Диссертация (1146424), страница 55
Текст из файла (страница 55)
Автором былопоказано, что данная концепция предполагает отказ от логики конфронтации и развитиекооперативной модели региональной безопасности, основанной на борьбе с рисками. Былотакже выявлено, что принятая концепция определяет неразрывную связь между всеминаправлениями сотрудничества в рамках ОАГ и безопасностью Западного полушария в целом.Диссертантом было представлено наличие различных подходов к решению проблем в области186безопасности.Исследованиепозволилоопределитьновоеприоритетноенаправлениесотрудничества государств в области безопасности – общественная безопасность.Анализ роли ОАГ в области обеспечения и защиты демократии в начале XXI векапредоставило автору возможность сформулировать основные ограничения, с которымисталкивается организация.Во-первых, недостаточный уровень теоретической разработанности проблемы: не имеютобщепринятых определений основополагающие понятия, такие как «государственныйпереворот», «изменение конституционного порядка».Во-вторых, существование заметных процедурных ограничений по применению МАДХ.В-третьих, в МАДХ отсутствует четкий механизм превентивного действия, и фактическиколлективное действие может быть применено только в разгаре кризиса.В-четвертых, заметная поляризация взглядов среди государств – членов ОАГ негативносказывается на способности достичь консенсус.Автором показано, что для государств основную сложность в решении этих проблемпредставляет глубокое сущностное противоречие – дилемма между применением коллективныхмер и обеспечением принципа невмешательства.Область защиты прав человека традиционно считается одним из наиболее эффективныхнаправлений деятельности организации, но, несмотря на это, в начале XXI века МАСЗПЧстолкнулась с серьезной критикой, вызванной глубинными и конъюнктурными причинами.
Входе исследования автором были определены основные причины, повод и проблемы, которыестремятся решить государства Западного полушария в области защиты прав человека.Автором было показано, что в области социально-экономического развития ОАГосуществляет деятельность по четырем магистральным направлениям: 1) социальное развитие;2) экономическое развитие; 3) человеческое развитие; 4) устойчивое развитие. Интенсификациямногостороннего сотрудничества в этой области приходится именно на рассматриваемыйпериод. Автором доказывается, что это является следствием перераспределения приоритетов всоответствии с интересами государств Латинской Америки. Первостепенной проблемой вобласти социально-экономического взаимодействия оказывается финансовый аспект.Несмотря на запущенный в 1990-е годы процесс деидеологизации внешней политики,регион с опасением относится к роли Вашингтона в рамках организации.
Латинская Америкаимеет для этого основания – значительная часть бюджета (около 60 %) формируется за счетвзносов США, тогда как крупнейшие государства региона не стремятся увеличить свойфинансовый вклад. В начале XXI века продолжает сохраняться мнение о доминированииСША,нозачастуюобнаруживаетсянедостаточнаязаинтересованностьамериканскойадминистрации в использовании ОАГ как многостороннего механизма взаимодействия.187Выявлено, что США предпочитают избегать конфронтации в рамках ОАГ и разрешать всепротиворечия посредством двусторонних контактов.Диссертантом было доказано, что для предотвращения односторонних действий со стороныСША, а также уравновешивания регионального веса Вашингтона, страны региона избралистратегиюнаукреплениерегиональногосотрудничества,предполагающегоусилениеполитической и экономической интеграции, в том числе посредством использования для этихцелей ОАГ.
В связи с тем что текущие приоритеты деятельности ОАГ выстраиваются всоответствиислатиноамериканскимизапросами,консолидированнаяпозициялатиноамериканских государств заставляет Вашингтон считаться с мнением своих соседей.Новая межамериканская система стала более независимой от Вашингтона, повысив темсамымзначениеполитическогодиалогаврамкахОАГ.Основнымипримерами,подтверждающими данный тезис, стало избрание на пост Генерального секретаря ОАГХ.М.
