Диссертация (1146424), страница 54
Текст из файла (страница 54)
Вместе с тем не вызывает сомнений, что рабочий уровеньвзаимоотношений с ОАГ будет поддерживаться и впредь.660Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместнойпресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Перу Р. Ронкайоло, Москва,29мая2012г.URL:http://www.mid.ru/bdomp/nsrlat.nsf/4cdf4375bb86bbd8c325710d0037452f/c32577ca0017461044257a0d0057de60!OpenDocument661Из беседы автора с послом России в США, постоянного представителя России в ОАГ по совместительствуС.И.
Кисляка. 27.05.2014. Личный архив автора.182***Несмотря на то что демонтаж биполярной системы не привел к снижению общего числаконфликтов, тем не менее он вывел международное сотрудничество на новый уровень и создалпредпосылки для формирования многополярного мироустройства. Ориентация на поискосновных принципов коллективного ответа на новые вызовы способствовала эволюции ролирегиональных структур как таковых, и в том числе ОАГ, нацеленной на достижениеколлективногоуправлениямеждународнымипроцессаминаосноведемократическихполушарии.Переориентацияпринципов.ИзменилсявеськонтекстотношенийвЗападноммежамериканского сотрудничества в рамках ОАГ на проблемы защиты демократии и правчеловека в 1990-е годы способствовала непродолжительному всплеску энтузиазма по поводубудущего организации и выдвижению ряда региональных инициатив.
Но уже в началеXXIвека в Западном полушарии появляются новые модели регионального развития,предполагающие интеграцию по своему собственному сценарию – без США и Канады. Эрановогорегионализмаобусловленаразочарованиемлатиноамериканскихгосударстввнеолиберальной экономической идеологии и растущим недовольством панамериканскоймоделью развития, воплощением которой, по мнению многих, является ОАГ. На региональныетрансформации также оказывают влияние снижение политического веса США в региональныхделах, экономические проблемы в государствах Латинской Америки, упрочение экономическихи политических позиций Бразилии и повышение роли Венесуэлы в начале века, укреплениемеждународного авторитета Кубы, приход в регион новых игроков, таких как Китай, Индия иРоссия.Создание АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК в рамках концепции постлиберального регионализмапородило воодушевление и способствовало распространению идеи о том, что ЛатинскаяАмерика, наконец, реализует боливарианскую мечту.
В условиях активного развитиялатиноамериканских объединений ОАГ подвергается все большей критике; под сомнениеставится целесообразность существования организации как таковой.Основным источником негативных прогнозов в отношении ОАГ является ситуация вокругКубы, решительно заявляющей о своем нежелании возвращаться в ряды организации. Россияуже долгое время последовательно выступает за нормализацию американо-кубинскихотношений, призывая США отказаться от политики эмбарго. Вместе с тем изменение балансасил в регионе находит свое отражение и внутри организации.
Несмотря на то что кубинскоеправительство не участвует в деятельности ОАГ, его интересы все равно активно продвигаютсялатиноамериканскимистранами.Привычныйстереотип,чтоОАГобеспечивает183внешнеполитические интересы США и находится под контролем Вашингтона, утрачивает своезначение в начале XXI века.Создание СЕЛАК отражает стремление государств региона к более глубокой интеграции наоснове политического и экономического плюрализма. Основная цель Сообщества заключаетсяв том, чтобы способствовать росту политического и экономического потенциала ЛатинскойАмерики как единого полюса формирующегося многополярного мира и выстроить системукоординации субрегиональных процессов.
Но организация не имеет институциональнойструктуры, необходимой для реализации задуманного. Пока нет даже стратегическихпредставлений о механизмах взаимодействия на субрегиональном уровне. По сути, СЕЛАКсегодня не более чем политический проект, который реализуется странами, отличающимисясвоей неоднородностью и разнообразием политических и экономических интересов.Политическое сотрудничество государств региона, осуществляемое в рамках различныхсубрегиональных объединений, на сегодняшний день может способствовать развитиюпринципа субсидиарности и облегчить поиск компромисса на своем уровне, но этиобъединения не могут рассматриваться в качестве альтернативы ОАГ, в первую очередьпотому, что ОАГ является единственной структурой, отвечающий за межамериканский диалог.Работа в области укрепления политических и экономических связей Москвы с региономосуществляется с учетом растущего интереса Российской Федерации к странам ЛатинскойАмерики.
Отдавая предпочтение формату двустороннего сотрудничества, российская внешняяполитика в то же время в качестве одной из своих приоритетных задач определяет развитиесвязей с многосторонними объединениями. И ОАГ как уникальный политический форумЗападного полушария не может остаться без внимания отечественной дипломатии. Исходя изпринципа прагматизма, отношения России с ОАГ поддерживаются на формальном уровне, и нев последнюю очередь из-за повышенной роли США в данном объединении.
