Автореферат (1148155), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Муркотт, Ю. Гронов и др.К классическому варианту социологических исследований практик питания можноотнести работы, осуществленные в рамках социальной антропологии, такими авторами,как П. Бурдье, М. Дуглас, К. Леви-Стросс, О. Ричардс. Данными учеными был накоплендостаточно богатый материал по изучению социальных функций еды в небольших локальныхсообществах, живущих в различных частях мира, а также пищевых ритуалов.Социологами в рамках классического подхода проведено немало эмпирическихисследований.
Например, есть работы, которые посвящены изучению особенностей5потребительского поведения (отношение к питанию, подход к выбору продуктов и т.д.)различных социально-демографических групп населения (Дж. Бенн, Л. Бирч, Ф. Лайон, С.Милз и др.). Исследованием статусных характеристик питания на теоретическом иэмпирическом уровне занимались П. Бурдье, Ю. Захарова, М. Уокер, К.
Хоупкинкс.Проведение лонгитюдных исследований практик питания и их роли в процессахсоциальной структурации осуществляют такие авторы, как Ю. Гронов, У. Кьярнес, Л.Холм и др.Современные исследования практик питания как значимого социального феноменаи появление социологии еды во многом было обусловлено рядом трансформаций,произошедших в обществе потребления. Например, социологами анализируются проблемырасширения массового производства пищевой продукции, появления биотехнологий,глобализации и ее роли в изменении привычек питания в различных обществах (С. Алехандре,Х.
Гезелиус, Дж. Эдриан, Р. Чадвик, С. Хеннебери). Исследуются и «постсоветские» образцыпотребления пищи, а также влияние социальных групп с высоким уровнем мобильности,например, трудовых мигрантов, на трансформацию пищевых традиций. В качестве актуальныхтем поднимаются проблемы, связанные с появлением интернациональных практик питания, ихвстраиванием в локальный социокультурный контекст (Л. Бирч, П. Джексон, М. Мулквин, К.Папонен-Кентат и др.).Современный подход к исследованию питания как социального феноменаознаменовался переходом к качественным исследованиям, изучению повседневности, атакже знаково-символической роли потребления пищи.
Стили питания начинаютрассматриваться не только как показатель социального статуса, но самостоятельныйфеномен, способный формировать коллективную и индивидуальную идентичность. Вчастности, ряд авторов (М. Лавджой, В. Мак-Крэкен, С. К. Милтон, О.-Е.
Норман, М.Хаурз-Хоупнер, М. Экстром) затронули вопросы о том, как практики питания формируютидентичность семейной группы, как происходит социализация в семье на основеследования единым правилам в питании, как усваиваются и воспроизводятся пищевыенормы на индивидуальном уровне и т.д.Появились исследования, рассматривающие питание через концепцию социологиивкусов и моды. Данная проблематика отражена в работах финского ученого Ю.
Гронова.Автор анализирует феномен культуры питания и то, как вкусовые привычкитрансформируются в различных западных обществах. В своих рассуждениях он опираетсяна идеи, предложенные, в частности, Х. Левенстейном, С. Меннелом.Большое значение приобрело исследование знаково-символической природыпотребления продуктов питания. Семиотическое измерение пищи исследовали такие6авторы, как К. Гвинот, Э. Лич, К. Леви-Стросс, Ч. М. Мартинез-Гонзалез, К.
Фишлер, Ч.Фьелстром, Л. Холм и др. Хотя поворот исследования «культуры питания» и «дискурсовпитания» в русло изучения социальной структуры общества, на наш взгляд, так и непроизошел. Преимущественно проводились компаративные исследования, изучалисьстратегии символической борьбы как способы формирования идентичности черезпрактики питания, но без корреляции с процессами социальной структурации. Именно этатеоретическая проблема и ее недостаточная разработанность в литературе послужиланачалом нашего собственного эмпирического исследования.Теоретико-методологическая основа диссертационного исследованияВ нашей работе мы опираемся на концептуальную модель структурации, предложеннуюЭ. Гидденсом.
