Диссертация (1147796), страница 7
Текст из файла (страница 7)
(1998) является сужение кругаактуальныхмотивацийбольного.Доминированиеведущегомотивасохранения жизни придает особую специфику всей психической жизнипациента, накладывает отпечаток на особенности восприятия, мышления,перестраивает систему ценностей, все его мироощущения. Необходимыми иосмысленными кажутся формы деятельности, связанные с лечением иотвечающие потребности физического существования. Больные становятсяболее равнодушными, сужается диапазон событий, представляющих для нихэмоциональную значимость.Ряд авторов указывают на ограничение социальных контактов ипассивныйуровеньсоциального взаимодействия, характерные дляонкологических больных (Герасименко В.Н., Тхостов А.Ш., 1988; ВасиленкоТ.Д., 2011).При этом, по замечанию Касимовой Л.В., Жиляевой Т.В.
(2009),пациенты с ЗНО характеризуются такими тенденциями поведения всоциальной группе, как склонность к зависимости, внутреннее стремление кпринятиювнутригрупповыхнорм,стандартовиморально-этическихценностей. Онкологические больные также склонны к компромиссам: они35уклоняются от борьбы, уходят от взаимодействия, сохраняют нейтралитет вгрупповых спорах и конфликтах.В.А. Чулкова подчеркивает, что онкологическим больным свойственнаалексетимия, при этом автор добавляет, что алексетимические личностисклонны соматизировать свои эмоции (Лекции по клинической онкологии,2004).В то же время Л.Н. Касимова, Т.В. Илюхина (2007) приводят данные,согласно которым уровень алексетимии у онкологических больных вышесоответствующего уровня у испытуемых контрольной группы.
При этомуровень алексетимии при раке кожи, желудка и легкого значительнопревышает нормальные значения, тогда как при раке молочной железы онсоответствует нормальным значениям. В зарубежном исследовании авторытакже отмечают распространенность алексетимии среди онкологическихбольных, которая составляет 26%. При этом исследователи указывают, чтоалексетимия более свойственна пациентам, испытывающим выраженныеболевые ощущения (Porcelli P., Sonino N., 2007).Рассматривая изменение временных и смысловых компонентовсоциальнойидентичностиличностивситуациионкологическогозаболевания, Т.Д.
Василенко (2011) отмечает, что настоящий этап жизни дляонкологического больного представляется негативным и стрессогенным. Вгруппе онкологических больных в сравнении с нормой автором выявленболее низкий уровень осмысленности жизни, более негативная установка набудущее,атакжесужениеперспективыбудущего;отмеченаконцентрированность онкологических больных на настоящем и желаниекомпенсироватьегонегативнуюокраскупосредствомобращениякресурсным составляющим жизненного опыта, при этом присутствуетпозитивная установка на прошлое и фаталистическая на настоящее.Динамикавременнойизмененияконтинуумсмысловыхсуществования36элементовчеловека,затрагиваетнарушаявесьбазовуюхарактеристикуидентичности,обеспечивающуюсамотождественностьличности (Василенко Т.Д., 2011).Приизученииакцентуациипациентовсозлокачественныминовообразованиями выявлены такие особенности онкологических больных,какбольшаяэмотивностьитревожность,меньшаявозбудимость,демонстративность, циклотимность и экзальтированность, по сравнению сусловно здоровыми людьми.Представляет интерес тот факт, чтовозбудимость, демонстративность и экзальтированность в этой группебольныхвыраженытакжеменьше,чемвгруппебольныхсдоброкачественными новообразованиями.
При этом пациентов с ЗНОхарактеризует пассивность, склонность глубоко переживать, не проявляясвои эмоции вовне, нежелание вступать в борьбу, быть в центре внимания,мягкость, чувствительность, обидчивость(Касимова Л.Н., Жиляева Т.В.,2009).В исследовании, посвященном изучению психического состояниябольных злокачественными новообразованиями, находящихся в стойкойремиссии, отмечается широкий круг проблем - от естественных чувствуязвимости, грусти и страха, до клинической депрессии, тревоги, паническихатак, нарушений межличностных отношений, сексуальной дисфункции,социальной изоляции и экзистенциального кризиса. При этом, по замечаниюисследователей, дистресс может быть как реакцией на болезнь и лечение, таки на снижение качества жизни.
Однако авторы отмечают, что не всепсихологические реакции являются негативными: многие больные времиссии находят особый смысл в своем заболевании – такой, как новоепонимание жизни, повышение самооценки и чувство превосходства (BenedictC., Penedo F.J., 2013).371.2.3. Качество жизни и психологическая адаптация прионкологических заболеванияхК настоящему времени имеется более 10 тысяч публикаций по оценкекачества жизни в различных разделах медицины. Значительное количестворабот посвящено качеству жизни больных онкологическими заболеваниями(Блинов с соавт., 1989; Демин, Чулкова, 1990; Yellen S.B. et al., 1993; OsobaD., 1994; Merinsky O.
et al., 1997; Гнездилов, 2000; Tineke V., 2009; DubashiB. et al., 2010; Fagundes C.P. et al., 2013).Исключительно важную роль играет оценка качества жизни больных вонкологии. Примерно половина всех исследований качества жизни после1980 года связана с лечением онкологических больных. Эти исследованиявыполнены в 30 странах, главным образом в Северной Америке и Европе.