Инсульсы – кандидата, не поддерживаемого изначально США, а также принятиерезолюции, отменяющей запрет от 1962 года на участие правительства Кубы в деятельностиОАГ.Автор пришел к выводу, что американо-кубинские отношения определяют климатмежамериканской системы и оказывают заметное воздействие на развитие ОАГ, посколькумногие латиноамериканские страны поддерживают интересы кубинского правительства, непредставленного в организации. Следовательно, реинтеграция Кубы в ОАГ являетсянеобходимымфакторомоздоровленияорганизации,позволяющимснизитьконфликтообразующий потенциал «кубинского вопроса».Неоднозначно выстраиваются взаимоотношения ОАГ с другими интеграционнымиобъединениями Западного полушария, число которых заметно возросло в начале новоготысячелетия и между которыми сложно выявить иные сходства, помимо того что в их состав невключены США и Канада. Значительное число моделей регионального развития, предлагаемоеинтеграционными объединениями Латинской Америки, указывают на разнонаправленностьвнешнеполитических приоритетов государств и приводят к усилению конкуренции междуразличными интеграционными проектами региона.Тем не менее создание АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК непосредственным образом коснулосьОАГ: некоторые полномочий, традиционно находившиеся в ведении общеконтинентальнойструктуры,сталипереходитьнасубрегиональныйуровень(урегулированиевнутриполитических и межгосударственных конфликтов, сотрудничество в различных сферах),поставив вопрос о целесообразности существования ОАГ как таковой.
Исследованиепродемонстрировало, что субрегиональные объединения могут обладать рядом определенныхпреимуществ, однако общей проблемой для них является отсутствие сильных секретариатов,188способных координировать повседневную деятельность организаций. Автор приходит квыводу, что хотя УНАСУР добился заметных успехов в вопросе урегулирования кризисов вЮжной Америке, а СЕЛАК способствовал возрастанию позиций Кубы в региональных делах, вЗападном полушарии по-прежнему имеется значительное число проблем (наркоторговля,незаконный оборот оружия, организованная преступность и т. п.), решение которых безобщеконтинентального взаимодействия невозможно.Всестороннее изучение сотрудничества России и ОАГ позволило автору сделатьзаключение, что для российской дипломатии эта структура не является приоритетной.Поддерживая необходимый уровень диалога, МИД РФ делает ставку на собственнолатиноамериканские группировки, в первую очередь на двустороннее взаимодействие состранами региона.
Вместе с тем автором было доказано, что для стран-наблюдателей ОАГможет быть полезной площадкой для осуществления коммуникации по различнымнаправлениям.Общий вывод диссертанта: ОАГ в начале нового тысячелетия продолжает оставатьсяактуальным и востребованным государствами региона объединением.
Все страны Западногополушария продемонстрировали рост прагматизма во внешней политике, что являетсянеобходимым условиям для выстраивания в рамках ОАГ более гибкого многостороннегосотрудничества, имеющего большое значение для стабилизации международных отношений врегиональном и глобальном плане.Возможны три сценария перспективы развития ОАГ.1. Длительный период стагнации, вызванный постепенным отказом от институтов иинструментов межамериканской системы в пользу субрегиональных объединений, постепеннаямаргинализация ОАГ и в конечном итоге ее распад.
Дезинтеграция ОАГ возможна также вслучае резкого прекращения финансирования ОАГ Соединенными Штатами. – Данныйсценарий представляется маловероятным.2. Сосуществованиедвухпротивопоставляемыхмоделейрегиональногомежгосударственного взаимодействия – латиноамериканской и панамериканской. – Указанныйсценарий является наиболее вероятным, но подобная схема малоэффективна.Постепенное выстраивание процессов регионального управления в многоуровневуюсистему, основанную на принципе субсидиарности, в рамках которой многочисленныерегиональные объединения будут реализовывать определенные функции, избегая дублированияполномочий,обеспечиваяоперативностьреагированиявкризисныхситуацияхиконструктивный политический диалог. – Это в наибольшей степени конструктивный ижелательный сценарий, однако он труднодостижим.189СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Актовые источникиУниверсальные международные соглашения1.УставОрганизацииОбъединенныхНаций[Электронныйресурс].