекомендации по обеспечению доказательств нотариусами», которые были утверждены Координационно-методическим советом нотариальных палат Центрального федерального округа Российской Федерации 26 июня 2013 года и предназначены для использования нотариусами в их практической деятельности.
5) Материалы и выводы исследования апробированы в процессе участия автора в работе членом экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. В этом качестве автором был внесен ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в области нотариата, в том числе по вопросам внесудебного обеспечения доказательств для судов, административных и иных органов.
Структура работы отвечает поставленным целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, объединяющих 22 параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы настоящего диссертационного исследования. Определены: предмет, цель, задачи диссертационного исследования. Обоснована научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе.
Первая глава диссертации «Правозащитная функция нотариата
и особенности ее реализации в гражданско-правовых отношениях и судебном процессе в России» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе первой главы («Правовая природа, понятие
и функции института нотариата в Российской Федерации» ) делается вывод о том, что современный облик российского нотариата как института предупредительного (превентивного) правосудия стал складываться с конца восьмидесятых годов ХХ в., когда Россия встала на путь политических и экономических реформ. Изменение отношений собственности, приватизация, качественная реформа системы и самого «духа» гражданского законодательства преобразовали гражданский оборот, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников.
Нотариус вступает в двоякого рода правоотношения. Публичность нотариата определяет ограниченность количества нотариусов и единый нотариальный тариф. Нотариат является частью правоохранительной системы. По своей сути система нотариата связывает гражданское общество и государство. Он обладает дуалистической природой. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции и действует от имени и по поручению государства, а с другой – нотариус является представителем «свободной профессии» и независимым юридическим консультантом, что в конечном итоге уравновешивает права граждан и государства. Нотариат в Российской Федерации действует на единой организационной основе в форме небюджетного нотариата. Нотариат является профессиональным сообществом нотариусов и, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить предоставление физическим и юридическим лицам квалифицированной нотариальной помощи на всей территории Российской Федерации. Нотариус – это лицо, которому государство делегировало право в установленном законом порядке совершать нотариальные действия.
Второй параграф первой главы («Сущность и предназначение правозащитной функции института нотариата» ) посвящен анализу соотношений понятий «функции» и «правозащитной функции» государства, реализуемой путем делегирования реализации части своих полномочий по защите прав и законных интересов участников гражданского оборота институту нотариата. Выполнение нотариатом этой важной государственной функции соответствующим образом обуславливает его социальную роль. Делается вывод о том, что правозащитная функция нотариата вытекает из его сущности, главной целью которого является создание письменных доказательств для участников гражданского оборота. Использование нотариальных документов имеющих повышенную юридическую силу в их повседневной деятельности для защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов определяет нотариат как орган превентивного правосудия. Использование потенциала нотариата в разрешении споров во всех сферах человеческих отношений и гражданского оборота принесет пользу не только самим участникам этих отношений, но и всему обществу (экономия времени, снижения нагрузки судов).