Диссертация (1145092), страница 50
Текст из файла (страница 50)
Обслуживающие виды деятельности, оставаясь необходимыми для нормального функционирования экономики, оказываются оголены. Это так называемые «работы 3D», связанные с опасным, тяжелым и грязным трудом или с монотонной деятельностью(Marshall, 2006, р.270). Они вынуждены привлекать иностранную рабочую силу.Однако миграция людей из развивающихся экономик в развитые не эквивалентна глобализации рабочей силы (Castells, 1997, p.234). В ходе иммиграциипроисходит замещение нижних страт квалификационного перечня в развитыхэкономиках, тогда как глобализация рабочей силы предполагает свободное перемещение работников высокой квалификации. Такое горизонтальное движение,часто осуществляемое компаниями в рамках ротации кадров высшего звена, как и«утечка мозгов» из развивающихся и переходных экономик – хотя и важные в социальном отношении, – количественно не сопоставимы с массовыми потокамииммигрантов.Мы полагаем, что массовые потоки иммигрантов являются типичными центростремительными миграциями, масштаб которых расширился до глобального.Движение людей с периферии в центр связано с замещением выбывающих групп.Прежде движущей силой миграций была эндемичная убыль в городах, сегодня –сокращение населения развитых стран из-за отрицательного естественного прироста и сегментация рынка.
Международные замещающие миграции воспроизводятся и в мегаполисах менее развитых экономик. В результате «общества по всему миру становятся единообразно пестрыми» (Фукуяма, 2004а, с.13).231Большинство оценок роли современных международных миграций основано на сопоставлении выгод и потерь для каждой из сторон. Такая позиция оправдана, особенно при выработке текущей миграционной политики. Однако объективная оценка должна строиться на совершенно ином подходе: что дают миграции человечеству в целом.Современные международные миграции, при всех их особенностях и неоднозначных оценках с обеих сторон, выполняют прежнюю функцию демографического и экономического выравнивания.
Перебрасывая часть населения из мест еговысокой концентрации, они снижают давление на экономику развивающихсястран и перераспределяют людские ресурсы в большем соответствии с текущимиэкономическими возможностями регионов. Денежные переводы иммигрантов народину являются важным подспорьем, стимулирующим экономическое развитиев странах Юга.Развитые страны, некогда экспортировавшие управление смертностью вбедные страны Юга, теперь импортируют оттуда рабочую силу, запасы которой встранах Третьего мира неисчерпаемы. Желание развитых стран поддерживатьэкономическое развитие и их неспособность самостоятельно укомплектовать экономику людскими ресурсами делают иммигрантскую рабочую силу жизненно необходимой.Мигранты, начиная свой путь в потоке временных трудовых перемещений,как и прежде, приспосабливаются под среду, но не ассимилируются.
Они пытаются сохранить свою культурную идентичность. Религиозные представления большинства мигрантов находятся в зачаточной форме (Кардини, 2007, 285). Нельзясказать определенно, размывают ли мигранты принявшую их среду, или сама среда, некогда устойчивая и гомогенная, в ходе глобализации становится изменчивой, текучей, пестрой. Возможно, не желая ассимилироваться, иммигранты темсамым противостоят быстро меняющейся глобальной культуре, засосавшей их.Мигрировав, они несут в себе покинутую родину, которая осталась прежней только в их привычках и воспоминаниях.232Миграции являются наиболее повсеместной и давней формой взаимодействия общества и среды. Толчком к миграциям служит нарушение равновесиямежду численностью населения, уровнем его потребностей и ресурсами, их удовлетворяющими. Миграции представляют собой организационный ответ, ведущий к восстановлению нарушенного равновесия.
Основные критерии миграций –экстенсивность, интенсивность, скорость и влияние на отправляющую и принимающую стороны – менялись в зависимости от исторического типа социальноэкологических систем. Сами эти критерии могут служить индикаторами экосистемности, биосферности и ноосферности и степени завершенности перехода отодного исторического типа социально-экологических систем к другому.Миграции представляют собой приспособление к среде без активных попыток ее перестроить. Сами миграции можно рассматривать как перемещение людей в неоднородном пространстве, порожденном сосуществованием разных исторических типов социально-экологических систем. При этом большинство мигрантов стремятся занять на новом месте нишу, соответствующую привычному образужизни. Так, при центростремительных миграциях, хотя и представляющих перемещение людей в передовые для своего времени общества, большинство мигрантов укомплектовывают сегменты прежнего исторического типа социальноэкологических систем, замещая тех, кто поднялся по социальной лестнице.
