Диссертация (1146286), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Поливановаэнергично поддержал и новый управляющий Министерством иностранных дел,ставший вскоре министром, Сазонов С.Д. Он указал на необходимость «вобщеполитических видах» поддерживать возможно лучшие отношения с курдамии особенно «привлекать на нашу сторону влиятельных главарей», предоставляяим в нужных случаях временное убежище.504 В результате обмена мнениямимежду внешнеполитическим и военным ведомствами было решено, что «опринятии всего Курдистана под власть России, как о том ходатайствует АбдулКадыр, не может быть и речи», но следует разрешить курдским вождямпоселиться на Кавказе. Таким образом, обращение Кор- усейна и Абдул-Кадырапривело к установлению непосредственных связей России с некоторыми наиболеевлиятельными и могущественными курдскими вождями. Однако использовать этисвязи в политических целях руководители российской внешней политики решилина первых порах только в Персии, где позиции России были наиболее сильны.505Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917).
С.158.Там же. С.158-159.505Там же.503504124В это время на курдско политической арене появилась наиболее виднаяфигура — Абдуррезак Бадрхан, который в отличие от движения Обейдуллы, вкотором все же преобладало стихийное начало, впервые в истории курдовпредставил план, предусматривающий создание при непосредственной помощиРоссии единого курдского государства.Абдуррезак Бадрхан родился в Стамбуле в семье старшего сына Бадрхан-беяНеджип-паши506 в 1864 г. Благодаря хорошему образованию и знанию восточныхи европейских языков507, Абдуррезак проработал несколько лет в министерствеИностранных дел и в конце 90-х годов XIX в.
был определен на должностьтретьего секретаря в Турецкое консульство в Петербурге. Там он выучил русскийязык, познакомился с культурной и социально-политической жизнью Российскойимперии и в результате проявленного дружественного отношения к России былнагражден орденом Святого Станислава II степени. Через год он получилназначение в Турецкое консульство в Тегеране, но из-за «политического доноса»был отозван в Стамбул, где при помощи сотрудников Русского консульства вСтамбуле сбежал в 1894 году в Севастополь, а оттуда перебрался в Тифлис сцелью поселиться в Ериване.508Его побег поднял на ноги окружение султана и, опасаясь бурления курдскихмасс, сразу после объявления Абдуррезака на Кавказе509 губернатор Эрзурумаотдал распоряжение следить за IV армией, состоявшей из курдских полков, чтобызарплата солдатам была выплачена вовремя и «вообще не давать никаких поводовдля проявления недовольства».510 Из России Абдуррезак уехал в Англию, гдеустановил крепкие связи с армянскими организациями.
Только спустя нескольколет при помощи семьи Абдуррезака султан смог вызвать последнего в Стамбул.511После покушения на главу районной администрации в Ускюдаре Рыдванпашу Абдуррезак был арестован и сослан в Триполи, где провел четыре года.Объявленная после революции 1908 г. амнистия политических заключенныхKardam A.
Cizre-Bohtan Beyi Bedirhan: Sürgün yılları. P. 242.Джалил Дж. Из истории общетсвенно-политической жизни курдов: в конце XIX – начале XX вв. С. 91.508Celil C. Kürt aydınlanması. S. 100-101.509Там же.510Джалил. Д. Жизнь и деятельность Абдуррезака Бадрхана // Курды, №1. Алма-Ата, 1992. С. 42-48.511Celil C. Kürt aydınlanması. S. 102.506507125далеко не сразу коснулась Абдуррезака. Лишь в средине 1910 г.
ему предоставиливозможность возвратиться в Стамбул.512Освободившись, в ноябре 1910 г. подал прошение русским властям оразрешении принять русское подданство и поселиться в Ереване. Русскоепосольство в Турции и власти на Кавказе первоначально отнеслись к просьбеАбдуррезака благоприятно, возражая только против поселения его именно вЕриване, как в пункте, слишком близко расположенном к турецкой границе.513Абдуррезак верил, что Россия поддержит его политические планы так как посравнению с другими державами была наиболее близка к курдам.514В марте 1911 г.
