Диссертация (1139557), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Tasdelen Fisgin и соавт. (2010) [221], уровень РCТ у больных ссепсисом при поступлении и через 2 месяца наблюдения сопоставим в группах, выживших и погибших.Аналогичные результаты приводят V. Miguel-Bayarri и соавт. (2012) [165],которые сравнили изменение концентрации РСТ у 81 больного сепсисом на фонепроводимого лечения.
Динамика маркера не зависела от выраженности полиорганной недостаточности и исхода заболевания.35Величина маркера не коррелировала с характером течения септическогошока и его прогнозом [189].Необходимо также отметить, что незначительное увеличение концентрацииРСТ может отмечаться при тяжелых вирусных, аллергических, аутоиммунных заболеваниях, неоплазиях и локальных бактериальных инфекциях [66, 148, 227].Уровень РСТ нарастает у пациентов с системным воспалительным ответомнеинфекционного генеза, резвившимся после тяжелой травмы, обширных хирургических вмешательств, кардиогенного шока, ожогов, теплового удара, в условияхискусственного кровообращения, у больных с портальной гипертензией различнойэтиологии.
Однако увеличение количества маркера, наблюдаемое при этих состояниях, не бывает таким выраженным, как при сепсисе, и часто носит преходящийхарактер. Предполагается, что оно обусловлено транслокацией бактерий или бактериальных продуктов вследствие гипоперфузии слизистой оболочки кишечника[65, 172].Повышение уровня PCT на фоне различных заболеваний подчеркивает важность исследования маркера в динамике. Однократное определение протеина затрудняет правильную верификацию бактериальной инфекции, оценку целесообразности и эффективности антибактериальной терапии.
Кроме этого, при локализованных и инкапсулированных инфекциях, таких как абсцесс или ранние стадии ИЭ,могут отмечаться нормальные значения РСТ [61, 207].РСТ при ИЭ изучен в небольшом количестве исследований.C.G. Cornelissen и соавт. (2013) [84] ретроспективно проанализировали 50случаев ИЭ. У всех пациентов перед началом антибактериальной терапии исследовались гемокультура, уровень лейкоцитов, РСТ и СРБ. Было показано, что РСТ>0,5нг/мл часто встречается при ИЭ, имеет максимальные значения при высеванииS.aureus, а также является более чувствительным (73%) и специфичным (79%) предиктором тяжелого, осложненного течения ИЭ и неблагоприятного исхода заболевания по сравнению с другими маркерами.В исследовании, проведенном в Турции, также было выявлено повышениеРСТ при ИЭ и его высокая прогностическая ценность [252].36Анализ историй болезни 759 пациентов с подозрением на ИЭ выявил достоверно более высокие концентрации маркера у пациентов с подтвержденным эндокардитом (Р <0,001).
S. aureus был самым сильным независимым фактором высокого уровня РСТ (Р < 0,001) [133].В то же время, обзор 6 статей, опубликованных в международной базе данных до 2013 года, свидетельствует о низкой чувствительности и специфичности, втом числе, высокочувствительного РСТ при ИЭ [215].Аналогичные данные приводят C.W. Yu и соавт. (2013) [248]. Авторы обобщили результаты 6 многоцентровых исследований и пришли к выводу о низкойчувствительности и специфичности РСТ (64% и 73%, соответственно) и СРБ (75%и 73%, соответственно) в диагностике ИЭ.R. W. Watkin и соавт. (2007) [238] не выявили высокую концентрацию РСТ убольшинства больных ИЭ.I.M.
Pantelidou и E.J. Giamarellos-Bourboulis (2015) [184] подчеркивают важность исследования РСТ при лихорадке неясного генеза, однако интерпретация результатов не возможна без оценки клинической картины заболевания.I.3.2 Пресепсин (PSP)Исследования последнего десятилетия показали высокую ценность новогомаркера PSP в диагностике системного воспаления. PSP (sCD14-ST) – это содержащий N-терминальный фрагмент и не содержащий С-терминальный участок CD14(мембранный рецептор макрофагов, ответственный за связывание с бактериальными антигенами, который «распознает» сигнал о наличии бактерий, включает систему неспецифического иммунитета и связанный с нею воспалительный процесс).CD14 имеет мембранный рецепторный белок mCD14, который после активациимакрофагов отсоединяется от мембраны, выходит в циркуляцию и становится растворимым sCD14 (s – soluble).
