Диссертация (1146322), страница 42
Текст из файла (страница 42)
П. Мордвинова — организовать систему «детскихдворцов», как он признавал, не являлась чем-то по сути новым. Но «детскийдворец» или «детский мирок» должен был вмещать в себя все известныенаправления и социальные институты работы с детьми. Подразумевалисьотделы: 1) большой сад с гимнастикой и играми, с плодовым садом,питомником, цветниками и огородами; 2) здание с помещениями зала,комнаты игр, библиотеки-читальни, учебного музея; 3) мастерские и отделтрудолюбия; 4) приемный покой для больных детей; 5) здание под ясли длямалолетних; 6) дешевая столовая и чайная. Помимо этого, нужны былипомещение для часовни, для детского ночлежного приюта, для магазинов,где дети могли бы покупать все необходимое, для детской бани260. Даннаясистема предназначалась в первую очередь для детей рабочих вМордвинов И.
П. К вопросу о введении курса трезвости в школы // Трезвая жизнь.1908. №4. С. 60, 61.257Мордвинов И. П. Набросок законопроекта о введении в учебные заведения Империикурса учения о трезвости // Трезвая жизнь. №4. С. 63, 64. — См. комментарии И. П. Мордвиновао «трезвенных» заседаниях Государственной Думы (Мордвинов И. П. Правда та и эта // Трезваяжизнь. 1908. №5–6. С. 143–156). И. П. Мордвинов разделял взгляды депутата ГосударственнойДумы М.
Д. Челышева на то, что пьянство являлось причиной бедности крестьянства и чтонередко крестьяне сами становились виновниками своих бедствий (Там же. С. 155, 156).258Мордвинов И. П. Новые мечтания // Трезвая жизнь. 1908. №5–6. С. 196.259Там же. — О заседаниях и мерах по борьбе с пьянством, принимавшихсяГосударственной Думой журнал «Трезвая жизнь» регулярно печатал статьи. См., напр.: [Б. а.]Государственная Дума. Заседание 30-е, 19 февраля. Меры для борьбы с пьянством // Трезваяжизнь. 1908. №3. С.
89–127; [Б. а.] Государственная Дума (Продолжение) // Там же. 1908. №4.С. 90–124; [Б. а.] Государственная Дума (Окончание) // Там же. 1908. №5. С. 77–99;Н. В. Известия и заметки // Там же. С. 100–104.260Мордвинов И. П. За детей // Трезвая жизнь. 1909. №3–4. С. 67–70.256185промышленных городах. Она должна была оградить детей народа отвозможного столкновения с алкоголизмом, просвещая их и занимая ихдосуг 261. По мнению И. П. Мордвинова, руководить детскими дворцамимогли духовные лица, учителя и прочие представители интеллигенции,которые использовали новейшие прикладные знания педагогики262.
Дети втаких организациях должны были привыкать к тому, что человек ничего вжизни не получает даром, но добивается трудом, а это формирует чувствособственного достоинства.Особый интерес представляет брошюра И. П. Мордвинова «Школатрезвенных работников в семье» (1915 г.) 263, которая являет собой рассказ отом, как его собственные сыновья — Антоний и Лев — подражая отцу,сталисамостоятельнымиинициаторамииорганизаторамидетскогообщества трезвости.
Также они увлеклись созданием собственныхтрезвенных рукописных журналов, где помещались любопытные рисунки,стихи и рассказы их сверстников на трезвенные темы. Оказалось, чторабота такого общества в миниатюре была вполне «взрослой». Каквзрослая, так и детская трезвенная организация могла потерпеть фиаско ещев самом начале деятельности в случае, если руководство выбиралось излюдей, не умевших отвечать за результаты 264.Там же. С. 70.«Воспитывать детей, направлять их на разумное, наблюдать во всех фазах детскоговозраста развитие будущего человека, — великая задача, которая собственной высотой способнауже привлечь к себе дельные и бескорыстные силы» (Мордвинов И.
П. За детей // Трезвая жизнь.1909. №3–4. С. 70).263Старый учитель. [Мордвинов И. П.] Школа трезвенных работников в семье. (Простойрассказ об одном воспитательном опыте). [Отдельный оттиск из журнала «В борьбе затрезвость». 1915. №9–10.] М., 1915. — В брошюре, хранящейся в РНБ, стоит автографИ. П.
Мордвинова под указанным псевдонимом, так что отдельные статьи в журналах подименем «Старого учителя» можно с определенной долей уверенности рассматривать как«мордвиновские». В 1914 г. в журнале «Тихвинец» также вышла его педагогическая статья подэтим псевдонимом. Как было сказано на с. 30 настоящего исследования, И. Р. Такала, приводяпримеры активной антиалкогольной пропаганды среди школьников того времени, ссылается наэту работу, однако не ассоциирует «Старого учителя» с И. П. Мордвиновым (Такала И. Р.«Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России.
СПб., 2002. С. 157, 158).264Старый учитель. [Мордвинов И. П.] Школа трезвенных работников в семье. С. 3.261262186§4. И. П. Мордвинов и музейное делоОсновными центрами краеведения на рубеже XIX–XX вв., помимопросветительских и научных обществ, являлись музеи 265. По словамМ. И. Бурлыкиной, «интеллектуальная атмосфера служила притягательнойсилой, собирающей в музеи наиболее интересных и творчески одаренныхученых». Формировались различные университетские музеи и музеиместного края266. Не удивительно, что деятельность И. П.
