Диссертация (1146549), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Песня становится молитвой, просьбой необществу, не государству, а обращением к трансцендентному:«Боже, прошу дай слов мне понятных, чтоб люди услышали.Боже, прошу дай ясного неба над этими крышами.Боже, прошу дай каждому всё, чтобы не было зависти.Боже, прошу дай нам всем любви, чтобы не было войны»(Сергей Ялашкин «Чтобы не было войны»)Неоднозначное отношение к религии у представителей современногоандеграунда, выросших на советской идеологии и творивших в постсоветскомпространстве, так или иначе, религиозный мотив присутствует и в их лирике:«Слушай,может быть, я стал хуже?Может, я расчувствовался на небесах,но когда я пью с похмелья из лужи,я вижу там отраженье Христа.Только губыпочему-то Иудины,неужто не заметила, когда целовала?…Я пью, как гадина, из посудины,из половника, и все мало»(Владимир Бурдин, «Евангелие от меня»).«Тварь переросший мальчик с антисоветской татуировкой"127Тащится куда-то как разбитый тракторС глазами, залитыми русской водкой;Слякоть его стихия, кайф - как награда за подвиг,На молитвы отвечает звериным оскаломИ медленно тащится в преисподнюю.Тварь, я рад за тебя, в тебе я вижу свое отражение.Знай, мы погибнем только тогда, когда перекроют наше движение.Да, мы не верим в бога, да, мы не видим смысла,Мы, обрученные с чертом, хотим дышать свободно»(Константин Ступин).Если у старшего, еще времен поколения постсоветского андеграунда(Ступин, Бурдин), видение культурной и политической парадигмы строится наобиде по отношению к обществу, испорченного государственной культурнойполитикой:«Вымирает вся нация.И ты конечно спросишь:«А как ещё жить?»Только я не учительИ не буду учить,Я просто скажу:"Приоткрой глаза Ведь на наших глазахВымирает вся нация».И пока мы все катимся в ад,И жизнь невозможно повернуть назад,И как мы жили, так и живём:Мажемся, дринчем и девок жмём» (Константин Ступин, «Нация»),то современные представители регионального музыкального андеграунда(Ялашкин, Харитонов) при всем непринятии современного общества («В эпохужёсткой пропаганды, перепачканных религий и курящих женщин, Когда нам"128трут по ушам двум братским друг другу стаям, что мы враги отныне» (СергейЯлашкин, «Чтобы не было войны»,)) обращаются к теме «маленького человека»:«Я толкатель тележек в «Ашане»,Я пытаюсь заработать,Я питаюсь беляшами.Я видел склады, кишащие мышами,Но большой торговле мыши не мешают» (Лев Харитонов, «Толкательтележек»);«Я работаю строителем:Грязные руки типа там,Рожа моя не бритая,Но я в душе ласковый! Отвечаю!Ты работаешь в бутике,Ждешь кого-то там на «Эскудике»,Лучше конечно на «Прадике»…Мажорика сынка или его папеньку.»(Сергей Ялашкин, «Естественно»).Отличительной чертой регионального андеграунда является наличие слэнга влирике вышеуказанных поэтов.
Например, «Мажемся, дринчем и девок жмём» впесне Константина Ступина «Нация» означают: «мажемся» - «употреблятьтяжелые наркотики, в большинстве своем, речь идет о героине», «дринчем» «употреблять алкоголь», «девок жмем» - «обнимать девушек с предложениемсексуального характера».Сергей Ялашкин использует много слэнговых выражений в своих текстах:«Но я в душе ласковый! Отвечаю!», где «Отвечаю!» - восклицание, означающее«честное слово», «говорю правду».
В этой же песне «Естественно»: «Ждешь<…> мажорика сынка», где «мажорик сынок» - «избалованный сын богатыхродителей».В его же тексте песни «Честно»: «И у каждого кореш бандит», где «кореш» «друг», «товарищ». «Этот трек про моих друзей, почему то у них всё норм»:"129«все норм» - современное слэнговое выражение, сокращенное от «всенормально», означающее «все хорошо», когда речь идет о делах.
«И родителибез бабла» - то есть «без денег». «И гнусавая гопота патрулировала район», где«гнусавый» - «мерзкий», «противный», «неприятный», «гопота» - от слова«гопники», то есть «малообразованные, агрессивно настроенные молодые люди,часто с криминальными наклонностями, из неблагополучных семей,представители городской прослойки низкого социального статуса»120. «Хочешь сними в стадо иди или с нами в баскет пойдём», где «стадо» - «толпа», «масса всамом низшем ее проявлении», «в баскет» - «баскетбол». «Обтирали такжеподъезд», - то есть проводили время в подъезде, «Суетили на алкоголь» «собирали деньги на алкоголь».Характерный для современной молодежи слэнг в текстах Ялашкина, а такжеего специфическая манера исполнения может означать принадлежностьисполнителя к одной из молодежных субкультур. Основным критериемсовременных различий между культурой андеграунда и субкультуры, на нашвзгляд, кроется в культе новизны, о чем подробно мы разбираем во второмпараграфе первой главы.
Несомненно, представители андеграундной культурыизобретают новые формы андеграунда, посредством чего и происходитвнутреннее движение, но делают это на базисе своей традиции. На этом жеосновании мы можем обозначить Сергея Ялашкина, Льва Харитонова,Владимира Бурдина, Константина Ступина в качестве объектов данногоисследования по андеграундной культуре современных российских регионов.Как отмечалось ранее, данный критерий не применим к феномену советскогоандеграунда, возвращение к традиции и «застывание» в ней, реализациясобственных творческих проектов на традиционном базисе стали характернымидля андеграунда только последние пару десятилетий.
Сергей Ялашкинобращается в своих текстах к человеческим ценностям, которых, на его взгляд,недостает в современном столичном обществе. Он интересен еще и тем, что«насаждает» региональную культуру в противовес культуре столичной будучи120Свободная онлайн энцкилопедия. Электронный ресурс. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гопники(дата обращения: 26.06.2015)."130при этом в столице культурной - в Петербурге. Он высмеивает влияние массовойкультуры на общество, которое проявляется в брендах, интересе кматериальному, вещественному миру, культуре потребления, навязанномуобразу жизни, приводя в пример Камчатку времен своей юности и детства.
Кпредставителям контркультуры Ялашкина также нельзя отнести, поскольку в егодействиях нет деструктивных элементов и грубых выступлений протеста, атексты его апеллируют к вневременным ценностям, о которых не стоит забыватьсовременному обществу, отравленному массовой культурой.Лев Харитонов - представитель молодой плеяды андеграундныхисполнителей по структуре своего творчества похож на Сергея Ялашкина тем,что привносит в столичную культуру элементы региональной андеграунднойфилософии, но в своих текстах повествует о жизни молодого человека изпровинции в условиях столичной культуры. Своими песнями он такжедемонстрирует неестественность положения «маленького человека», ратуя нанеправильные ценности столицы под влиянием массовой культуры.
К одной измолодежных субкультур Льва Харитонова сложно отнести, поскольку онпредставляет собой музыканта, не вписывающегося в ту или иную группу поинтересам. У него нет конкретного направления в музыкальном искусстве, ккоторому он сам бы мог себя отнести, и нет стабильной локации, где онвстречался бы с коллегами или друзьями по интересам.Владимира Бурдина и Константина Ступина мы не можем отнести ксубкультуре, например, рокеров, не только потому, что они ведут достаточномаргинальный образ жизни, вследствие чего изолированы от общества поинтересам и не обладают мобильностью и кооперацией для создания той илииной группы, но и из-за отсутствия культа новизны, который мы уже упоминалив сравнительном анализе, и низкого уровня приспособляемости к радикальнойдинамике жизни121. В.Бурдин и К.Ступин представляют собой тех региональныхгероев андеграунда, которые до сих пор предлагают публике (будучи при этомнепубличными людьми) песни, выполненные по всем канонам музыкального121Поспелова Н.И.
К проблеме изучения молодежных субкультур: синергетический аспект // ВестникВятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 4. том 1. С.131."131неофициального андеграундного искусства конца 1980-х - начала 1990-х гг., чтопроявляется в неизменности сюжетов и не только (например, если проследитьэволюцию творчества как Бурдина, так и Ступина, мы не обнаружимкачественных модификаций в сюжетах, настроении, музыкальном стиле и т.д.).Вышеупомянутые темы в текстах этих поэтов могут быть отнесены ксубкультуре воровской, поскольку из биографии мы знаем, что и Ступин, иБурдин в свое время несколько раз сидели в тюрьме122. Тем не менее, ихпричастность к воровской культуре остается лишь в нескольких песнях («Нарынке радио орало» В.Бурдина, «Центральная улица» К.Ступина), при этомслэнг в них практически отсутствует.