Автореферат (1148155), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В список условийможет входить также и общественное мнение, транслируемое через институты СМИ ирекламы.16Во второй главе «Процесс структурации сообщества вегетарианцев: опытэмпирического исследования» мы исследуем процесс социальной структурациивегетарианского сообщества на базе собранного эмпирического материала.В первом параграфе «Концепции» вегетарианства как основа формированиясоциальнойидентичности»рассматриваютсяособенностивегетарианскогодискурсивного пространства. Оно строится на основе развития нескольких параллельных«концепций». Эти «концепции» скорее дополняют и усиливают аргументы друг друга,нежели противоречат друг другу.
Каждая из них может быть сведена к набору четких«символических формул». Благодаря подобной организации вегетарианского дискурсастановится возможным то, что на уровне повседневной жизни обычные вегетарианцыоказываются вполне способными воспроизводить эти «формулы» близко к тексту.Мы можем говорить о существовании, по крайней мере, трех базовых«концепций»:1.
«Религиозно-этическая концепция». В данном случае употребление мясаживотных в пищу рассматривается как грех, и такому поведению приписываютсясоответствующие характеристики. Это «преступление», приводящее к нарушениюбожественных норм, божественного порядка.2. «Либерально-этическая концепция».
В данном случае присутствует то же самоеобъяснение, согласно которому человек, употребляющий мясо, нарушает определенныенормы. Однако это уже не религиозная, а скорее светская версия морали. Убиватьживотных это безнравственно, так как мы нарушаем их естественное право на жизнь исвободу.3.
«Сциентистская концепция». Здесь приводятся многочисленные вариантынаучных открытий, сделанных в области физиологии и медицины. В частности,рассматривается вопрос о вредности потребления животного белка, его отрицательноговоздействия на человеческое здоровье. Иными словами, эта «концепция» обосновываетотказ от мяса наличием серьезных оздоровительных эффектов вегетарианской диеты.Каждая из перечисленных выше «концепций», предполагает наличие набора общихи наиболее актуальных тем, которые образуют своеобразную «повестку дня». Например,наиболее популярные темы в вегетарианстве касаются руководства к практическимдействиям, например, содержат советы по вегетарианской кухне и воплощениюпринципов вегетарианства в жизнь.Различные «концепции» вегетарианского дискурса оказывают влияние на способыконструирования социальной реальности и во многом регламентируют повседневные17практики вегетарианцев.
Преимущественно данная регламентация происходит на уровнетелесности, неважно о какой конкретно «концепции» идет речь. Если это «сциентистскаяконцепция», то она базируется на идее аутентичности растительного питанияфизиологическим и анатомическим особенностям человеческого организма. Если это«либерально-этическая концепция», то она так же редко воздействует на формированиеколлективных действий. В большей мере под ее влиянием оказывается потребительскоеповедение, непосредственно связанное с концептуализацией телесности (выбор одежды,косметики, продуктов питания и т.д.), а также пространственная локализация тела(например, запрет на посещение зрелищных мероприятий с участием животных и т.д.).Религиозная регламентация через идею нравственного питания, также оказываетвоздействие на организацию повседневной жизни, очень подробно регламентируя все, чтосвязано с проявлением не только физического, но и, так называемого, психического тела.Важную роль в легитимации вегетарианства как особого образа жизни, а такжеотделения тех, кто придерживается данного стиля питания, от мясоедов играетспецифический хронотоп, отражающий основные вехи и особенности развитиявегетарианского движения от его зарождения еще в древности до сегодняшних дней.
Этотхронотоп конструируется во многом благодаря активности идеологов вегетарианства,которые на философском уровне осмысливают пути его развития как вида социальнойпрактики. В повседневной жизни очень часто знание истории вегетарианства становитсяисточником социальной сегрегации на «своих» и «чужих», позволяя осмысливать себя нетолько в контексте настоящего (моды на вегетарианство и т.д.), но и в широком контекстепреемственности многих поколений.В ходе исследования мы смогли обнаружить, что вегетарианский дискурс несуществует отдельно от антивегетарианской критики.
Примечательно и то, что упредставителей «традиционного» питания нет своих специальных сайтов, «концепций» итакого разработанного понятийного аппарата. Дискурс мясоедов развивается совершенноестественно в социальной среде, где индивид был социализирован. Когда же речь заходито вегетарианстве, то здесь мы уже имеем дело с «искусственным» дискурсом, которыйстроится на принципах «отзеркаливания» или антитезы. Так, он порождается игенерируется полемикой с представителями «традиционного» питания, и, по большейчасти, включает в себя те споры и символическую борьбу, в процессе которых ирождаются основные вегетарианские «концепции». Границы эти весьма подвижны ипостоянно пересматриваются, поскольку борьба предполагает динамику и включение всеновых и новых аргументов.18Вовторомпараграфе«Конструированиевнутреннейиерархиивегетарианского сообщества: структурация отношений символического господства»раскрывается то, как происходит структурирование отношений в вегетарианскомсообществе на основе неравномерного распределения символического капитала вдискурсивном пространстве.
Под символическим капиталом мы понимаем способностьодних социальных акторов навязывать свою позицию другим, формировать мнение и т.д.Коммуникативныепотоки,образующиеархитектоникудискурсивногопространства, носят преимущественно однонаправленный характер «от основателей кпоследователям».
