Диссертация (1146286), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Британское посольство в Стамбуле давало Порте советы о мерах поусилению и упорядочениюамидийе, предлагая, в частности, назначить ихначальником командира 8-й дивизии IV корпуса Шемси пашу, которого, по-Menek Abdulkadir. Kürt sorunu ve Said Nursi. S. 48.Никитин В. Курды. С.
282.460Однако, Тори пишет, что согласно некоторым источникам в 1892 году было 40 полков, в 1893 – 56 и в 1899 – 63.см. Torî. Aşiretten millet olma yapılmasında Kürtler. S. 112.461Лидер аширета Решид-бек во время войны 1877-1878 гг. находился на службе в российской армии.
Одна позжевместе с аширетом переселился из Карской области в Турцию в связи с недовольством от новых порядков. См.Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. С. 257.462Так же один полк предоставил туркменский аширет Кики, один полк от арабского племени Дикури и еще 3полка от арабских племен Тай и Миран.
см. Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией втечение XIX столетия. С. 257-259.463Torî. Kürtlerin yakınçağ tarihi. İstanbul, 2006. S. 88; Torî. Aşiretten millet olma yapılmasında Kürtler. S. 111.458459114видимому, считало «своим человеком».464 Однако турецкие власти отнюдь небыли обрадованы столь пристальным вниманием англичан к курдским делам, таккак имелись обоснованные подозрения о том, что в Лондоне желаютвоспользоваться курдо-армянскими столкновениями для усиления вмешательстваво внутренние дела Турции и ускорения ее раздела.465Интересные факты, характеризующие деятельность британских агентовсреди курдов, приводятся в добытом русским послом письме великого визирявоенному министру Турции. «К нам поступают из секретных и заслуживающихдоверия источников достоверные сведения о подстрекательстве некоторыхдержав, которые с помощью соблазнителей внушают разрушительные идеиплеменам и вождям, формирующим полки Хамидийе.
Среди этих соблазнителейнаходятся личности, переодетые в турецкое платье; их главная цель отвратить эти племена от подчинения императорскому правительству,толкать их на грабежи и убийства мирного населения, так же, как и на прочиевредные действия».466Далее из текста письма следует, что великий визирь имел в виду именноангличан. Английский консул в Ване, как говорится в письме, проявляя для видусамыелучшиечувствапоотношениюктурецкомуправительству,вдействительности постоянно взаимодействует с Персией. Он возбуждаетперсидскихкурдовпротивтурецких;вегораспоряжениинаходятся«баснословные» суммы денег, которые он получает от своего правительства черезПерсию; эти деньги тратятся на подкуп курдских вождей.
Кроме того, онпоощряет жалобы местных чиновников на власти и переправляет эти жалобы вбританское посольство. Наконец, он всемерно старается отличить и наградить техлиц, которые оказывают ему услуги, особенно если эти люди тесно связаны сармейскими офицерами.467Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917). С. 98.Эти подозрения основывались и на провокационной поддержке Англией армянских националистов в Турции и вИране в середине 90-х годов, и на антитурецкой деятельности английских агентов в Турецком и ИранскомКурдистане, особенно в пограничных с Ираном районах и в районах Персидского залива на рубеже XIX-XX вв.
вовремя инцидентов на турецко-иранской границе. см. Лазарев М.С. Курдский Вопрос (1891-1917). С. 99.466Там же.467Лазарев М.С. Курдский Вопрос (1891-1917). С. 99.464465115Опасения по поводу полков были обоснованы. Все-такибольшимипривилегиями.Племена,записанныевамидийе обладалиполкиамидийе,обеспечивались защитой, выгодой, всеобщей амнистией, освобождением отнекоторых налогов и конкурентным преимуществом. Кроме того, правительствовыдавало им оружие на определенные периоды.468Всекурдыамидийенаходилисьвнепосредственномподчинениикомандующим IV корпусом, дислоцированным в восточных вилайетах Анатолии,муширом (маршалом) черкеса Зеки-паши.
Подобный порядок подчиненияамидийе только одному муширу на практике привело к весьма печальнымпоследствиям.469 Курды, вооруженные турками, стали прежде всего орудиемполитики Абдул- амида, направленной против армян470 и России.471Нередки были нападения всадниковамидийе на пограничные посты. Врезультате настойчивых заявлений российской миссии в Стамбуле в 1899 г.состоялся съезд смешанной комиссии (со стороны Турции бригадный генералТевфик-паша, со стороны России генерал-лейтенант Генерального ШтабаЗеленой) для обсуждения пограничного вопроса и сложившейся ситуации.472Учреждение полковамидийе сопровождалось созданием аширетных школ.В 1892 г.
в Стамбуле и Багдаде были основаны Школы племен (Mekteb-i Aşîret)для детей курдской и арабской знати, которых предполагалось воспитывать в духелояльности к престолу.473 Выпускники могли обратиться в Военную академию истать офицерами. Кроме того, Абдул- амид считал, что безопаснее держатьвлиятельных курдов «на глазах»; в случае необходимости их вместе с детьмиможно превратить в заложников.
По словам Али Вахби-бея, своим критикам,говорившим об опасности пребывания в столице сыновей Бадрхана, Абдул- амидотвечал: «Во всяком случае я думаю, что я прав в моей курдской политике».474Там же. С. 60.Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия.
С. 272.470Никитин В. Курды. С. 282; Özcan Hekimoğlu Süleyman. Kürt tarihi. Aşiretler ve isyanlar. S. 209; Bois T. The Kurds.P. 141.471Malmîsanij M. Kürt Talebe-Hêvî Cemiyeti. İlk legal Kürt öğrenci derneği. S. 32.472Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. С. 266-267.473Кinnane D.The Kurds and Kurdistan.