Впоследнее время в России также проводятся исследования, посвященныекачеству жизни онкологических больных (Ионова Т.И., Новик А.А., СухоносЮ.А., 1998).Определение качества жизни в многоцентровых рандомизированныхисследованиях является одним из важных критериев оценки эффективностилечения в онкологии.
Наряду с традиционными клиническими критериями(выживаемость, непосредственная эффективность лечения – «опухолевыйответ», безрецидивная выживаемость) качество жизни является одним изнадежныхкритериевоценкирезультатовлечения. НаконференцииНационального Института Рака США (NCI) и Американского ОбществаКлинической Онкологии (ASCO) в 1990 году постулировано, что качествожизни является вторым по значимости критерием оценки результатовпротивоопухолевой терапии после выживаемости и является более важным,чем первичный опухолевый ответ (Ионова Т.И., Новик А.А., Сухонос Ю.А.,1998).Такжевмногочисленныхмногоцентровыхрандомизированныхисследованиях показано прогностическое значение качества жизни дляоценки эффективности противоопухолевой терапии, толерантности больного38к лечению и выживаемости.
Установлено, что онкологические больные, укоторых качество жизни изначально было выше, имеют лучшие результатылечения. Эта закономерность оказалась более выраженной у больных сзапущенной стадией заболевания. Имеются также данные о том, чтопоказателикачестважизнионкологическогобольногодолечениякоррелируют с отдельными побочными эффектами комбинированнойтерапии и возможностями их коррекции (Ионова Т.И., Новик А.А., СухоносЮ.А., 1998).В настоящее время разрабатывается подход к комплексной оценкеэффективности лечения, в соответствии с которым, наряду с общепринятымклиническим ответом, изучают ответ на лечение, связанный с качествомжизни.Как отмечает Т.И. Ионова (2009), ответ, связанный с качеством жизни,определяется на основании изменения показателей качества жизни больногов процессе лечения и позволяет оценить, каким образом лечение повлияло нафизическое, психологическое и социальное функционирование больного.Применительно к онкологической практике концепция исследованиякачества жизни имеет широкие возможности для применения и позволяетоптимизировать стандартизацию методов лечения; осуществлять экспертизуновых методов лечения, опираясь на международные критерии, принятые вбольшинстве развитых стран; повысить качество экспертизы новыхлекарственных препаратов; обеспечить полноценный индивидуальныймониторинг состояния больного с оценкой ранних и отдаленных результатовлечения; разрабатывать прогностические модели для различных форм рака;проводитьсоциально-медицинскиепопуляционныеисследованиясвыделением групп риска в злокачественных образований; обеспечитьдинамическое наблюдение за группами риска и оценить эффективностьпрограмм профилактики; изучать и проводить экономическое обоснованиеметодов лечения с учетом фармакоэкономических показателей: «стоимость39полезность», «стоимость-эффективность» и т.д.
(Ненаркомов А.Ю. с соавт.,2012).M. Koller, W. Lorenz (2002) приводят результаты своего исследования,посвященного изучению качества жизни онкологических больных. Ихданные говорят о том, что соматический симптом дистресса прямокоррелирует с психологическим негативным эффектом (это суммарнаякатегория неприятных эмоциональных состояний таких, как тревога,нетерпеливость, депрессия и низкая самооценка) и опытом социальнойстигматизации. M. Koller, W. Lorenz (2002) подчеркивают, что уровеньнегативного эффекта зависит от национальных различий. Эти данные былиполученыприкросс-культурныхстандартизированныхисследованияхкачества жизни. Кроме того, были выявлены разительные различия вожиданиях выздоровления среди пациентов и врачей: в проведенномисследовании 58% пациентов ожидали излечения от радиотерапии, тогда какс точки зрения врачей эти ожидания соотносились с действительностьютолько в 7% случаев. Хотя пациенты были хорошо информированы, многиеиз них ожидали восстановить свое здоровье.По мнению исследователей, ощущение пациентов, что они «в тяжесть»своим близким связано с депрессией, потерей надежды, высоким уровнемутомляемости и снижением качества жизни.
Однако те пациенты, которыеспособны найти смысл болезни и примириться со своим заболеванием,обладают лучшим качеством жизни (Benedict C., Penedo F.J., 2013).Онкологические больные часто описывают утомление как болеестрессогенный фактор, чем другие побочные эффекты, включая рвоту,тошноту, боль и депрессию, в связи с его влиянием на повседневнуюдеятельностьикачествожизни.Причемпациенты,получающиекомбинированное лечение чаще отмечают у себя утомление, котороепринимает более тяжелую форму и имеет тенденцию развиваться вхроническое утомление, по сравнению с пациентами, лечение которыхвключает монотерапию (Mustian K.M.