При этом мы можем говорить о существовании, по крайней мере, двухкатегорий основателей вегетарианского дискурса. К первой категории можно отнести«столпов» научного или религиозного знания, которые в своих доктринах, философскихсистемах, научных работах высказывались по поводу отношения к животным,вегетарианской диеты и т.д. Вторая категория основателей вегетарианского дискурсаотносится к первой категории интерпретаторов. Они, с одной стороны, ретранслируютидеипервооснователей,сдругойстороны,продуцируютужеэксплицитныйвегетарианский дискурс.К активистам-интерпретаторам можно отнести авторов книг, журналов, фильмов,интернет-сайтов, посвященныхвегетарианству,которые носятлибоприкладной(рекомендации тем, кто хочет стать вегетарианцем), либо сугубо ознакомительныйхарактер (рассказать о вегетарианстве, какие смыслы он в себе заключает). Сутьинтерпретации заключается в том, чтобы скомбинировать различные идеи, составить«пазл», который в дальнейшем активно потребляют последователи и попутчики,замыкающие дискурсивное поле.В ходе исследования мы установили, что «вегетарианец» это тот, кто знает«символические формулы» вегетарианства и считает эту тему важной и актуальной.
Всвою очередь, «мясоед» тот, кто не осведомлен о вегетарианстве, не считает эту темуважной для дискуссии.При этом вегетарианцы, вне зависимости от своей мотивации, не рассматриваютсебя в качестве членов какой-то «реальной» социальной группы, связанной общимиинтересами в питании. Для них вегетарианство это индивидуальное решение, неимеющееничегообщегосколлективнымицелями.Поэтомуреспонденты,придерживающиеся вегетарианского образа жизни, часто стремятся избегать сегрегациилюдей по каким-либо признакам, в том числе по стилю питания. В то же время они неимеютярковыраженнойпотребностиквегетарианцами.19интеграциииобщениюсдругимиОтношения между информированными в данном вопросе вегетарианцами инеинформированными мясоедами, которые оказываются «не в теме», выглядят довольнопротиворечивыми.
Так, если вегетарианцы открыто отстаивают свою позицию впубличной сфере, то такое поведение расценивается представителями «традиционного»питания скорее негативно, как «невежество», «нарушение норм», «извращение»,«сектантство». В иных случаях к вегетарианцам, если они никак не проявляют себя вповседневном взаимодействии, а подчас так и происходит, мясоеды относятся скореенейтрально, как к «обычным людям», не скрывая при этом некоторого рода непониманиятакого образа жизни и даже выражая усмешки по поводу «излишней чувствительности»вегетарианцев, или же «сочувствуя им».Приэтомвегетарианцыпредставляютсобойсвоегорода«молчаливоеменьшинство».
«Молчаливое» оно потому, что последователи данной диеты склоннызамалчивать свои позицию в своем ближайшем социальном окружении, не вступать вразговор, избегать открытых столкновений и конфликтов. В то же время своими мыслямии действиями они принимают активное участие в воспроизводстве вегетарианскогосообщества, что имеет далеко идущие последствия: влияет на мотивацию, социальнуюидентичность, образ жизни в целом.Втретьемпараграфе«Путиинституционализациивегетарианскогосообщества» рассмотрено, с помощью каких механизмов происходит социальнаяструктурация вегетарианского сообщества, как приобретает оно свои осязаемые формы,как поддерживаются правила, позволяющие воспроизводить сложившиеся моделиповедения.
В частности, приводится описание различных способов социального контроля,которые служат целью укрепления социальных норм и усиления процессов социальнойинтеграции внутри сообщества. Причем чаще всего позитивные и негативные санкцииограничиваются символической сферой и выражаются в различных коммуникативныхстратегиях: организации дискуссионных площадок, формировании символической «доскипочета», отражающей личные достижения отдельных вегетарианцев и пр.
На уровневегетарианцев-последователейконтрольреализуетсяпреимущественновформесамоконтроля.При этом существуют различные пути институционализации сообщества,превращения его в «сообщество практики». Они обычно реализуются в виртуальномпространстве, но могут и захватывать область вне Интернета и СМИ. Большое значениепридается таким формам активности, как публикация литературы, создание фильмов,оформление специализированных сайтов, организация кафе, магазинов, проведениевеганфестивалей, а также создание экопоселений. Через все эти достаточно популярные20формы институциональных практик и происходит формирование и воспроизводствосоциальной структуры вегетарианского сообщества.В Заключении перечислены основные результаты по теме научного исследования.1. Выявлена роль практик питания в процессе воспроизводства социальнойструктуры общества.
Она заключается в том, что на основе общей культуры и стиляпотребления продуктов питания осуществляется процесс социальной структурации новыхсообществ,обладающихрядомважныхсистемообразующихпризнаков(схемывосприятия реальности, социальные нормы, механизмы социального контроля, способыинституционализации и т.д.)2. Построенамодельконструированияидентичностипредставителявегетарианского сообщества. Она отражает особый, дискурсивный, способ формированиявосприятия вегетарианцами себя как членов сообщества. Причем уровень идентификации,а также позиционирование внутри сообщества будет во многом зависеть от того, какой«концепции» вегетарианства придерживается конкретный индивид, какуюсхемуинтерпретациитакжеонсчитаетобъективной.Большоезначениепридаетсяконструированию символических границ, отделяющих вегетарианцев от мясоедов.3.