Мордвинова былатесно связана с ними, поскольку он жил в данное время и его краеведческиеисследования развивались под его влиянием.ЕщевотрочествеонзаинтересовалсяисториейБольшогоТихвинского монастыря, а поехав учиться в Новгород в 1887–1890 гг., онстал ощущать особую любовь к старине. В начале 1890-х годов, ужеработая учителем, он сотрудничал с новгородскими учреждениями и былвовлечен в дело сохранения памятников старины и их музеефикации267.Можно выделить три основных направления музейной деятельностиИ. П. Мордвинова.Во-первых,онстоялуистоковнынешнегокраеведческого музея в Тихвине.
Во-вторых, он первым заведовал учебныммузеем при Институте внешкольного образования в Петрограде. В-третьих,он с энтузиазмом пропагандировал необходимость повсеместных народныхмузеев в стране и всем желающим давал рекомендации по их обустройству.Третье направление деятельности отобразилось в его участии в Тихвинскойколлегиипоохранеииспользованиюкультурно-образовательныхимуществ. В 1920-е годы он, как мог, старался спасать историческиеценности Тихвинского края.Музей местной старины (первый краеведческий музей Тихвина) сталодним из главных детищ И.
П. Мордвинова и начался с выставки. МузейБурлыкина М. И. Историческое краеведение. Ч. 1. История краеведческого движения вРоссии: учеб. пособие. Сыктывкар, 1999. С. 27.266Там же. С. 27–29.267Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. С. 8.265187был создан по его инициативе практически одновременно с открытием в1913 г. ТО НОЛД. Изначально музей располагался в его собственном домена Екатерининской улице, где он жил с семьей — супругой и тремядетьми268.Фактически, музей, помимо создания краеведческой коллекции,решал просветительские задачи. Так, он стал основой для организацииисторических выставок и базой для подготовки экскурсий по Тихвину и егоокрестностям. Поскольку И.
П. Мордвинов был педагогом, то он искусносумел сочетать преподавание в народной школе и работу с детьми ивзрослыми в стенах музея. Нельзя с уверенностью судить, был ли он приэтом хорошо знаком с многолетним успешным опытом Педагогическогомузея в Санкт-Петербурге269, но однозначно, что он использовал некоторыеиз правил и принципов организации подобных музеев на местном уровне.И. П. Мордвинов стремился привлекать к сбору краеведческих материаловдля музейной коллекции не только школьников и учителей, но и всезаинтересованноеместноенаселение.Оносознавалнеобходимостьпроведения пояснительных лекций о собрании музея, а в дальнейшем приподготовке антиалкогольных выставок с особым вниманием относился кподбору наглядных пособий.
Тем самым он заботился о просвещениималограмотного населения, для которого даже школьное образование невсегда оказывалось доступным.Конечно, музей не избежал хаотического разнообразия предметов,поступавшихвтовремявегособрание270.ОднакостараниямиИ. П. Мордвинова многие из экспонатов имели существенную ценность, таккак отыскивались в результате экспедиций — археологических игеологических.Также см. с. настоящего исследования.Лелина Е. И. Педагогические музеи в учебных округах российских регионов второйполовины XIX — начала XX в.
// Проблемы исторического регионоведения: сб. науч. статей /Под ред. Ю. В. Кривошеева. Вып. 1. СПб., 2005. С. 318, 321, 322 и др.270Алексеева С. В. Краеведческие музеи российской провинции: наблюдения иразмышления // Проблемы исторического регионоведения: сб. науч. статей / Под ред.Ю. В. Кривошеева. Вып. 1. СПб., 2005. С. 345.268269188В 1913 г. в Тихвине отмечалась важная юбилейная дата — 300-летиеснятия шведской осады Тихвина — «Тихвинского сидения» (1613–1617 гг.).К ней была приурочена первая организованная И.
П. Мордвиновымисторическая выставка 271. Он представил перед широкой публикой более500 предметов старины, что, безусловно, имело заметный общественныйрезонанс272: выставку посетили более 600 человек273. Фактически, первыймузей был частным собранием274, появившимся благодаря разнымдарителям и экспедициям.Основными его «вкладчиками» были местные крестьяне, щедроприносившие различные предметы быта.
К примеру, И. П. Мордвиновупоминает И. В. Кудрявцева и Ф. Г. Смирнова 275. В 1914 г. потомокзнаменитого воеводы, участника «Тихвинского сидения», Петр СеменовичТрусов передал музею два древних фамильных образа и крест, по преданиюпринадлежавший его известному предку 276.Обычно к осмотру коллекций допускались только отдельныежелающие, для посещения музея они писали заявления. Однако известно,что с самого начала его существования показ всегда сопровождалсяподробными объяснениями и беседами о коллекциях 277. Вполне можнопредположить, что И. П. Мордвинов был не только первым директором, нои экскурсоводом.Музей пользовался большой популярностью. За 5 месяцев — с23 августа по 23 марта 1916 г. — состоялось 24 приема, на которые пришли180 посетителей, без учета членов Тихвинского отделения НОЛД.