Абдуррезак выехал в Маку, а оттуда прибыл в Котур. Вовремя этой поездки он вел переговоры с курдскими вождями, склоняя их ксозданию пророссийского блока племен Турецкого и Персидского Курдистана ипытаясь удержать их от враждебных действий против Персии и христиан.Начальник дипломатической канцелярии при кавказском наместничествеКохановский сообщал, что в беседах с представителями российских властейАбдуррезак «высказывал, что, как сторонник России, он будет действовать вдоброжелательном для нас направлении с целью распространения в Курдистаневлияния России и внушения курдам симпатии к русским».515В середине апреля 1911 г. Абдуррезак виделся с русским вице-консулом вВане Олферьевым. Абдуррезак сообщил о готовности поехать в Персию ипредложить персидскому правительству назначить его губернатором ПерсидскогоКурдистана, с обещанием изгнать турок из Персии.
Также он заявлял, что будетследовать всем предписаниям русского консула в Урмии, так основатьнезависимое курдское княжество на персидской территории наиболее вероятно. Врезультате осуществления этого плана Абдуррезак был готов немедленно поднятьвосстание в Турецком Курдистане.
Затем, по его словам, курды собиралисьпросить русского императора взять их под свое покровительство и обеспечить имнезависимость. Абдуррезак добавил, что «мы есть и будем верными соседями иДжалил. Д. Жизнь и деятельность Абдуррезака а // Курды, №1. Алма-Ата, 1992. С. 42-48.Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917). С.160.514Ebdurrezaq Bedirhan. Autobiyografiya (1910-1916). S.
24.515Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917). С.160.512513126союзниками России. Вот наш план. Если его осуществление нам удастся хорошо, нет - ответим за него своими головами. Все же мы рассчитываем, чтоРоссия, во имя своих политических интересов, нас не оставит в трудную минутуи скажет за нас нужное слово...». Позднее дней Абдуррезак сообщил Олферьевуоб одобрении его планов котурским шейхом Измаил-ага Симко, впоследствиилидером курдского движения в Персидском Курдистане, и сердаром Макинскогоханства Муртаза Кули-ханом.516 Таковы были намерения Абдуррезака. Следуетотметить, что до него столь широкую и далеко идущую программу не выдвигалеще ни один из курдских деятелей.Однако далеко не все курды готовы были немедленно вступить в борьбу заобразование единого курдского государства. Еще сильны были межплеменныераспри и феодальный партикуляризм; многие влиятельные курдские феодалысчитали более выгодным поддерживать турецкое или персидское государство.Планируемое Абдуррезаком всеобщее восстание курдов в военном отношениибыло совершенно не подготовлено.
Абдуррезак не учел решимость турецкихправящих кругов во что бы то ни стало подавить курдское движение в империи, атакже относительную стабилизацию центральной власти в Персии вследствиеблизкого поражения революции. Его расчеты на то, что шахское правительстводопустит превращение Персидского Курдистана в базу для создания единогокурдского государства, были нереальны. Также Абдуррезак был недостаточноориентирован в международных делах, если полагал, что возможно установлениебезраздельного русского влияния во всем Курдистане.517В мае 1911 г.
Абдуррезак вновь объехал все населенные курдамипограничные районы Турции и Персии, агитируя за объединение турецких иперсидских курдов в борьбе против турецкого господства и за создание единогокурдского государства. Особого успеха эта агитация, по-видимому, не имела, затоАбдуррезак навлек на себя преследования со стороны турецких властей.
Во времяпребывания Абдуррезака в Урмии (в середине мая 1911 г.) турецкий консул516517Подробнее донесение Олферьева см. Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891-1917). С.160-161.Там же.127получил из Стамбула предписание немедленно арестовать его и препроводить встолицу. Абдуррезак с трудом избежал ареста, успев сесть в бест в русское вицеконсульство.518Руководящие круги царской России по указанным выше причинамреагировали на выступления Абдуррезака так же, как и на обращение Корусейна и Абдул-Кадыра: без всякого энтузиазма. Предоставив Абдуррезакуубежище, русское правительство отнюдь не собиралось принимать ни малейшегоучастия в реализации его широковещательных планов. Кохановский, в ведениикоторого находились контакты с курдскими эмигрантами, был убежден, что ихпланы неосуществимы, ибо курды не могут вести самостоятельную борьбу сТурцией, а вмешательство России по многим соображениям исключено.Таким образом, отношение руководящих кругов царской России кпредложениям Кор- усейна, Абдул-Кадыра, Абдуррезака говорит об их явномнежелании связывать себя с курдским движением в Турции, об их отрицательномотношении к идее создания автономного Курдистана или независимого курдскогогосударства.