Диссертация (1139884), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Влияние пола на качество жизни также, посути,остаётсянеоднозначным:вотношениифизическогоздоровьяпреимуществом обладает женский пол, в отношении психологического –мужской.Важно подчеркнуть, что в рамках настоящей работы была доказанасущественная роль исходного уровня качества жизни в отношениипрогнозированияегоулучшения.Крометого,быладоказана100целесообразность активного амбулаторного наблюдения за больными с ФП вотношении улучшения качества жизни.Антикоагулянтная терапия служит одним из основных направлений влечении пациентов с ФП, поскольку позволяет существенно снизить рисксмерти таких больных.
Терапия наиболее широко распространённымантикоагулянтом из группы АВК, варфарином, требует сложного контроля счастыми визитами в медицинское учреждение с целью контроля МНО.Кроме того, узкое терапевтическое окно, множественные межлекарственныевзаимодействия и трудности в подборе дозы могут существенно повыситьриск развития тяжёлых осложнений на фоне длительного приёма варфарина.Потенциальный риск развития осложнений и существенное изменение образажизни, связанное с необходимостью постоянного контроля МНО, могутзначительно снизить качество жизни больных с ФП. В этой связи,представлялосьважнымоценитьприверженностьвключённыхвисследование больных к терапии антикоагулянтными препаратами.
Такжебыла оценена приверженность больных к терапии амиодароном и другимиантиаритмическими препаратами и препаратами, используемыми с цельюконтроля ЧСС.Привключениивисследование,антикоагулянтныепрепаратыполучали почти все пациенты, независимо от стратегии лечения и характераамбулаторного наблюдения (100,0 % в группе контроля ЧСС и 88,4 % вгруппе контроля ритма).
На протяжении всего периода наблюдения,отмечалась довольно выраженная тенденция к постепенному снижениючастоты приёма антикоагулянтных препаратов (84,5 % в группе контроляЧСС и 83,7 % в группе контроля ритма, спустя 6 месяцев наблюдения).Следуетотметить,чтоснижениеприверженностиклечениюантикоагулянтными препаратами в равной степени наблюдалось как в группеобычного, так и в группе активного наблюдения. Спустя двухгодичныйпериод наблюдения, отмечалось значительное уменьшение доли больных,принимающих антикоагулянты. Так в группе активного наблюдение доля101больных, принимавших антикоагулянты, сократилась с 95,1 % в началеисследования до 75,6 % спустя 2 года наблюдения.
Сходные измененияотмечались в группе обычного наблюдения. Так доля больных, принимавшихантикоагулянты, в данной группе сократилась с 90,6 % до 60,7 % в течениедвухгодичного периода наблюдения.Доля больных, принимавших амиодарон с целью контроля синусовогоритма, за весь период наблюдения изменялась следующим образом. Привключении в исследование амиодарон получали около 2/3 больных изгруппы активного наблюдения и около половины больных из группыобычного наблюдения. Спустя 6 месяцев доля больных, получающихамиодарон, несколько увеличилась в группе активного наблюдения за счётпациентов, у которых другие антиаритмические препараты были заменены наамиодарон в связи с их неэффективностью, и осталась неизменной в группеобычного наблюдения.
К концу двухгодичного периода наблюдения доляпациентов, у которых удержание синусового ритма осуществляется припомощи амиодарона, уменьшилась почти в половину от исходных значений,в основном, за счёт больных с низкой приверженностью к лечению, которыесамостоятельно, либо после консультации с врачом поликлиники, отменилиего приём.При анализе причин, повлиявших на принятие пациентами решения осамостоятельной отмене каких-либо препаратов, наибольше прогностическойзначимостью обладали такие факторы, как злоупотребление алкоголем исоциальные факторы (проживание без семьи).При оценке приверженности больных с ФП к лечению, в зависимостиот наличия у них улучшения качества жизни, было отмечено, что больные,демонстрирующиеулучшениекачестважизнивотношенииегопсихологического аспекта, достоверно более привержены к лечениюантикоагулянтными препаратами и амиодароном.Таким образом, в настоящем исследовании была выявлена связь междукачеством жизни больных с ФП и их приверженностью к лечению102антикоагулянтными препаратами и амиодарона.
