Отзыв официального оппонента 2 (1148987), страница 2
Текст из файла (страница 2)
3. На стр. 43-43 Т.С. Терещенко рассуждает об обратной стороне античного энциклопедизма и широты кругозора, которые имели негативные последствия — затерянность человека в огромном и чужом мире. Насколько это верно7 Вероятно, энциклопедизм был уделом очень немногих представителей интеллектуалыюй и малочисленной публики, которая вполне комфортно чувствовала себя, например, на службе у Птолемеев в Александрии„ или в постоянных переездах по многочисленным островам и прибрежным локусам Средиземноморской ойкумены. По меткому наблюдению С Я, Лурье, греки всегда чувствовали своя дома, когда видели море, 4. Несмотря на ссылки на авторитетные источники (стр, 46), стоит отметить, что враждебное отношение к чужакам и состязательность свойственны не только древнегреческой культуре, но и многим другим традиционалистским культурам с воинским культом, культом патриарха, предков и т.д.
5, Грекам, действительно, на определенном этапе был несвойственен такой тип воина как лучник (стр. 52), Однако с целым рядом оговорок. Луком пользоваться греки умели, как и их многочисленные боги (Аполлон) и герои (Одиссей) в мифах и легендах (хорошо известны изображения лучников-греков в произведениях искусства). Впоследствии даже разработали «брюшной» лук— гастрафет (арбалет). Лучников использовали при обороне городов, как вспомогательный вид войска, а впоследствии — как иностранных наемников, среди которых, как верно отмечает автор, были и скифы. 6, Автор преувеличивает степень неосведомленности научного сообщества в отношении вазописи и искусства изготовления керамических сосудов (стр.
57). Лизература, как и достижения в этой области — неисчислимы. См.„например, издания международной научной программы Согрпз Чазогпщ Апбоцогпщ. 7. На страницах диссертации (стр. 58) часто встречается упоминание «скифского $-образного лука». Однако собственно скифский лук относится к другому типу и похож на греческую букву «сигма», но на так называемую «лунообразнукз сигму», поскольку с ущербной Луной сравнивал скифский лук Аммиан Марцеллин (Смл Шокарев Ю.В. Луки и арбалеты.
— М., 2003. С. ! 4). Скифский лук — композитный, имеет четыре изгиба и является ретрофлексным луком. Кроме того, горит — это чехол не только для стрел (стр. 60), но и для самого лука. Поскольку лук в изображениях является важным атрибуционным признаком, в том числе и в координатах этнической культуры, мы остановились на нем подробнее. 8. Пассаж на стр.
66 произвел впечатление, что в противопоставлении изображений скифа и грека-гоплита отражены представления о необходимости создания «демократичной армии», таким образом, гоплит возводится в класс привилегированного сословия". Однако хорошо известно, что в гяжеловооруженную пехоту набиралнсь граждане иэ зевгитов, то есть из средних слоев населения 1из народа), куда уж демократичнее. На стр. 76 гоплиты определены как верхушка общества, каковой они не были, поскольку верхушкой являлось сословие пентакосиомедимнов 1в Афинах).
9. На наш взгляд, несмотря на то, что в целом эротический подтекст вазы Эвримедонта интерпретировал правнлыю, лексическая форма этого подтекста приведена неточно и избыточно осовременено. 10. В тексте диссертации имеется ряд досадных неточностей.
Ойнохойя — сосуд для подачи вина, но не для распития из него 1стр. 82)„к тому же сосудом пользовался именно виночерпий. Не совсем понятно, что такое «полускульптурные изображения» и «сплав керамики и скульптуры» 1стр. 90) — вероятно, автор имеет в виду рельефные изображения на поверхности сосуда. На стр.
98 утверждается, что «чернокожие же бьин единственным видом Других, чьи изображения присутствовали не только в вазописи. но и в скульптуре !малых форм), произведениях ювелирного искусства, нумизматике». Однако в другом месте диссертации совершенно справедливо упоминаются изображения раненных галлов в круглой скулыпуре. 11. Сложно согласиться с тем, что «в скульптурных изображениях, создаваемых на завоеванных римлянами варварских землях, т.е.
предназначенных для варваров, использовался упрощенный визуальный язык» (стр, 131), особенно в виду многочисленных прекрасно сохранившихся памятников римского искусства в провинциях. Трудно усмотреть безыскусность или вторичность по отношению к искусству метрополии в лучших сюразцах африканской скульптуры (Тунис, Музей Ле Бардо) или скульптуры Малой Азии (Иераполис). Отмеченные замечания не умоляют научной ценности представленной диссертации. Исследование Т.С. Терещенко отвечает тем требованиям, которые предьявляют к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук.
Работа имеет научное значение, орлгинальность текста диссертации не подлежит сомнению. Исследование, представленное к защите, является самостоятельным научным феноменом, опирается на достоверный фактический материал, с последовательными выводами и логически проистекающими из посылок результатами, Положения, вынесенные на защиту, авторская позиция и исследовательская концепция имеют под собой теоретическое обоснование,— все это корректно отражено в автореферате диссертации н в публикациях по теме исследования. Общее количество публикаций — 8, в том числе и в периодике из Перечня, рекомендованного ВАК Министерства науки и образования РФ вЂ” 4. Диссертация «Образ Другого в контексте этнокультурного развития античности (на материале изобразительного искусства)л полностью соответствует требованиям Высшей аттестационной комиссии прн Министерстве образования и науки Российской Федерации„в частности, пунжгам 9-14 «Положения о присуждении ученых степенейя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 % 842 (с изменениями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г, % 335), а Татьяна Сергеевна Терещенко заслуживает присуждения ей ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 — теория н история культуры.
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры музеологин н культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры 25 апреля 2018 года ухни Андрей Сергеевич Почтовый адрес оппонента (место работы): 19! 186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 2, ауд. 2227,(812) 318-97-72 пшхео!ойка(ЩзрЬйп1с(,гп .