Диссертация (1146286), страница 30
Текст из файла (страница 30)
турки с полным основаниеммогли бы усмотреть в назначении Абдуррезака на пост в Курдистан меру явновызывающего характера по отношению к ним. Поэтому решено, что из ТифлисаАбдуррезак отправится в Тавриз, где временно будет иметь пребывание ипостарается сблизиться с азербайджанским генерал-губернатором Шоджа-эдДоуле, от которого в значительной мере будет в дальнейшем зависеть то илииное решение вопроса».530Поездка Абдуррезака в Петербург, несмотря на неудачу политическойпрограммы, была положительной в своей просветительной части, посколькустимулировала изучение курдского языка, литературы и этнографии.
Этому530Джалил. Д. Жизнь и деятельность Абдуррезака Бадрхана // Курды, №1. Алма-Ата, 1992. С. 42-48.133особенно способствовали контакты Абдуррезака с уже завоевавшим заслуженныйавторитет знатока курдского языка и быта И.А. Орбели.
К данному периодуизучение курдской истории и культуры в России претерпевало значительныйрост. Как писал биограф И.А. Орбели К.Н. Юзбашян, «в те года развитиекурдологии стимулировалось не только научными, но и политическимиинтересами Российской империи на Востоке».531ДляразвитиякурдологиивРоссииопределенноезначениеимеладеятельность курдских русофилов, особенно Абдуррезака. К их рекомендациям, окоторых говорилось выше, в Петербурге, видимо, прислушивались; ониоказывали и практическую помощь русским курдологам.
В отчете, поданном И.А.ОрбелинафакультетвосточныхязыковПетербургскогоуниверситета,сообщалось, что весной 1914 г. «воспользовавшись пребыванием в ПетроградеизвестногокурдскогополитическогодеятеляБодырханаИезданшира(Абдуррезака), читал с ним и пользовался его объяснениями (в отношении языка)к некоторым суфическим стихотворениям прославленного курдского поэтаАхмеда Хани из Джезире, автора стихотворного романа "Мам и Зин"».Поощряемые сверху усиленные занятия русских ученых в областикурдологии имели важное значение для развития этой отрасли востоковедения, атакже для налаживания в некоторой степени русско-курдских культурных связей;но их политическая отдача, конечно, была недостаточно ощутима, посколькусреди самих курдов никакой культурно-просветительской деятельности непроводилось. Отношение к курдам русского правительства по-прежнему былочисто прагматическим.
Главной проблемой политики правительства России вВосточной Турции были курдские освободительные движения, потрясавшиеОсманскую империю в последний год перед мировой войной.532К началу первой мировой войны Россия обеспечила себе прочноеполитическое и экономическое положение в Персидском Курдистане. Российскаяполитика там определялась с учетом позиции Германии и Турции. Так же, как531532Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917). С. 227-228.Там же.134немцы и турки, а также англичане, российские политики и дипломаты вКурдистане опирались на поддержку курдских вождей, некоторые из которых,как, например, Исмаил Симко, глава племени шеккаков, обращались в началеПервой мировой войны к царю за помощью в организации «курдского княжества»под протекторатом России.533Однако в то время не эта проблема волновала российские военнополитические круги.
Россия стремилась вытеснить турок из персидских пределов.Она всеми средствами старалась обеспечить себе прочные позиции в ЗападнойПерсии. Россия привлекала персидских курдов к охране персидско-турецкойграницы, к учреждению там таможенных постов и к отражению набегов турецкихкурдов и солдат в округах, возвращенных Персии после турецкой оккупации.534Вице-консул в Ване Олферьев предупреждал, что недооценка в Россиикурдской проблемы, проистекающая отчасти из-за плохой осведомленностиотносительно положения в Курдистане, используется западными державами: «Потеперешним временам наши сведения о Курдистане представляются страшноповерхностными.
Имеются такие курдские области, которые до сего времени небыли нами обследованы... Англичане не скупятся на путевые издержки своихагентов, а потому их осведомленность о Малой Азии гораздо полнее, чем наша...Ведь все эти западноевропейские туристы и миссионеры разносят по всемуголкам Курдистана самые нелепые и возмутительные сведения о России". Онобращал внимание на необходимость "притянуть в свою сторону симпатиинекоторых курдских беков" и дать последним возможность "ближе знакомитьсяс русскими людьми и с политикой России на Востоке».535Российский консул в Басре К.П.