Наличие данной связинеобходимо учитывать, особенно в случае больных, которым планируетсяназначение антикоагулянтов.103ВЫВОДЫ1. Выбор стратегии лечения больных с ФП определяется такими факторамикак возраст (p=0,011), злоупотребление алкоголем (p=0,015), размер ЛП(p=0,002), форма ФП (p=0,01), а также желанием самого пациента (p=0,02).2. Пациенты, лечение которых осуществляется в рамках стратегии контроляЧСС, старше (67,8 против с 61,7, р < 0,05), чаще страдают ИБС (57% против с35 %) и ХОБЛ (47% против 19%) и злоупотребляют алкоголем (48% против с21%). При проведении Эхо-КГ у них отмечается более выраженная степеньдилатации ЛП (96 мл против 82 мл, р < 0,05), чем у пациентов, лечениекоторых осуществляется в рамках стратегии контроля СР.3.
Качество жизни больных с ФП не зависит от стратегии лечения (контрольритма или контроль ЧСС). Изменения качества жизни в течение 6 месяцевнаблюдения определяются уровнем данного показателя при включениипациентависследование(p=0,001),полом(p=0,04),характеромамбулаторного наблюдения (p=0,009), проживанием с семьей (p=0,022).4. Пациентысболеевысокимкачествомжизни(психологическийкомпонент) достоверно реже самостоятельно отменяют амиодарон в течение24 мес.
(р < 0,05) и пероральные антикоагулянты в течение 6 мес.наблюдения (р < 0,05).104ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ1. При обсуждении особенностей ведения больного с ФП – контроль ритмаили контроль ЧСС – рекомендуется учитывать, что выбранная стратегиялечения не оказывает влияния на качество жизни.2.
КачествожизнибольныхсФПтесновзаимосвязаносихприверженностью к лечению такими препаратами, как пероральныеантикоагулянты и амиодарон, что следует учитывать при планированиитактики ведения пациентов и выборе конкретных лекарственных средств.105СПИСОК СОКРАЩЕНИЙААП – антиаритмические препаратыААТ – антиаритмическая терапияАВК – антагонисты витамина КАГ – артериальная гипертензияВОЗ – всемирная организация здравоохраненияДИ – доверительный интервалИБС – ишемическая болезнь сердцаЛЖ – левый желудочек сердцаЛП – левое предсердие сердцаМНО – международное нормализованное отношениеНМГ – низкомолекулярный гепаринНФГ – нефракционированный гепаринОИМ – острый инфаркт миокардаОНМК – острое нарушение мозгового кровообращенияОШ – отношение шансовРЧА – радиочастотная катетерная абляцияСД – сахарный диабетСДЛА – систолическое давление в легочной артерииСМП – скорая медицинская помощьТИА – транзиторная ишемическая атакаТЭЛА – тромбоэмболия лёгочной артерииТЭО – тромбоэмболические осложненияУГЗ – учреждение городского здравоохраненияФВ – фракция выбросаФК – функциональный классФК ХСН– функциональный класс хронической сердечной недостаточностипо классификации Нью –Йоркской Ассоциации сердцаФЛУ – федеральное лечебное учреждение106ФП – фибрилляция предсердийХБП – хроническая болезнь почекХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь лёгкихХСН – хроническая сердечная недостаточностьЧСС – частота сердечных сокращенийЭКГ – электрокардиографияЭхоКГ – эхокардиографияССS-SAF – The Canadian Cardiovascular Society Severity of Atrial FibrillationScale.
Шкала тяжести фибрилляции предсердий Канадскогокардиоваскулярного обществаEHRA – European Heart Rhythm Association. Шкала Европейской Ассоциациипо изучению сердечного ритмаHADS – Hospital Anxiety and Depression Scale. Госпитальная шкала тревоги идепрессииNYHA – New York Heart Association. Нью-Йоркская ассоциация сердцаSF-36 – The Short Form-36. Опросник для оценки качества жизниVAS – Visual Analog Scale. Визуальная аналоговая шкала для оценкиинтенсивности боли107СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Артанова Е.Л., Коньшина Л.Е., Соколов И.М., Шварц Ю.Г. Показателикачества жизни и их динамика у пациентов с фибрилляциейпредсердийпослевыходаизмеждународногоклиническогоисследования//Рациональная фармакотерапия в кардиологии. - 2012. 8(2). С.154-157.2.
