Понятие структурации описывает процесс образования и воспроизводствасоциальныхструктур.Социальнаяструктуравыражаетсявсуществованиитрехвзаимосвязанных феноменов — сигнификации, господстве и легитимации. Способомлегитимации выступают социальные нормы или «правила регулирования», узаконивающие теили иные виды деятельности. Обычно нормы структурируются в результате примененияпозитивных и негативных санкций. Сигнификация воплощается в интерпретативных схемах,которые структурируются в результате коммуникации социальных акторов. Отношениягосподства структурируются через конкретные практики распределения дефицитных ресурсови ассиметричных отношений власти.Мы склонны трактовать дискурсивное сообщество как разновидность социальнойструктуры (в понимании Э.
Гидденса), структурация которой идет по трем основнымнаправлениям: иерархические отношения, интерпретативные схемы и легитимация социальныхнорм. Причем наибольшую роль в структурации дискурсивного сообщества играют потокикоммуникации внутри него. Это связано с особенностями дискурсивных сообществ, которыеконструируются вокруг и благодаря тексту, а также правил его производства ираспространения.Близкое нашему пониманию определение дискурсивного сообщества дает в своихработах В. И. Ильин. Он характеризует дискурсивное сообщество как социальную общность,основанную на общем понимании реальности, где интерпретативные схемы имеютцентральное значение и становятся источником социальной структурации, формируютсимволические границы, определяют его внутреннюю организацию.Основная наша идея заключается в том, что дискурс вегетарианства «провоцирует»процессы социальной структурации дискурсивного сообщества.
В данном случае социальнаяструктурация выражается в формировании концепций социальной реальности, структурывертикальных и горизонтальных связей, а также совокупности норм и санкций,7регламентирующих социальные практики в рамках вегетарианского образа жизни. Инымисловами, социальная структурация вегетарианского сообщества представляет собой процессобразования группы «единомышленников» на основе следования единым нормам в питании,единого понимания рациона, значения вегетарианской диеты и т.д., на признании илегитимации определенной статусной иерархии.Сообщество вегетарианцев — это группа людей, имеющих общие свойства, а именно,общие представления о реальности, внутренние и внешние границы, очерчивающие какструктуру внутри самого сообщества, так и его внешние связи с другими социальнымигруппами, институты и механизмы социального контроля. Не обязательно подобноесообщество предполагает консенсус и порядок, но оно предполагает общинные действия,совершаемые в рамках единого дискурсивного поля.Объектом диссертационной работы выступают индивиды, придерживающиесявегетарианского и «традиционного» стиля питания в г.
Магадане. Предметомдиссертационной работы является процесс социальной структурации вегетарианскогодискурсивного сообщества.Основная цель диссертационной работы заключается в разработке моделисоциальной структурации сообщества вегетарианцев.Основные задачи диссертации1. Построение модели конструирования вегетарианской идентичности.2. Конструированиемоделиструктурациистатуснойиерархиивнутривегетарианского сообщества.3.
Построение модели внутренней стилевой (горизонтальной) структурациивегетарианского сообщества.4. Анализ путей институционализации сообщества вегетарианцев.Методы научного исследования, используемые в диссертационной работеОбщенаучные методы: обобщение, сравнение, теоретическое моделирование.Основной метод сбора эмпирических данныхПолуформализованныедискурсивного«традиционного»сообществапитания.интервьювсМагадане,Всегоабылопредставителямитакжетеми,проведено34ктовегетарианскогопридерживаетсяинтервьюсреднейпродолжительностью 30 минут.Дополнительные методы: анализ документов, раздаточное анкетирование поместу жительства, фокус-группы с представителями молодежи г.
Магадана.Методы анализа эмпирических данных81. Дискурс-анализ текстов о вегетарианстве, размещенных на русскоязычных изарубежных сайтах, а также в различных источниках.2. Аналитическое описание или первичная интерпретация данных, полученныхметодом полуформализованного интервью.