Но в любом случаеОАГ может использоваться Россией для трансляции национального видения глобальныхпроблемсовременности,продвиженияроссийскихприоритетовврегионе,созданияблагоприятного имиджа и повышения уровня доверия среди латиноамериканских партнеров, атакже для преодоления попыток изолировать государство на международной арене.184ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие обобщения и выводы.Организация американских государств представляет собой уникальное межгосударственноеобразование,прошедшеедлительноеисторическоеразвитиеиявляющеесяядроммежамериканских отношений.
Институты и инструменты ОАГ, образующие международноправовуюсистемувзаимоотношениймеждугосударствамиЗападногополушария,формировались на основе панамериканизма – североамериканской концепции региональногоразвития, сложившейся в XIX веке и предполагавшей создание в регионе особой системымеждународных отношений, в определенном смысле изолированной от европейскихгосударств, с тем чтобы облегчить реализацию регионального лидерства доминирующейдержаве – Соединенным Штатам Америки.Североамериканская концепция панамериканизма не может быть интерпретирована какформареализацииидеологическогонаследияСимонаБоливара,выступавшегозаконсолидацию латиноамериканских государств, несмотря на то, что исторически такаятрактовка преподносилась некоторыми североамериканскими политиками и учеными. ИдеиБоливаранашлисвоеотражениевконцепциилатиноамериканскойинтеграции,противопоставляемой сегодня наиболее радикальными латиноамериканскими деятелями,модели общеконтинентального взаимодействия.
Автором было продемонстрировано, что обаподхода имеют политизированный характер и, являясь разными, но не взаимоисключающими,находят свое отражение в современных интеграционных процессах, протекающих в Западномполушарии.На основании изучения источников и научной литературы, посвященных рассматриваемойпроблематике, автор приходит к выводу, что на развитие Организации американскихгосударств в начале XXI века оказали влияние многие факторы внутреннего, регионального иглобального характера, в результате чего ОАГ накопила значительный, но неоднозначный опытмногостороннего взаимодействия. Отметим лишь некоторые из таких факторов:1) приобретение ОАГ статуса общеконтинентальной организации;2) распад биполярной системы;3) секьюритизация региональных отношений;4) повышение экономической и политической независимости государств ЛатинскойАмерики;5) появление новых моделей регионального развития;6) снижение глобального и регионального веса США и др.185Бесспорно,сзавершением«холоднойвойны» –периода,когдарегиональноевзаимодействие выстраивалось под воздействием противостояния мировой социалистической икапиталистической системы – изменились основополагающие принципы функционированияОАГ.
Как следствие, региональные игроки выработали новые императивы сотрудничества.Превалирующей идеей стало стремление обеспечить стабильность и защиту новых демократий,оформившихся в Латинской Америке в конце ХХ века, предопределившее направлениемногостороннего сотрудничества в рамках ОАГ в 90-е годы ХХ века и приведшее кподписаниюв2001годуМежамериканскойдемократическойхартии –наиболеепрогрессивного, но вместе с тем неоднозначного документа в области демократическогостроительства региона, провозгласившего демократию высшей региональной ценностью, араспространение демократических практик – основной целью организации.В начале нового тысячелетия изменившийся контекст межамериканских отношений,обусловленный комплексом экономических и политических факторов, снижением мирового ирегионального веса США, а также активным неприятием латиноамериканскими государствамивнешнеполитической стратегии США на продвижение концепции однополярного миропорядка,привел к изменению баланса сил в региональных отношениях.
Автором было убедительнодоказано, что это изменение баланса сил нашло свое отражение в ОАГ, в результате чего США,по причине собственных внешнеполитических просчетов, а также ввиду возрастающейнезависимости региона, утратили политическое лидерство в ОАГ.В диссертации выявлено, что текущее состояние ОАГ (которое можно охарактеризовать какпереходное) обусловлено тем, что в процессе поиска новых подходов многостороннеговзаимодействия в рассматриваемый период снова проявились исторически заложенныепротиворечия межамериканской системы (в первую очередь, это сущностные различия впонимании принципов и основ международных отношений, разный подход к проблемерасстановки внешнеполитических приоритетов, а также принципиально различные, частодиаметрально противоположные задачи, которые приходится решать государствам намеждународной арене, исходя из их экономического и политического потенциала).В области обеспечения безопасности в рамках ОАГ была сформирована концепциямногостороннейбезопасности,расширившаяпереченьугрозипредполагающаяинтегрированный подход к решению основных проблем безопасности региона.