Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии (2003) (1152145), страница 103
Текст из файла (страница 103)
К примеру, в Индии,где в наследство от колониального владычества Великобритании странаполучила достаточно развитую партийную систему, парламентскиеинституты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийныепрограммы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д.
В своюочередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некийсинтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этойстраны позволили усилить в ее политической культуре значительныйзаряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан.
Весьма интенсивное взаимодействие Западаи Востока происходит и в политической жизни стран, занимающихсрединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), —там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации испособов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур,сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.Особенности современнойПолитическая культура отдельнойстраны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев,способов общественного признания человека, доминирующих формобщения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражароссийской политическойкультуры384ющих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.Базовые ценности российской политической культуры сложилисьпод воздействием наиболее мощных, не утративших своего влиянияи в настоящее время факторов.
Прежде всего к ним можно отнестигеополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многихпоколений, эти факторы (причины) определили для значительных,в основном сельских, слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летниециклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности,обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью идаже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето).Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общецивилизационные факторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизнироссиян, их базовые ценности и ориентиры.
Например, к ним можноотнести социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методыуправления; мощное влияние византийских традиций, выразившееся, к примеру, в доминировании коллективных форм социальнойжизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкуюроль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.В X X в. уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев(купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии существеннотрансформировало многие тенденции в развитии российской цивилизации, нарушило естественные механизмы воспроизводства российских традиций, разорвало преемственность поколений и развитиеценностей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом.Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутреннерасколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру,где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовыми второстепенным ориентирам.
Основные слои населения тяготеют вбольшей степени к культурной программатике либо рациональной,либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основныеценности западного и восточного типа. Во многом эти неравноцен38525-7379ные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.В основании доминирующей традиционалистской субкультурыроссийского общества лежат ценности коммунитаризма (восходящиек общинному коллективизму и обусловливающие не только приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальнойсвободы личности, но и в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни), а такжеперсонализированного восприятия власти, постоянно провоцирующего поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса.
Ведущей политической идеей является и «социальная справедливость», обусловливающая по преимуществу морализаторские оценки межгрупповой политической конкуренции. Характерно для такихкультурных ориентации и недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, отрицание значения кодифицированной законности и предпочтение ей своей, «калужской» и«рязанской законности» (Ленин).
Этот тип политической культуры отличает еще и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.В противоположность этим ориентирам у представителей болеерационализированных и либерально ориентированных ценностей система культурных норм и воззрений включает многие из тех стандартов, которые характерны для политической культуры западного типа.Однако большинство этих ценностей еще не прочно укоренено в ихсознании и имеет несколько книжный, умозрительный характер.Как уже отмечалось, практически все политические культуры тойили иной страны представляют собой сочетание различных субкультур.
Например, даже в достаточно интегрированной американскойполитической культуре Д. Элазар выделяет индивидуалистскую, моралистскую и традиционалистскую субкультуры. Две весьма различные политические культуры сложились в современном Китае (КНР иГонконг).
Однако в российском обществе уровень различий и противостояния между субкультурами крайне высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют особость России, то демократы — ееотставание, первые критикуют западный либерализм, вторые — косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличаютнеколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение к компромиссу с оппонентамикак к недопустимому нарушению принципов и даже предательству.По сути дела такая форма взаимного противостояния политических субкультур есть современная редакция того культурного раскола,386который сложился в нашем обществе еще в годы крещения Руси иведет свой путь через противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демократов и коммунистов.
В силуэтого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления расколаи обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними.
Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменениягражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа.Нашему обществу необходимы не подавление господствовавшихпрежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальноерасширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их вперераспределение общественных материальных ресурсов, контрольза управляющими.
Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации,объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов илибералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов.