Диссертация (1146543), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Звучали в психологических новеллах Акутагавы иблизкие Достоевскому темы расплаты за свершенное преступление,проблемы совести, безумия. Куросава ставил фильмы по пьесам Горького –«На дне» и по Достоевскому – «Идиот». Следует отметить, что «Идиот» уКуросавы не подходит ни под какую из японских жанровых рубрик.Экранизация европейских классиков вообще там очень редки: внешность,быт, существо конфликтов европейцев японцам интерпретировать нелегко.Он перенес действие в современность, на самый северный из японскихостровов – Хоккайдо, где бывает снег.
Мышкин стал называться Камэда,Настасья Филипповна – Таэко Насу, Рогожин – Акама. С 1971 года вПриморском крае, начинаются съемки фильма Акиры Куросавы «ДерсуУзала» с участием Ю.М.Соломина, музыку к фильму пишет Исаак Шварц.В поиске интересных для своего зрителя новых ракурсов интерпретации56русской литературы Куросава переносит действие пьесы «На дне» в эпохуЭдо. Трактуя произведение как трагикомедию с авантюрными мотивами, ониронически противопоставляет нищету горьковских героев традиционнойромантизации эпохи Эдо, а психологизм и гуманизм – противопоставляеттрадиционным приключениям и поединкам.
Находя оригинальные подходык различным темам Куросава осуществлял очень важную посредническуюмиссию между культурами в обоих направлениях. Например, его фильм«Гений дзюдо» повлиял на интерес части русской общественности кяпонским боевым искусствам. И как бы ответом на приглашение Куросавык диалогу стали советские фильмы «Пираты XX века», «В зоне особоговнимания» с элементами каратэ.Среди российских кинематографических включений в японскуюкультуру, можно назвать фильм Э.
Бочарова, Т. Кинугаса «Маленькийбеглец» (1966) с участием Ю. Никулина, Тихару Инаёси, Макико Исимару,фильм С. А. Соловьева «Мелодии белой ночи» с участием Ю. М. Соломина,А. Збруева и известной японской актрисы Комаки Курихара (работаснималась в Ленинграде и в Киото в начале 70-х годов). Музыка к фильмубыла написана композитором И.Шварцем. В съемках С.
Соловьевупомогали Акира Куросава, японский продюсер Фудзимото, делавший«Ворота Расёмон» и «7 самураев». Режиссер А. Н. Митта снимает фильмы«Москва – любовь моя» (1974), «Шаг», «Экипаж» с участием КомакиКурихары. С ней также работают А. Эфрос, С. Юрский, А. Марин. Стоитеще упомянуть фильм М. Хуциева «Июльский дождь, позволяющийзрителю познакомиться с такими специфические элементами японскойкультуры, как свиток какэмоно и рыба фугу. Эти и многие другие примерывзаимодействийпоказывают,какпостепенноконтактывсферехудожественного обмена со второй половины XX веков перешли в стадиюсотрудничества представителей русской и японской культур. Кроме того,очевидно, что развитие взаимодействий, было бы невозможным без участия57в них творческих личностей, осуществивших важнейшую, с точки зрениясближающихся культур, посредническую миссию.1.3. Взаимодействие религиозных институтовПараграф посвящен анализу деятельности Японской духовной миссии(1870 – 1945) и опыту мировоззренческого обмена, осуществляемого вконце XIX – первой половине XX века.С давних времен миссионерство являлось одной из основных задачхристианской церкви.
В то же время, миссию среди нехристианскогонаселения в России нельзя рассматривать как чисто церковную инициативу.В большой степени она направлялась государством, которое ставило передцерковью определенные задачи в рамках своей внутренней и внешнейполитики. Правительство, например, желало ускоренной русификациималых народов и нередко рассматривало церковную миссию именно с этойточки зрения.
Однако зачастую «обращенные народы» со временемвозвращались к своим исконным мировоззренческим представлениям. Ужев 1828 году Святейший Синод обратился к миссионерам с призывомпопытаться остановить волну вероотступничества на востоке России. Сэтого времени начинают обновляться прежние и возникать новые миссии,как на вновь приобретенных территориях Российской Империи, так и за еепределами.
К этому времени уже долгие годы работала Русская духовнаямиссия в Китае (за период существования 1716 – 1945 гг. былоосуществлено 20 духовных миссий), Аляскинская миссия (1823 – 1870 гг.)св. Иннокентия Вениаминова, к ним добавилась Алтайская миссия (1828 –1843 гг.) св. Макария Глухарева, а также миссии в Корее (1900 – 1930 гг.) иЯпонии (1870 – 1945).Зная о результатах западных миссий, русским миссионерам давалисьуказания следующего порядка. Например, Петр I в письме об открытии58Русской Духовной Миссии в Китае говорил: «Только для Бога поступайте втом опасно (осторожно) и не шибко, дабы китайских начальников непривесть в злобу… К чему (в связи с этим) там надобеть (требуются) попыне так ученые, как разумные, дабы чрез некоторое кичение оное святое делоне пришло в злейшее падение, как учинилось в Епании» 76 . Подобныераспоряжения идут от правительства и в последующие годы.О деятельности христианских миссионеров в Японии в России ужебыло известно в XVII веке.
В русских рукописных космографиях первойполовины XVII века говорится: «Горожане или жильцы острова, Япаннареченного, суть любовники истинного, или правды, и искателипремудрости, и к наукам охотники…. Детей крестят. Ради покаянияпостами свое тело иссушают. Так же, как и мы, крестятся противсоблазнов диавольских и, видно, впредь будут следовать нравам и верехристианской». В другой космографии сказано: «А есть у них многиетакие места, как у нас академии, то есть книжные училища. В городеБанном есть училище, в том училище разные учения, среди иных ученийесть по их языку семинариум езуитское, Бунгинское, там японцы учатсяпортугальскому языку, а португальцы японскому языку; а такжелатинскому, так и португальскому – великие труды и тщание»77. Известно,что русские миссионеры на Востоке следовали традиции византийскихмиссий, которая заключалась в проповеди на родном языке просвещаемогонарода.Об истории православия в Японии довольно много написано, нас жеинтересует главным образом механизм передачи и закрепления этогоявления.
Как уже отмечалось, православные церкви в Японии явилисьодним из источников распространения русской культуры, а православнаямиссия элементом одного большого явления – русской культурной миссии.Ермакова Л.М. Вести о Япан-острове в стародавней России и другое. – М.: Языки славянской культуры,2005. С.
25.77Там же. С. 183.7659Акцентируя наше внимание на Русской православной миссии в Японии, мыбудем исследовать ее развитие и значение в пространстве японскойкультуры. Процесс развития этого направления русской культурной миссиинами рассматривается через этапы развития самой Духовной Миссии,которая выражает себя посредством деятельности миссионеров, а такжечерез этапы познания представителями другой культуры знаний оправославной вере.В становлении Японской Православной Церкви большую роль сыграло. Николай (Касаткин). Благодаря его деятельности в городе Хакодатэформируется православная община, в которую входят и японцы.
Этопослужило для учреждения в 1870 г. Российской Духовной Миссии вЯпонии. Святейший Синод назначил начальником миссии отца Николая.Задачи Миссии определялись в «Положении для Российской ДуховнойМиссии в Японии» и «Инструкции для начальника Российской ДуховнойМиссии в Японии». В 1872 году отец Николай переехал в Токио, а на егоместо в город Хакодатэ прибыл иеромонах Анатолий (Тихай) и служилздесь до 1890 года. Причетником Миссии был Виссарион Сартов, умершийв 1874. Поскольку в 1873 году в Японии был снят указ, запрещающийпроповедовать и принимать христианство. Стало возможным открытосовершать богослужения и строить храмы.
С 1873 года при Миссии в Токиооткрылась женская духовная школа, еще одна православная женская школабыла организована в Киото. В 1874 году в Японию из Киево–Печерскойлавры прибывают еще двое иеромонахов: Моисей (Костылев) и Евфимий(Четыркин), а на смену В. Сартову приехал брат отца Анатолия, ЯковДмитриевич Тихай, который стал обучать японцев пению. В 1875 году быласоздана семинария, при которой действовала катехизаторская школа.В 1880 году Святейший Синод нарек архимандрита НиколаяепископомРевельским,викариемРижскойепархии.Теперьсталовозможным рукополагать японцев в священники, не посылая их в Россию.60В 1884 году началось строительство Воскресенского собора в Токио,проектом которого занимался архитектор М. А.