Диссертация (1146286), страница 31
Текст из файла (страница 31)
I. СПб, 1909. С. 21.137После младотурецкого переворота 23 июля 1908 г. лидеры курдскихнационалистов первоначально поддержали новый режим, рассчитывая, чтомладотурки удовлетворят национальные требования курдского народа. Курдскиеорганизации того времени не имели политического статуса, представляя собойразрозненные группы. Роль объединяющего начала сыграла первая курдскаягазета «Курдистан».По большей части курдские активисты недолго тешили себя надеждами нато, что младотурецкое правительство пойдет навстречу национальным чаяниямкурдского народа. Проявившаяся очень скоро шовинистическая сущностьвнутренней политики комитета «Единение и прогресс» оттолкнула от негокурдских лидеров, которые стали себе искать других союзников.
Они, вчастности, укрепляли связи с армянскими националистами, что вызвало особеннобольшую тревогу у младотурок. Поэтому летом 1909 г. в восточные вилайетыТурции были посланы агенты комитета «Единение и прогресс» с заданиемповлиять на разлад в курдско-армянских отношениях.В это время на курдской политической арене появилась наиболее виднаяфигура — Абдуррезак Бадрхан, который в отличие от движения Обейдуллы, вкотором все же преобладало стихийное начало, впервые в истории курдовпредставил план, предусматривающий создание при непосредственной помощиРоссии единого курдского государства.Абдуррезак проработал несколько лет в министерстве иностранных дел и вконце 90-х годов XIX века был определен на должность третьего секретаря вТурецкое консульство в Петербурге, где он выучил русский язык, познакомился скультурной и социально-политической жизнью Российской империи и врезультате проявленного дружественного отношения к России был награжденорденом Святого Станислава II степени.Абдуррезак верил, что Россия поддержит его политические планы, так как посравнению с другими державами была наиболее близка к курдам.
ПланируемоеАбдуррезаком всеобщее восстаниекурдов в военном отношениибылосовершенно не подготовлено. Во-вторых, слабость турецкого и персидского138правительств. Абдуррезак не учел решимость турецких правящих кругов во чтобы то ни стало подавить курдское движение в империи, а также относительнуюстабилизацию центральной власти в Персии вследствие близкого пораженияреволюции.
Его расчеты на то, что шахское правительство допустит превращениеПерсидского Курдистана в базу для создания единого курдского государства,были нереальны. В-третьих, влияние России на Ближнем Востоке. Абдуррезакбыл плохо ориентирован в международных делах, если полагал, что возможноустановление безраздельного русского влияния во всем Курдистане.Важной стороной деятельности Абдуррезака Бадрхана являлись егокультурно-просветительные начинания, проявившиеся особой силой наканунеПepвоймировойвойны.БольшуюподдержкуАбдуррезакувделераспространения среди курдов просвещения оказывали Симко и русский вицеконсул в ое Чирков.В конце 1912 – начале 1913 гг. усилиями Абдуррезака и Симко вое былосоздано курдское культурно-просветительнское o6щество «Гехандини», котороевыдвигало обширную программу не только образовательного характера, но идуховного сближения курдов с русской культурой.
В этом направлениисерьезным мероприятием должно было стать создание нового курдского алфавитана основе русского алфавита.Рольобщества«Гехандени»,безусловно,имеетважнозначениевпробуждении курдского национального самосознания. Общество заняло почетноеместо и в истории российско-курдских культурных связей. К концу 1913 г.Абдуррезак добился разрешения на поездку Петербург, где он смог встретиться сруководством МИД России. Русские чиновники, подробно ознакомившись с егопрограммой,определилиАбдуррезака.ПоездкасвоеотношениеАбдуррезакавкдальнейшейПетербург,несмотрядеятельностинанеудачуполитической программы, была положительной в своей просветительной части,поскольку стимулировала изучение курдского языка, литературы и этнографии.Для развития курдологии в России определенное значение имела деятельностькурдских русофилов, особенно Абдуррезака.
К их рекомендациям, о которых139говорилось выше, в Петербурге, видимо, прислушивались; они оказывали ипрактическую помощь русским курдологам.По своей сути, отношение руководящих кругов царской России кпредложениям Кор- усейна, Абдул-Кадыра, Абдуррезака было пассивным, чтоговорит об их явном нежелании связывать себя с курдским движением в Турции,об их в каком-то смысле отрицательном отношении к идее создания автономногоКурдистана или независимого курдского государства.Нежелание России вмешиваться в дела восточно-анатолийских провинцийподтверждается ее отношением и к христианам-ассирийцам, издавна считавшимрусских своими покровителями и освободителями от ига турецких властей, икурдских феодалов.
