Диссертация (1146359), страница 19
Текст из файла (страница 19)
ярко продемонстрировала,что зачастую важные внешнеполитические действия страны зависят отполитической воли отдельных политиков. Ярчайший пример конгрессмена Ч.Уилсона продемонстрировал как при политических связях и влиянии возможноорганизовать одну из самых крупномасштабных секретных операций в истории.Проблема Белого дома заключалась в том, что его политика преследовалаконкретные цели и не прогнозировала результаты своей политики в долгосрочнойперспективе.
Поставки вооружения и экипировки афганским моджахедамдостигали астрономических показателей. Необходимо понимать, что все этооружие просто не могло раствориться. Более того, основными интересамиамериканской администрации был не сам Афганистан, а уменьшение советскоговлияния в регионе и свержение коммунистического режима в Афганистане.Отличительная черта американской политики в период присутствиясоветского контингента было полное отсутствие интереса к внутренней афганскойполитике, точнее незаинтересованность в развитии общества и страны.Немаловажной составляющей американской стратегии была работа смоджахедами, подготовка которых проходила в исламских медресе на территорииПакистана. В дальнейшем радикальная исламизация значительной частиафганского населения, наряду с огромным количеством оружия в стране инеурегулированностью социальных и общественных вопросов, сыграли злуюшутку с Соединенными Штатами.
Напомним, что Беназир Бхутто предостерегалаДжорджа Буша-старшего, говоря о тренировочных лагерях для моджахедов ипоставок им вооружения: «Вы создаете Франкенштейна».144144Thomas E. The Road to Sept. 11, 1 October 2001[Электронный ресурс] // Newsweek. – Режим доступа:http://www.thedailybeast.com/newsweek/2001/09/30/the-road-to-september-11.html.80Глава 2. США и Афганистан после вывода советских войскПостепенно интерес со стороны Соединенных Штатов Америки кафганскому вопросу сталмеждународнойугасать.обстановкиВо-первых,требовалоотстремительное изменениеВашингтонапересмотравнешнеполитических приоритетов, а именно перемещения их в ВосточнуюЕвропу, которая и становится основным театром международной политики:падение Берлинской стены, распад советского блока, а затем и распад СССР.
Вовторых, происходило постепенное изменение расстановки сил внутри США.Долгая борьба внутри американских политических структур начала склонятьчашу весов в сторону противников активной помощи Афганистану и Пакистану.Крометого,всеменьшеоставалосьамериканцев,заинтересованныхвпродолжение войны, которая после 1989 года стала фактически гражданской. Втретьих, происходят изменения во взаимоотношениях с Пакистаном, вызванныеусилением противоречий по ядерной программе Исламабада.Заинтересованность американских политических кругов в афганскомвопросе с 1979 г. диктовалась в основном риторикой Холодной войны ипротивостоянием двух супердержав, а также личной заинтересованностью рядаполитиков.Несмотря на это, идеолог помощи афганским моджахедам Ч.
Уилсонпродолжал лоббировать финансирование операции «Циклон» до полной победыоппозиции. «Война Чарли» продолжалась. Что же касается самого Афганистана,то вывод советских войск перевел гражданскую войну, начавшуюся еще в конце1970-х гг., в совершенно другое русло. Война вышла из русла «борьбы синостранными оккупантами» и вернулась в гражданское противостояние. Крометого, среди группировок моджахедов нарастали противоречия, связанные спритязанием на власть в отдельных регионах. Также происходит своеобразнаяэволюция взглядов моджахедов на роль США в победе над СССР, а также наамериканскую политику в стране и регионе.81Свое влияние на афганский вопрос начинают оказывать не только США иПакистан, а также независимые республики, образовавшиеся после распадаСССР.2.1 Пересмотр американских приоритетов: новые внутриафганские ирегиональные игроки.Вывод советских войск из Афганистана был встречен ликованием, как всамом Афганистане, так и в Соединенных Штатах, Пакистане и других западныхстранах.
Когда победная эйфория прошла, оставался ряд проблем, которыеамериканкой политике необходимо было решать в отношении Афганистана. Вопервых, как строить дальнейшую политику с этим государством. Несмотря навывод советских войск, в Афганистане у власти оставался просоветский режим М.Наджибуллы. Во-вторых, было непонятно что делать с военной и финансовойпомощьюмоджахедам.Полностьюпрекратитьееилипродолжатьфинансирование до полной победы моджахедов. В-третьих, как выстраиватьотношения с Пакистаном, учитывая его амбиции в создании собственной ядернойбомбы.Основным вопросом для Вашингтона были действия в отношениицентрального афганского правительства. Американские дипломаты допускали,что режим Наджибулы может продержаться у власти до тех пор, пока СоветскийСоюз оказывает ему финансовую и военную помощь, но все же склонялись кмнению, что после вывода советских войск режим М. Наджибуллы без помощиСССР падет в течение 12 месяцев.145 Но данные расчеты не оправдались.
Такиепредположения показывают лишь одно – в США не знали что делать сАфганистаном после вывода советских войск. Как вспоминал Том Твиттен, в 1988году второй человек в секретной службе ЦРУ, изучая вопрос о том, что будет145Central Intelligence Agency, Special National Intelligence Estimate 37-89, Afghanistan: The War in Perspective,November 1989, [Электронный ресурс] // The National Security Archive.
- Режим доступа:http://www2.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB57/us12.pdf.82дальше с Афганскими моджахедами, пришел к выводу, что у ЦРУ не былоникакого плана: «В ЦРУ попросту решили, что после вывода советских войскнаступит«афганскаядемократия».146Поэтомуамериканскойдипломатиипришлось на ходу подстраиваться под меняющуюся афганскую ситуацию.ПослевыводасоветскихвойскборьбавАфганистанепотерялаидеологический контекст как война против «неверных». Это побудило частьафганцев вернуться к мирной жизни.
Активные, а зачастую агрессивные иэкспансионистские действия Исламабада оттолкнули часть населения отисламской оппозиции, активно поддерживаемой пакистанским правительством,вызвавпатриотическиечувстваафганцев.Средикрупныхгруппировокмоджахедов начали обостряться разногласия, а также обострилась борьба завласть на подконтрольных территориях. Кроме того, после ухода Советский Союзне прекратил помогать центральному афганскому правительству, пусть в меньшейстепени, но в страну продолжало поставляться оружие, боеприпасы и другаяпомощь.Вышеперечисленныепричиныпозволилиафганскомурежимупросуществовать еще 3 года.Соединенные Штаты решили оказывать моджахедам активную поддержкуна международной арене.
В апреле 1989 года Государственный департаментназначил Питера Томсона на должность посла и специального посланника вАфганистан. На деле же он занял должность «посла Соединенных Штатов примоджахедах».147 По замыслу Белого дома назначение Томсона должно было статьосновным «оружием» давления на правительство М.
Наджибуллы, принуждая егосотрудничать с моджахедами и в дальнейшем передать им власть в стране.Данный шаг, если и имел цель укрепить положение оппозиции, то реализация идействия «посла» сделали эту цель трудно достижимой. Связано это было с тем,что данное назначение было во многом продиктовано внутриамериканскойполитической борьбой. На данный пост Томсон был назначен по настояниюамериканских консерваторов, поддерживающих афганскую кампанию, в числе146Weiner T., Legacy of Ashes: The History of the CIA Paperback.
P. 487.Dorronsor G., Revolution Unending: Afghanistan, 1979 to the Present, P. 226.14783которых был и Ч. Уилсон. Именно они требовали от госсекретаря Дж. Бейкерапоказать, что даже после вывода советских войск Соединенные Штаты все ещеподдерживают афганских борцов за свободу. В результате данный пост имелноминальное значение.
Кроме того, его значимость подрывал и сам ПитерТомсон.ОсновнойпроблемойявлялсякакнепрофессионализмТомсонавафганском вопросе, так и то, что офис его находился в Вашингтоне. Он изредкапоявлялся в Афганистане, но эти визиты, во время которых он демонстрировалполную неосведомленность о состоянии дел в стране, не могли заменитькаждодневной работы.
Поэтому престижа Томсон среди моджахедов исотрудников пакистанской межведомственной разведки не имел. Кроме того,особое опасение вызывала у пакистанских военных идея посла поставлятьвооружениенепосредственнополевымкомандирам,минуяпакистанскихпосредников. Желание Соединенных Штатов было вызвано вороватостьюпредставителей пакистанской разведки, а также их союзников среди северныхполевыхкомандиров.Дляпоследнихэтоозначалобыутратувесьмасущественного источника доходов и политического влияния. Поэтому онивсячески старались свести влияние посла на минимум.В свою очередь подобное отношение к пакистанской стороне со стороныСоединенных Штатов стало результатом нарастающих американо-пакистанскихразногласий.
Пакистанская ядерная программа начала развиваться еще доСаурской революции, но на протяжении 1979-1989 годов Соединенные Штатызакрывали глаза на ее развитие, так как Исламабад являлся ключевым союзникомСША в борьбе против СССР. Но после того как было достигнуто соглашение овыводе советского контингента, в США разгорелся с новой силой вопрос осотрудничестве с Пакистаном и его ядерными притязаниями. К 1988 годуПакистан достиг серьезных успехов в развитие своей ядерной программы.
Вомногом этому способствовали как тесные отношения с США в период операции«Циклон», так и подписанное с КНР в 1986 году соглашение о сотрудничестве вядерной сфере.84Именно Китай построил первые энергетические ядерные реакторы вПакистане. Среди американских политиков росла обеспокоенность возможностьюприобретения Пакистаном статуса ядерной державы. Ведь уже в 1985 годуНациональный Совет Безопасности США сообщал, что вероятнее всегоИсламабад уже имеет рабочий механизм ядерного устройства и до получениявысокообогащенного урана пакистанской стороне осталось 1-2 года.148 Летом1989 года под давлением ряда американских политиков президент Дж. Бушстарший, руководствуясь поправкой Пресслера149, объявил о сокращениифинансовой и военной помощи Пакистану. Связано это было с опасениемобострения отношений в регионе, в первую очередь с основным противникомПакистана – Индией.