Функция sCD14 состоит в активации эндотелиальных и других клеток, не имеющих mCD14 и не реагирующих на бактериальныеэндотоксины [211].37PSP впервые был описан в 2005 г. группой исследователей из Медицинскогоуниверситета Иватэ, Япония и в настоящее время рассматривается как маркер системных инфекций, сепсиса, тяжелого сепсиса и септического шока [3, 4, 180, 211].Основным механизмом образования PSP является фагоцитоз бактерий, поэтому биологические характеристики маркера имеют свои особенности:1. повышение уровня протеина происходит до увеличения провоспалительных цитокинов, что может быть использовано в ранней диагностике при системных инфекциях;2.
показывает высокую специфичность по результатам экспериментальных и клинических исследований: в отличие от PCT, СРБ или ИЛ-6 величина не изменяетсяпри тяжелой травме, сильном ожоге или инвазивных хирургических манипуляциях;3. его уровни отражают клиническое состояние септических пациентов и прогноззаболевания [74, 75, 179]PSP oтносится к маркерам динамики заболевания [211]: его снижение свидетельствует об эффективности терапии, а нарастание – об осложненном течении инеблагоприятном прогнозе.Тот факт, что PSP увеличивается в ответ на бактериальную инфекцию и считается ранним маркером сепсиса, подтверждает и исследование C. Leli и соавт.(2016) [145].
В нем также отмечено, что диагностическая и прогностическая значимость PSP и РСТ существенно не отличаются друг от друга.Испанские исследователи оценили значимость PSP в сравнении с РСТ и СРБв выявлении инфекции и сепсиса у пациентов, находившихся в отделении неотложной помощи. Среди 223 обследованных, инфекция подтверждена у 200. У этих пациентов отмечалось нарастание всех изучаемых маркеров, в большей степени PSPи РСТ, диагностическая ценность которых была одинаковой [114].Французские ученые провели исследование для оценки диагностической ипрогностической ценности PSP в реанимационном отделении у пациентов с тяжелым сепсисом, септическим шоком и тяжелой внебольничной пневмонией. Быловыявлено, что уровни PSP и РСТ в плазме были значительно выше при сепсисе, чем38при его отсутствии и у пациентов с септическим шоком. Точность PSP и РСТ ввыявлении сепсиса была одинаковой.
Высокая концентрация PSP являлась предиктором смерти от сердечно-сосудистых осложнений [132].F.T. Ali и соавт. (2016) [53] пришли к заключению, что у больных с сепсисомуровень PSP изменяется раньше, чем PCT и СРБ. Поэтому ранние изменения концентрации маркера могут быть полезны для оценки эффективности проводимой терапии. При этом PSP и РСТ с одинаковой точностью позволяли выявлять больныхс сепсисом и прогнозировать у них 28-дневную летальность.Высокие показатели PSP являются независимым предиктором риска послеоперационной летальности [63].Вызывает интерес одно из последних исследований H. Yu и соавт.
(2017)[249], посвященных сравнению динамики PCT и PSP у больных с тяжелым сепсисом с целью оценки их роли в определении тяжести течения заболевания и прогноза. Было обследовано 109 пациентов, у которых на 1,3,5,7 и 12 сутки наблюдения сравнивались исследуемые маркеры. Авторы показали, что PSP раньше (с 3дня), чем РСТ (с 5 дня) коррелирует с органной недостаточностью, имеет болееустойчивую и выраженную взаимосвязь, а также существенно отличается в группах выживших и погибших больных.
Уровни РСТ в этих группах снижались одинаково и не имели статистических различий.J. Zhang и соавт. (2015) [253] на основании данных 11 мета-анализов, посвященных изучению PSP, сделали вывод, что он является эффективным дополнительным биомаркером для диагностики сепсиса и недостаточен для обнаружения илиисключения сепсиса при использовании в одиночку.Высокий уровень PSP отражает тяжесть течения острого панкреатита и егонеблагоприятный прогноз [149], присоединение бактериальных осложнений у пациентов с заболеваниями крови [134] или циррозом печени [185].Исследования PSP при ИЭ единичны и имеют небольшую доказательнуюбазу.
Так, Е.О. Котова (2015) [22] обнаружила более высокие значения маркера упациентов с кардиоренальным синдромом по сравнению с больными с нормальнойфункцией почек.39Анализ диагностических характеристик PSP, проведенный Л.А. Беганской исоавт. (2017) [2] показал, что он может быть рекомендован в качестве перспективного биомаркера для ранней диагностики ИЭ, особенно при высоком клиническомподозрении и получении отрицательных результатов исследования гемокультуры.Однако, это требует дальнейшего изучения и подтверждения на больших выборкахпациентов.Таким образом, необходимость совершенствования лабораторных методовдиагностики и контроля эффективности лечения ИЭ не вызывает сомнения.