Диссертация (1146286), страница 8
Текст из файла (страница 8)
239-241; Xemgîn E. Kürdistan tarihi. Osmanlı-Safevi döneminde. Cilt III. S. 447448.140Аристова Т.Ф. Материальная культура курдов XIX - первой половины XX в. С.47.141Пирбари Д. Езиды Сархада. С. 218.13933В плане конфессионального разнообразия Курдистан представляет дляисследователя удивительные возможности по изучению религий, исповедуемых исамими курдами, и соседними с ними народами.Подавляющеебольшинствокурдов–мусульмане-сунниты142,придерживающиеся шафиитского мазхаба143, в отличие от своих соседей поОсманской империи: представителей титульной нации – турок, в основном,суннитов-ханифитов, а также арабов и других народов, принадлежавших кразным суннитским религиозно-правовым школам – мазхабам.Есть среди курдов и шииты, но их численность существенно меньше ипроживают они преимущественно на территории Ирана. Как справедливоподчеркивал В.
Никитин, ислам сыграл решающую роль в историческом развитиикурдов, «среди его приверженцев были и правоверные, всегда готовыесражаться во славу ислама и во имя его распространения, были и простоблагочестивые люди, черпавшие в его установлениях правила для личной иобщественной жизни; таким был, например, Мозафар-Эддин, потомственныйправитель Бек Тегуни в Хавлере (Эрбиль). «Шереф-наме» сообщает нам о многихкурдах, которые, не будучи столь набожными, как правитель Эрбиля, проявлялисебя тем не менее как ревностные мусульмане, возводили мечети, основывалимедресе (духовные училища), участвовали в благотворительных начинаниях и т.д.».144Многие авторы писали о том, что среди курдов встречаются такжехристиане145 и христиане-несториане146, но велика вероятность, что под курдамихристианами «скрывались», скорее всего, ассирийцы.Сейчас численность курдов-суннитов составляет примерно 75%, от всего курдского населения.
См.http://web.archive.org/web/20070703230947/http://www.itnet.org/kurds_islam.html143Принадлежность курдов к этой ветви ислама неоднократно использовалась правящими кругами Османскойимперии в борьбе против Ирана, где государственной религией является шиизм. Однако в отличие от суннитовтурок сунниты-курды принадлежат шафиитскому толку, тогда как турки — ханифиты.144Никитин В. Курды. С. 305.145В некоторых источниках, описывающих Закавказье и указывающих, что курды в основном сунниты,встречаются сведения про «арзурумских куртин, переселившихся в Ахалцихскую провинцию и исповедующихармянскую веру». Евецкий О. Статистическое описание Закавказского края.
С. 85.; «Куртины в Ахалцихскойпровинции суть также двух родов одни первоначальные обитатели оной, а другие переселенные из АрзрумскогоПашалыка. Первые говорят Куртинским языком, исповедуют Магометанскую веру Шиитскаго толка; а вторыеговорят наречием Армянского языка, изобилующим Персидскими и Куртинскими словами и фразами; исповедуютАрмянскую веру.» Там же С. 90.; См. так же Обозрение Российских владений за Кавказом в статистическом,14234Курдско-христианское взаимодействие социально-экономического характерапроходило в окружении общин сирийцев-яковитов в Джезире (междуречье Тиграи Евфрата) и ассирийцев-несториан в центре Курдистана -аккяри, Бахдинан,Резайе (Урмия – прим А.П.), а также наиболее крупной группой армянпреимущественно на Севере и Северо-Западе147 региона.Небольшая часть курдов принадлежит к этно-конфессиональным группам –езидов (йезидов) и ахли-хакков (или али-аллахи).
Последних часто относят кмусульманам-шиитам. В среде курдов присутствуют и менее изученные секты —шабаки и какаи (кокэи148), а помимо вышеперечисленного на территорииКурдистана можно было встретить иудаизм, представители которого согласноразным версиям являлись либо курдоязычными евреями, либо курдами,принявшие иудаизм. В любом случае, это особая этноконфессиональная группа,требующая отдельного исследования.149Длярелигиознойорганизациикурдов-мусульманбылохарактерносуществование особого института духовных наставников (иногда наследственныхфеодалов) — сейидов и шейхов, которые пользовались огромным авторитетом повсему Курдистану. Вместе с участием и руководством в религиозных вопросах,соблюдении обычаев и традиций, многие шейхи возглавляли различные секты имистические суфийские / дервишские ордена, из которых наиболее известнымиявляются Накшбанди150, Кадири и Рефаи.Поначалу следуя доктрине Накшбанди, который был особенно влиятельнымв Диярбакыре в XVII в.151, последователи курдского мистицизма примкнули кучению Абд ал-Кадира ал-Гилани, основателя ордена кадирийа, широкоэтнографическом, топографическом и финансовом отношениях.
Часть 4. С. 214. Католики или григориане неуточняется.146Глинка С.Н. Взгляд на Турецкую империю в теперешнем ее состоянии. С. 38; курды-несториане упомянуты вчисле населяющих эмираты Ботан, Бехдинан и Шамбо в работе доминиканца Джузеппе Кампаниля, который былотправлен для осуществления миссионерской деятельности в Месопотамии и Курдистане в 1802-1815 годах. См.Campanile G. Kurdistan tarihi. S. 113-115147Bruinessen, Martin van. Ağa, şeyh ve devlet.
Kürdistan’ın sosyal ve Politik örgütlenmesi. S. 45.148Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. С. 17.149Günaydın E. Orta İsrail veya Kürdistan. Yahudi Kürtler Babil’in kayıp çocukları. S. 57.150Tavakkoli M.R. Kürdistan Tasavvuf Tarihi. S. 215.151McDowall D. A modern history of the Kurds. P. 51.35распространенного среди современных курдов, возможно, в связи с курдскимпроисхождением самого Абд ал-Кадира.152Во главе каждого ордена находился влиятельный феодал — шейх (муршид),обладатель и толкователь истинного учения, живший в своей резиденции(ханеке).
Вокруг него собирались его ученики-последователи (мюриды), числокоторых было весьма велико, в особенности среди кочевников. Лучшие измюридовстановилисьпредставителями-наместникамишейха(халифа)вплеменах. Таким образом, Курдистан был покрыт сетью «мистических ячеек»,совпадающей с географическим расположением племен.Географию обоих тарикатов можно проследить следующим образом:Кадирийа получил большее распространение в Персии, в то время какНакшбандийа ― в Османской империи, где уделяя основное внимание изучениюнаук, особенно усвоению юриспруденции (фикх), и предпочитая добродетельнуюдеятельностьпоискаммистическогознания153,НакшбандийавытеснилКадиритский орден, стал доминирующим тарикатом в Курдистане в начале XIXв.154Дервишский орден, или братство, состоял из общин, особых религиозныхгрупп (как у мусульман, так и у езидов)155, разбросанных по всему Курдистану.Община, состоявшая из 10, 20 и более членов, объединяла десятки мужчин,которых возглавлял халифа и которые располагали специальными помещениямиобителями для богослужения (тэкие).156 При халифе состояло четыре знаменосца,каждый из которых приравнивался к командиру отряда.
По своей структуредервишская община весьма напоминала военную организацию. С материальнойточки зрения некоторые дервиши по положению и богатству не уступаликрупным феодалам и вождям племен.Часть дервишей по своему материальному положению могла быть отнесена ксреднему слою.
Большинство же их жили за счет подаяний. Зажиточные дервишиНикитин В.П. Курды. С. 310.Велд М.Ф. Ислам в современной Турции. Интеллектуальная биография Бадиуззамана Саида Нурси. С. 19.154McDowall D. A modern history of the Kurds. P. 52.155Аристова Т.Ф. Курды Закавказья. С.171.156Там же.15215336вели оседлую жизнь, а бедные бродили по всему Курдистану. Каждый бродячийдервиш обязан был вносить определенную сумму в виде пожертвования в казнусвоего ордена и являться по первому зову его главы. Состоятельные курды делалипожертвования в пользу дервишских орденов. Кроме того, материальноеблагосостояние дервишских орденов обусловливалось доходами, получаемыми отдервишей-скитальцев. Последние же существовали за счет широких масскурдского народа.157В конце XIX в.
предводители курдских дервишских орденов постепенновыходят на политическую арену. Они играют все большую роль не только врелигиозной, но и в политической и экономической жизни, часто затмеваясветских феодалов — вождей племен. Феодал-шейх у курдов значит гораздобольше, чем обыкновенный феодал, не обладающий духовной властью. Главадервишского ордена в отличие от светского феодала пользуется властью нетолько в определенном районе или области, но и во всем дервишском обществе,члены которого разбросаны по Курдистану.158К.ачатуров подчеркивает, что у каждого курдского племени был свойшейх, который управлял не только духовными делами, но и являлся вместе с теми светским главой своего племени.
«Шейхи стараются вникать в частнуюжизнь членов их общества. Положим, какой-нибудь курд потерял все вследствиепадежа скота (а богатство их заключается в скоте) и обеднел совершенно.Гордость не позволит ему просить у соседей. Шейх племени узнает об этом,созывает всех курдов к себе, в нескольких словах описывает положениеобедневшего односельчанина и просит их не оставить без помощи соседа. Тутже при шейхе начинается сбор пожертвований и собирается иногда до трехчетырехсот овец, около десятка коров и других животных. Один из курдов гонитсобранный скот к тому, для которого собран и говорит: «Шейх прислал тебестолько-то овец и коров, чтобы ты жил безбедно среди нашего племени». Курдхотя отлично знает, что скот пожертвовало его племя, но он принимает157158См. Ментешашвили А.
Курды. С. 38-39.Там же.37подарок как будто от шейха и всей семьей начинает благодарить его. Вотпричина почему курды так преданы шейху, и по одному его знаку готовы идти вогонь и в воду.» Помимо участия шейха в балансе благосостояния каждого членаплемени, К.ачатуров отмечал также авторитет духовного лидера относительнонабегов на соседние племена и т.п., которые «стараются привлечь на своюсторону шейха разными подарками», чтобы обезопасить свое существование. 159Роль дервишских орденов, тарикатов, в курдских районах была настолькосильна, что «принадлежность к одному и тому же ордену связывалапоследователей более крепко, чем даже родовые связи».160На практике суфизм служил средством осуществления социальных перемен.Жизнь простого человека, не принадлежащего к привилегированным классам вкурдском обществе, была очень ограниченной, а суфийское братство былоименно тем средством, с помощью которого любой мог перешагнуть рубеж.