Диссертация (1146286), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Аверьянов объясняет«большим влиянием мусульманского учения на курдов западных».2602.2. Земельный вопрос в отношении курдских поселенцев на КавказеПереселение курдов из Персии и Турции и расселение курдов по Закавказью.Успех России в военных кампаниях с Персией (1804-1813 и 1826-1827) и Турцией(1806-1812 и 1828-1829) не только привлек на приобретенные территорииЗакавказья армян261 и ассирийцев, которые переселились из Персии (в основномиз Урмийской провинции), но и, как уже упоминалось в начале главы,способствовал росту двух противоположных интересов среди курдов. С однойстороны, им импонировала способность царской администрации в Закавказье куправлению среди народов Закавказья и однородной системы административныхнорм, а с другой – именно стремление царской России установить порядок иподвести все народы к единому знаменателю сильно отпугивало курдов, которыевидели в такой системе угрозу их привычному кочевому образу жизни.В начале XIX в.
некоторые курдские племена обращались с ходатайством крусским властям на Кавказе разрешить им переселиться в Россию и принятьрусское подданство. Переселение курдов началось еще во время затяжнойроссийско-иранской войны 1804-1813 года.262 Нередко курды переходили изТурции «тайно».Аверьянов П.И. Курды в войнах России с Персией и Турцией в течение XIX столетия. С. 40-42.Переселение армян крайне не нравилось англичанам. РГИА Ф. 1018 Оп.
2 Ед.х. 315 л 2.262В конце 1807 года, Карадагский Мамед-Сефи-Султан, имевший около 500-600 курдских семейств, испросилразрешения переселиться со своими курдами на жительство в Карабахское ханство. См. Рапорт ПолковникаКотляревского графу Гудовичу, от 28 ноября 1807 года. № 270. Акты, собранные Кавказской археографическойкомиссией. Т.3. С. 443.26026161Кочевые привычки курдов были основным препятствием для развитияземледелия, так как не только не позволяли им заниматься сельским хозяйством,но также являлись источником пренебрежения к тем, кто поселился.263 Понятиеграницы для курдского кочевого образа жизни всегда было условным, а в силураздробленного проживания различных курдских племен и сообществ натерритории трех стран (Россия, Персия, Турция) ситуация, когда летние пастбищанаходились в одной стране, а зимние - в другой, привычной, что влекло за собойпомимо нарушения пограничного режима, еще и серьезные опасения каждойстороны относительно благонадежности таких неоседлых подданных.
Нередкимибыли случаи, когда снявшись с кочевья, родоплеменное сообщество в буквальномсмысле пропадало «в безвестной отлучке»264 на склонах гор по ту сторонуграницы, не заплатив налоги за пользование пастбищем на этой.По местным условиям края (Эриванской губернии - прим. А.П.) курды, каккочевой народ, не платили поземельной подати, а были обложены подушной, закоторую они имели право перегонять свои стада по всем свободным казеннымпастбищам, т.е. тем не входящим в надел деревень.265 Так как дух кочевья былсильнее административных норм, потенциальная или иллюзорная опасностьмогла менять географию проживания того или иного курдского общества.Например, в 1853 г., при начале войны с Турцией, курды угнали свои стада ивместе с ними овец некого Шахатунова, но с окончанием войны заняли прежниеовчарники.266Следует заметить, что разметка границы зачастую проходила весьманеопределенно, и независимо от работы демаркационных комиссий вопрос так ине удалось решить.
Нередки были нападения турецких курдов на русскиепогранпосты, что приводило к совместным действиям по обеспечению263Driver G. R. Studies in Kurdish History // Bulletin of the School of Oriental Studies, University of London. Vol. 2, No.3 (1922), P. 491-511.264Речь идет об исключении в 1897 году из обложения податями и сборами 87 дымов курдов аширета Джалали вЭриванской губернии, с освобождением сельских обществ, к которым вышеозначенные дымы приписаны, отответственности за последними недоимками с зачетом переплаченных обществами сумм в счет текущих илибудущих общественных платежей.
См. РГИА Ф.1263 Оп.2 ед.хр.5280. Журнал комитета министров. ЗаседаниеXXV.265Полный свод решений Гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената (начиная с 1866г.) за 1876. С. 1142.266Там же.62безопасности границы совместными усилиями в присутствии уполномоченных собеих сторон.267Набегиугрожалиспокойнойжизнипроживающихвблизиграницыпоселений, из-за чего «положение курдов, терпящих от набегов заграничныхразбойничьих шаек, настолько тяжело и не обеспечено, что в среде ихзарождаетсястремлениеквыселениювТурцию».268Всвязисчемпредпринимались меры по «удержанию курдов в наших пределах обеспечением имматериального благосостояния и спокойного пользования предоставленного имзаконом правами».269ПроектыпоуправлениюкурдскимиплеменамиЗакавказья.Необходимость учреждения особого органа или приставства для управлениякурдами приобрела существенное значение в связи с ростом курдского населенияв пределах России. Порядки, принятые в Российской империи, бывшимподданныхТурциииПерсиибылиновы,особенно,вотношенииадминистративно-правовых норм и судопроизводства.270Одним из первых проектов такого плана стали «Правила для управлениякуртинскими племенами», представленные в 1855 г.