Иванов в своей «Записке по вопросу оборганизации изучения Ближнего Востока» писал, что «может оказаться болееотвечающимнашиминтересамстремитьсяксозданиюавтономногоЖигалина О.И. Россия и курды Северо-Западного Ирана во время Первой мировой войны. Новые документы //Восточный архив. 2012. №2. С. 51-55.534Там же.535см. Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917).
С. 168.533135Курдистана из всех областей, населенных курдами и входящих ныне в состав какТурции, так и Персии».536Некоторые исследователи курдской проблемы подчеркивали необходимостьобратить особое внимание на российских курдов, отчего во многом зависеливзаимоотношения с их зарубежными сородичами. Они советовали подумать обулучшении материального положения и культурного уровня курдов Закавказьякак непременном условии борьбы с панисламистской пропагандой и привлеченияна сторону России турецких аширетов.537В феврале 1910 г.
Воронцов-Дашков обратился к Извольскому соспециальным письмом, в котором рекомендовал добиваться расположения родаШамшадиновых, наиболее влиятельного среди российских курдов, которыйуправлял аширетом зилян, расселенным по обе стороны границы. Во главе родастоял гвардии полковник Али Ашраф-бек Шамшадинов, фактический иофициальный предводитель российских курдов, имевший значительные связи сзарубежными курдами, особенно макинскими. Шамшадинов получал в год отправительства пенсию в 2 тыс./руб. и владел 60 десятинами земли.По мнению И.И.
Воронцова-Дашкова, следовало произвести Али Ашрафбека в генералы, увеличить его пенсию на 1 тыс. руб., дать пенсии и субсидиидругим представителям рода. Наместникособое внимание обращал нанеобходимость возвратить курдской верхушке отобранные у нее раньшепастбища. «Чтобы восстановить и укрепить симпатии курдов к русской власти, писал он, - самое верное средство было бы привязать их к земле. Для этогонекоторые казенно-оброчные статьи следовало бы сдать им без торгов, занезначительнуюплатувдолгосрочнуюаренду,котораябыносиланаследственный характер».
Эти меры, считал Воронцов-Дашков, удовлетворилибы Шамшадиновых и другие знатные семейства. Кроме того, по мнениюнаместника, необходимо было наделить землей и менее знатные курдские роды, аМатериалы по изучению Востока, вып. I. СПб, 1909. С. 117-118.В начале 1909 г. было созвано междуведомственное совещание по вопросу о мерах для воспрепятствованияснабжения турецких курдов русскими винтовками. см.
РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 604.536537136также (на этом настаивал эриванский губернатор) обратить особое внимание наезидов, издавна относившихся с симпатией к России.В Петербурге ко всем этим предложениям отнеслись без всякого энтузиазма.Единственное, с чем согласился министр финансов Коковцов, - это увеличениепенсий роду Шамшадиновых и назначение пособий тем из его представителей,которые их не получали. В высших правительственных кругах по-прежнему малоинтересовались курдами как отечественными, так и зарубежными 538Выводы главы 3. В отличие от Британской империи, которая с особеннойнастойчивостью стремилась утвердиться в стратегически важных курдскихрайонах, чтобы держать под своим контролем Восточную Турцию и ЗападнуюПерсию, а также угрожать владениям своего основного соперника в Азии втечение большей части XIX в.
— России, сама Россия не стремилась утвердитьсяв Курдистане. Ее политика по отношению к курдам преследовала в качествеосновной цели обеспечение их нейтралитета в войнах царской России с Персией иОсманской империей. Это соответствовало интересам и курдских племен. Вплотьдо 90-х годов XIX в. Россия не предпринимала каких-либо активных действий вКурдистане, ограничиваясь наблюдением за положением в этой области,непосредственно примыкавшей к закавказским владениям России.В 1905 г. под влиянием русской революции того же года и революционныхсобытий в соседней Персии начался новый подъем курдского движения вОсманской империи.
Непрерывные курдские восстания в восточноанатолийскихвилайетах и особенно заговоры курдской знати в самой столице развеяли долголелеемую Абдул- амидом надежду использовать курдов для укрепления режима.В 1907-1908 гг., т. е. как раз в разгар турецкой интервенции международное ивнутреннее положение царской России относительно укрепилось и появиласьвозможность обратить более пристальное внимание на Ближний Восток и, вчастности, на Курдистан.538Материалы по изучению Востока, вып.