P. 24.474Лазарев М.С. Курдский Вопрос (1891-1917). С. 59.468469116Надо сказать, что потребность в воспитании и образовании выражаласькурдами в решительной форме. Троттер, бывший английский генеральный консулв Курдистане, рассказывал о своем удивлении в 1880 г., «увидав в рукахправительственного комиссара по реформам в Ване прошение, подписанное 17-юкурдскими родоначальниками, феодальными властелинами более чем 40,000 дикихкурдов, в котором подписавшиеся просили правительство ввести школы ивоспитание среди них, предлагая платить потребную сумму на поддержаниеучебных заведений».475Одновременно турецкое правительство объявило о намерении начатьстроительство курдских школ для подрастающего молодого поколения курдов впровинции476, но эти школы недолго просуществовали.477 Внимание со сторонывластей было уделено не столько «просветительской» деятельности, которая,кстати сказать, была свернута очень скоро, сколько привлечению курдов котбыванию воинской повинности478 т.е.
к амидийе.Необходимо добавить, что после объявления второго Конституционногопериода в Стамбуле была открыта Курдская конституционная школа (KürdMeşrutiyet Mektubu). Это особенно важно в свете просветительской деятельностисреди курдов со стороны русского консульства вое (Персия), пойдет ниже.Малмысаныж отмечает, что «в османский и республиканский периоды это былапервая и последняя школа с названием «курдская».479Путята Е.В. Записка о малой Азии. Генерального штаба Полковника Путята.
С. 75.Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. С. 262-263.477Никитин В. Курды. С. 281.478Этот вопрос был поднят еще в середине 80-х годов командующим IV корпусом Зеки-пашой и бывшим послом вПетербурге Шакир-пашой. После войны 1877-1878 гг. турецкое правительство поселяло в Восточной Анатолии такназываемых "мухаджиров" - мусульман, выходцев из стран Балканского полуострова и Северного Кавказа черкесов, албанцев и т.д., которых направляли служить преимущественно в военно-полицейские иадминистративные органы.
см. Лазарев М.С. Курдский Вопрос (1891-1917). С. 59479Malmısanıj M. İlk Kürt gazetesi Kurdistan'ı yayımlayan Abdurrahman Bedirhan (1868-1936). S. 82.4754761173.3. Абдуррезак Бадрхан и позиция России в отношении курдскогонационального движенияВ отличие от Британской империи, которая с особой настойчивостьюстремилась утвердиться в стратегически важных курдских районах, чтобыдержать под своим контролем Восточную Турцию и Западную Персию, а такжеугрожать владениям своего основного соперника в Азии в течение большей частиXIX в.
— России, сама Россия не стремилась утвердиться в Курдистане. Ееполитика по отношению к курдам преследовала в качестве основной целиобеспечение их нейтралитета в войнах царской России с Персией и Османскойимперией.Это, безусловно, отвечало интересам и курдских племен. Вплоть до 90-хгодов XIX в. Россия не предпринимала каких-либо активных действий вКурдистане, ограничиваясь наблюдением за положением в этой области,непосредственно примыкавшей к закавказским владениям России.480На протяжении XIX века военно-стратегическая и геополитическая рольКурдистана существенно возросла, привлекая все большее внимание со сторонымировых держав - Германии, Франции, Англии, которые проявляли определенныйинтерес к землям Османской империи481 и России. Последняя обладалаопределенным весом для курдского населения в регионе, так как поражения,нанесенные Османской империи в течение российско-турецких войн XIX в.создали России образ освободителя курдского народа от османской власти.
Такойстатус давал России возможность о мобилизации курдских отрядов в борьбе стурками, однако исключительно в качестве временных союзников. Но несмотряна то, что часть курдов Закавказья стали подданными России после того, как этатерритория была присоединена к России по итогам российско-турецких ироссийско-иранских войн, Российскую Империю судьба курдов по сути заботиланезначительно, так как приоритет политики России был направлен на Балканы,480481алфин Н.А. Борьба за Курдистан. С.
152-153.Kirişçi K. Winrow Gareth M. Kürt sorunu. Kökeni ve gelişimi. S. 79.118что выразилось в росте славянофильских настроений и панславизма в целом, скоторым практически не конкурировал даже армянский вопрос, не говоря окурдском вопросе, который к началу XX в. перестал быть внутренней турецкойилиперсидскойпроблемой,ставмеждународнымдляосновныхимпериалистических держав.482Незаинтересованность России в поддержке идеи независимого Курдистана,все сильнее укоренявшаяся в сознании курдов, и английская пропаганда, толкалаих к поиску других союзников. Они быстро меняли свои политическиеприоритеты, переходя от одной стороны к другой. Более надежной опоройроссийской политики была ставка на сотрудничество с христианами (армянами иассирийцами), перебравшимися из османскогоаккяри в персидские районыУрмии и оя.483Незадолго до начала первой мировой войны русские дипломаты посещалиглаву ассирийских христиан Мар-Сергия.
Они просили у него поддержки в случаевойны с Турцией. Главная забота русского правительства заключалась в том,чтобы Курдистан не стал плацдармом для агрессивных действий Турции и еевозможных западных союзников против русских владений на Кавказе.484Что касается курдов, то в конце XIX – начале XX вв. особое место занималарусская ориентация, проявившаяся не только в политических убежденияхотдельных деятелей, но, в частности, и в таких фактах, как массовые переселениякурдов в Российскую империю.
Причины возникновения такой ориентации средикурдов коренились в объективных политических и социально-экономическихусловиях того времени.отя эта ориентация сформировалась как определенноеобщественно и политическое течение лишь к началу XX в., однако тенденции егоразвития наметились раньше.485Коленковский А. Маневренный период первой мировой империалистической войны 1914 г. С.