Центробежные миграции – это попытка обосноваться там, где можно вести привычный образ жизни, то есть существовать в своем историческом типе социальноэкологических систем.Массовые миграции обычно оказывают заметное демографическое влияниена принимающие общества. Они изменяют возрастную структуру населения и создают потенциал его омоложения в недалеком будущем. Культурное влияниемассовых миграций менее значительно. Должно пройти время, чтобы оно проявилось.
Элитарные миграции, напротив, не оказывают демографического влияния,но их культурное воздействие на принимающие общества весьма значительно. Всвое время элита распространяла экосистемный исторический тип на территории233первобытного существования человеческих групп. В настоящее время она непосредственно участвует в биосферизации и ноосферизации обществ.В истории человечества миграции кочевников, обусловленные степной экологией и хозяйственным укладом, эксплуатирующим потенциал естественныхэкосистем, стоят особняком. Сезонные перемещения по определенным маршрутам представляют собой образ жизни, стабилизированный на основе движения.Миграции, выливавшиеся в набеги на оседлых соседей, являются наиболее продолжительным случаем социального макропаразитизма, когда стабилизирующийрезерв был вынесен в другие общества внешнего кочевникам мира.
Кочевое пастушество лишено внутренних возможностей для развития, так что миграции –циклические и эпизодические – служили поддержанию равновесия между численностью населения и ресурсной базой, типичного для экосистемных обществ. Вкочевых обществах миграции выступали главным механизмом приспособления кприродной и социальной среде.В экосистемных обществах миграционная активность в целом низкая.
Людипривязаны к земле – основному средству производства. Коммунальная организация общества обусловливает высокое сцепление в группах и служит мощнымсдерживателем географической мобильности. Дополнительными ограничителямимиграций являются низкий уровень развития технологий и приверженность традиционному образу жизни, накрепко привязывающему людей к месту. В своюочередь, низкая миграционная активность тормозит развитие, закрепляет статичное существование герметичных земледельческих мирков. Миграции, когда онислучались, являлись исключительной реакцией на экстраординарные события.Вместе с тем, в ходе исторического времени подвижность населения кумулятивнонарастала. Так что в ретроспективе аграрные общества не кажутся совершенно застывшими и неизменными.Вследствие убыли населения из-за инфекционных болезней в экосистемныхобществах сложилась двойная миграционная модель.
В ходе центростремительных миграций демографический прибавочный продукт устремлялся из сельскойместности в города, компенсируя эндемичную убыль городского населения. На234периферии расширяющихся империй центробежные миграции компенсировалиэпидемическую убыль аборигенного населения вследствие «болезней девственных земель». Тысячелетиями центростремительные и центробежные миграцииподдерживали цивилизованную жизнь в городских центрах и расширяли территорию цивилизации.
Благодаря этим продолжительным миграционным трендампроисходила устойчивая биосферизация части населения из экосистемных обществ. Одновременно восстанавливалось равновесие численности и ресурсов всамих экосистемных обществах.По мере того как целые общества подвергались биосферизации, усиливалась миграционная активность. В основе этого феномена лежали положительныйестественный прирост и экономическое развитие. Усилению миграционной активности способствовали также обезземеливание крестьян в результате приватизации земли, высвобождение значительной части населения из сферы производства пищи, повышение спроса на рабочую силу в других секторах экономики.Становление нуклеарной семьи ослабило родственные узы, повысив возможностикаждого человека на свободное перемещение.
Революция витальности и демографический переход, в который вступили передовые страны, на два столетья обеспечили рост населения. Массовая миграция стала организационным ответом наперенаселенность, в полной мере реализованным в открытых обществах, порвавших с экосистемным существованием.В индустриальной экономике полюсами гравитации населения становятсязалежи полезных ископаемых. Они определяют миграционные маршруты и создают кластерную модель расселения.
На начальных этапах индустриализациивнутренние миграции преобладают над внешними, центростремительные – надцентробежными. Государства озабочены сбережением собственного населения впору возросшего на него спроса. Одновременно они стимулируют селективнуюиммиграцию специалистов.