К тому же и курды-езиды начали выражать желаниеприсоединиться к армяно-григорианской церкви, что открывало для Россиидополнительные возможности в этом районе. Но несмотря на опасения турецкихвластей, которые подозревали Россию в подстрекательстве курдов, правящиекруги России не имели в отношении восточных районов Османской империи изападных провинций Персии никаких захватнических планов.140ЗАКЛЮЧЕНИЕИстория русско-курдских отношений занимает особое место в курдскойисториографии, как во многом «летопись несбывшихся надежд».Основныеитогидиссертационногоисследованияможносвестикследующему:1) Проанализированы последствия российско-турецких и российско-иранскихвойн для Курдистана в рассматриваемый периодНачало XIX века было отмечено территориальными приобретениямиРоссийской империи в результате российско-иранских и российско-турецкихвойн, что в свою очередь привело к появлению курдского населения в новыхпределах страны, а также к необходимости его изучения с позиций этнографии иполитики.Правительство Российской империи было заинтересовано в нормализациивнутриполитическойобстановкинавостокеМалойАзииискорейшемпрекращении армяно-курдских столкновений.
Однако для достижения подобнойнормализации не ставилась задача оказания поддержки курдам в ходе ихвосстаний. Основные меры, применяемые Россией, сводились к обеспечениюбезопасности своих закавказских земель и установлению спокойствия натурецкой границе, в том числе во время военных кампаний с Турцией и Персией,когда Россия, по меньшей мере, старалась нейтрализовать участие курдов настороне неприятеля и, как максимум, привлечь их на свою сторону.Так как решение вопросов, связанных с курдами, в Петербурге предпочиталипроводить скорее дипломатическими средствами, роль России в освободительномдвижении курдов была выражена слабо, по сравнению, например, с рольюАнглии.
Так или иначе, образ России как освободителя курдского народа былвесьма устойчив, что подтверждается исторической памятью курдов и в нашидни.Населяя обширные территории Османской империи и Ирана, курдыпредставляли собой буферный элемент, который в силу относительно доступной141местности, удаленности ее от административных центров обе державы могликонтролировать лишь номинально и с переменным успехом в военное время.2) Изучено положение курдских поселенцев на территории России в XIX –начале XX вв.Российские курды как по своим обычаям, так и по условиям быта ихозяйствованиямалоотличалисьотсвоихполукочевыхсоплеменников,обитавших в Турции и Персии. Однако, несмотря на сохранившееся родовоеустройство, аширеты русских курдов отличались от аширетов турецких ииранских курдов.Позиция России по отношению к курдскому народу в период XIX – началоXX вв. выражала в первую очередь стремление защитить закавказскую границуимперии от Османской империи и Персии.
Интерес к курдам скорее был сугубонаучным, при этом вопрос безопасности являлся приоритетным.Поскольку способ управления территориями и местным населением вРоссийской империи представлял иную модель, нежели в Турции и Персии,курды в России обладали меньшими привилегиями, чем в Турции. У российскихкурдов, в значительной мере утративших родовое устройство, беки и ага не имеливеса в глазах русской администрации в Закавказье. За редким исключением,например, курдской милиции Шамшадиновых, знатным курдам в России почти неприсваивались офицерские звания, они не занимали административных постов,курдских беев практически никогда не награждали.
Подход к курдам,проживающим на территории России, мало отличался от подхода к иным оседлымнародам. При этом курды-кочевники, как подданные империи, редко встречалиподдержку власти.Часто таким положением дел пользовались османские власти для разжиганияантирусских настроений среди курдских племен с целью создать для Россиидополнительные военные и политические проблемы на Кавказе, принудитьрусское правительство ослабить давление на Турцию в армянском и другихвопросах.142Наиболее важная составляющая курдского социума, а возможно, и его основа- институт племени, который всегда играл важную роль в определенииобщественного статуса. Статус «племенных курдов» был намного выше, чем укурдов, не сохранивших племенные узы, что давало им гарантии и права вобществе.Раздробленность курдского общества препятствовала их воссоединенияперед лицом основных геополитических сил, мешавших созданию национальногогосударства. Курды не выбрать единого лидера, так что даже во время наиболеекрупных восстаний находились внутренние причины их неудачи.Еще один фактор, по мнению многих исследователей, существенно влиявшийна социально-политические связи в курдской среде, - это родоплеменныепережитки, усугублявшие и без того острые социальные противоречия курдскогообщества.Недовольство курдов вызывали и административно-полицейские порядки.Местные власти, стремясь ликвидировать традиционные вольности курдскихаширетов и держать их под строгим контролем, ограничивали их передвижение ирасселение (часто вызванное экономическими мотивами).