полковником М.Т. ЛорисМеликовым по приказу генерала-адьютанта Н.Н. Муравьева. Основной идеейпроекта М.Т. Лорис-Меликов выдвинул не только подчинение курдов-кочевниковправительству, но и формирование из них военной силы для защиты границроссийских владений. Он предполагал при русском начальнике курдов сохранитьдвух курдов-помощников: карсского и эриванского.271Позднее генерал-майор А.А.
Суслов подготовил «Проект управлениякурдами, перешедшими в 1854 г. из Турции в Эриванскую губернию». Онпредлагал при помощи ослабления налогов добиться распространения влиянияцаризма на турецких курдов.РГИА Ф.1284 Оп.187 ед.хр.282. О нападении турецких курдов на наши пограничные посты на Кавказе. 1899.РГИА Ф.1263 Оп.2 ед.хр.5188.
Журнал комитета министров. Заседание VI. Статья 118. 1896.269Там же.270Минорский В. Курды: заметки и впечатления. С. 42.271Полный текст правил для управления курдскими племенами в Приложении 1.26726863В 1857 г. эриванский генерал-губернатор Назаров также предложил своевидение ситуации в проекте «Положения об управлении курдами». Однако,несмотря на проявленную инициативу, все эти проекты остались без одобрения.В январе 1867 г.
наместник Кавказа назначил двух приставов длязаведывания кочевниками Эриванского и Эчмиадзинского уездов в качествевременной меры. Приставы не имели постоянного места жительства и должныбыли находиться в кочевьях и зимовниках своего ведомства. Для руководствакурдами Алагеза и Эшаг мейдан эриванский губернатор назначил особыхчиновников. С введением в Эриванской губернии новых судебных учреждений иназначением приставов власть племенных начальников была полностью замененацарской администрацией. Курды были окончательно приравнены к остальномуместному населению с той же организацией сельской общины и сельского суда,как и в других оседлых селениях.272И, наконец, в Сурмалинском уезде Эриванской губернии вдоль самой чертыграниц Персии и Турции было расположено Приставство над курдами, русскимиподданными, в числе более 1500 дымов, согласно переписи 1886-1887 гг.
Курдыуезда считали себя и считались государственными крестьянами – поселянами,живущими на казенной земле и обложеными казенными податями по 13 рублей вгод с дыма, за исключением тринадцати дымов, обложенных по 8 рублей,живущих на владельческой (мюлкодарской) земле.273Пристав над курдами Сурмалинского уезда Эриванской губернии капитанГоронович в докладной записке ходатайствовал о принятии в возможноскорейшем времени различных предложенных им мер к устройству этогоплемени. Однако основания к «выделению означенных курдов из общей массыкочевников» не предусматривались, и «устройство их должно последоватьодновременно с устройством государственных крестьян Закавказского края», втом числе и всех кочевых обществ.274Чатоев .М. Курды Советской Армении. С.18. см.
Бахтадзе И.Л. Кочевники Закавказского края. Сводматериалов. Т.III, ч.2, С. 105-107.273РГИА Ф.381 Оп.22 Ед.хр. 22329 О наземельном устройстве.274РГИА Ф.381 Оп.22 Ед.хр. 22329 О наземельном устройстве.27264Дополнительным средством к обеспечению стабильности среди курдскогонаселения в пределах Российского Закавказья было присвоение чинов,награждение и назначение пенсии курдским родоначальникам, которые,пользуясь единственным в своем роде авторитетом среди соплеменников, моглигарантировать своевременные налоговые выплаты, а так же предупреждали овозможных беспорядках.За особые заслуги по управлению обществом курдов-езидов, проживавших вАлександропольском уезде, родоначальник обществаалил-Ага по приказуИмператора был награжден чином прапорщика милиции. Среди 246 семействэтого общества, переселившихся в Российские пределы примерно за 18 лет доуказанного события, не было не только ни одного подсудимого или сосланного,но и того, кто хотя бы имел причастность к уголовному делу, что на деле являлосьбольшой редкостью для региона.
Подобное положение образовалось благодарявысокой нравственности алил Аги и уважения его соплеменников.275Поселенные в Эриванской губернии курды в числе 2657 семейств, ведякочевую пастушью жизнь и сохраняя племенные начала, которые так значительноотличали их от окружающих поселений, разделялись на несколько обществ, изкоторых каждое подчинялось по своим обычаям особому старейшине или такназываемому родоначальнику. Династическая власть этих старшин и сильноевлияние,какимонипользуютсявсвоихобществах,указалицарскойадминистрации в Закавказье на них, как на единственное орудие к поддержаниюпорядка и главное к устройству быта.В связи с этим на ответственный пост главы над всеми курдами был назначенДжафар Ага Али Бек Шамшадин-оглы, один из родоначальников, награжденныйчином майора в 1854 году за особенную преданность Российской Империи иуслуги, оказанные в Крымскую войну. Избранный способ управления курдамиоказался наиболее приемлемым, но для достижения желаемых результатов былонужно активизировать в родоначальниках желание к содействию намерениямРГИА Ф.