Диссертация (1137878), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Средние показателей прибыли, в % от продаж: 2006-2012 гг.На первый взгляд, описательная статистика дает основания для вывода о том,что во второй половине рассматриваемого периода показатели результатовхозяйственной деятельности поставщиков были по крайней мере не ниже, чем впервой (до принятия Закона о торговле). При этом показатели коммерческихрасходов, включающие платежи розничным сетям, по крайней мере несократились. Однако на основе таких обобщенных данных делать выводы ореальной действенности Закона о торговле нельзя: в течение указанного периодана хозяйственные результаты оказывало влияние множество факторов, средикоторых важнейший — изменение экономической конъюнктуры. Первый периодвключает период рецессии 2008–2009 гг., а второй — подъем после рецессии.Повышение прибыли наряду с ростом коммерческих расходов вполне можетобъясняться изменением конъюнктуры, наряду с факторами отраслевогохарактера.Дляобоснованныхвыводовобизменениисоответствующих104показателейпослевступлениявсилуЗаконанеобходимдетальныйэконометрический анализ собранных данных.Дляанализаструктурныхсдвиговвконцентрациипоставщиковпродовольственной и непродовольственной потребительской продукции послепринятия Закона с помощью базы данных СПАРК были собраны данные пообъемам продаж всех предприятий, производящих молочную, мясную, товары избумаги и картона и товары бытовой химии по всем регионам Российскойфедерации (80 субъектов Федерации, за исключением Ямало-Ненецкого и ХантыМансийского автономных округов) за период 2006-2012 гг..
На основе этихданных были самостоятельно рассчитаны показатели концентрации (CR4 – долячетырех крупнейших производителей в регионе). Выбор регионального уровнядля анализа показателей концентрации основан на предположении о том, чтокросс-региональные эффекты взаимодействия ограничены в представленныхотраслях ввиду объективных особенностей технологии и отрасли.Молочное и мясное производство предполагает короткие сроки годности.Объективно площадь Российской Федерации, ограниченность транспортнойинфраструктуры,высокиерасходынатранспортировкуделаютпредпочтительными поставки расположенных вблизи предприятий.
Косвеннымобразом на важность региональной принадлежности свидетельствует модельорганизации анализируемых отраслей. На прилавках российского региона вассортименте мясной продукции, как правило, преобладают региональныепроизводители–самостоятельные компании.Вассортименте молочнойпродукции, при преобладании в структуре продаж НБ – «Вимм-Билль-Данн» и«Данон», - компании-владельцы соответствующих брендов не концентрируютпроизводство на крупнейших предприятиях, а напротив, сохраняют подавляющеебольшинство приобретенных ими производственных площадок в активномсостоянии. Предприятия, демонстрирующие низкие показатели производственнойэффективности, подлежат не закрытию, а реконструкции. Это показывает, чтонесмотря на возможное техническое преимущество одних предприятий наддругими даже в рамках одной компании региональное размещение производства105имеет важное значение.
Все эти соображения оправдывают использованныйподход.Помимо данных по предприятиям были использованы данные Росстата: долясовременных форматов торговли по регионам РФ, численность населения и долягородского населения по регионам, доход на душу населения в регионе.Описательная статистика показателей концентрации (рис. 3.4; Прил.
3:табл. 1.) свидетельствует о том, что, во-первых, все рассматриваемые отрасли врегиональном разрезе высококоцентрированы, особенно в непродовольственномсекторе.РегионыРоссийскойФедерациизначительноразличаютсяпочисленности населения и доходу на душу населения: коэффициент вариацииоколо или выше 100%. Доля современных форматов торговли до сих порнаходится на достаточно невысоком уровне в сравнении с европейскими илиамериканскими показателями (не более 52%, в среднем по регионам в стране —всего 14%).10080604020-85857879797758592006-20092010-2012Производителимясных продуктовПроизводителимолочныхпродуктовПроизводителиПроизводителибумажных товаров товаров бытовойхимии и косметикиРисунок 3.4.
Средние показатели концентрации производства в разрезе регионов: 2006-2012 гг.,рассчитаны на основании данных СпаркВидно, что производители продовольственных товаров после вступленияЗакона в силу не воспользовались возможностью снизить коммерческие расходы.В то же время оборачиваемость дебиторской задолженности после 2009 г.выросла.
Однако для того, чтобы сделать вывод об изменениях в секторе,необходим регрессионный анализ. То же самое относится к показателямконцентрации. За стабильными интегральными показателями могут скрыватьсяпротивоположные тенденции изменения под воздействием разных факторов.1063.4. Воздействие распространения современных форматов торговли ивведенного регулирования на расходы, прибыль и концентрацию поставщиковВ ходе реализации исследования производилась последовательная оценкамоделей сквозной регрессии и панельных данных с фиксированными ислучайными эффектами. Выбор между моделями панельных данных (сквозной,моделью с фиксированными и случайными эффектами) осуществлялся на основетестов Бреуша-Пагана, Вальда и Хаусмана. В то время как тесты Бреуша-Паганапозволили отвергнуть модели сквозной регрессии во всех случаях в пользумодели фиксированных или случайных эффектов соответственно (статистики втабл.
3 (Прил. 2) и 2 (Прил. 3)). Тест Хаусмана, однако, давал смешанныерезультаты – для некоторых спецификаций модели он давал предпочтение впользу модели со случайными эффектами, в других случаях – модели сфиксированным эффектом, значение статистики часто было пограничным. Приэтом знаки коэффициентов при зависимых переменных совпадают. В итоге былоотдано предпочтение модели со случайными эффектами, что соответствуетспецифике исследуемых взаимосвязей на микро-уровне, для которого важныиндивидуальные эффекты на уровне предприятий, сами по себе подверженныеизменениям.В целях реализации подхода разницы в разностях оценка моделейпроизводилась отдельно для выборки по изучаемым отраслям в целом, свключением переменных отраслей, подпадающих под регулирование, и дляпродовольственных отраслей в отдельности.
Были исключены наблюдения сабнормальнымизначениямиоперационнойприбылиидебиторскойзадолженности — случаи, когда операционная прибыль составляла более 100%или менее (–100%) выручки, случаи, когда оборачиваемость дебиторскойзадолженности достигала более 100 дней. В результате количество наблюдений вмоделях снизилось с 1407 по четырем исследуемым отраслям до 1237 для моделис показателем операционной прибыли в качестве зависимой переменной, и до1401 – в модели с оборачиваемостью дебиторской задолженности в качестве107зависимойпеременной.сбалансированной.ВОднакоитогепанельпересталанезначительнаяпотерябытьполностьюсбалансированностикомпенсируется более устойчивыми результатами оценивания моделей за счетболее равномерно распределенных данных.Подробные результаты оценки коэффициентов выбранных моделей ипроведенных приведены в табл.
3 (Прил. 2) и 2 (Прил. 3), краткая версияпредставлена в таблице 3.4 и 3.5. Отметим, что переменные доли современнойторговли, концентрации производства и объема розничной торговли в регионеоказались не значимы ни в одной из спецификаций моделей, за исключениемспецификаций О4 и П1, где размер коммерческих расходов растет вместе сростом объема розничной торговли. При этом переменные лет, отрасли иперекрестные переменные размера и лет – оказывают разное по значимости изнаку влияние на коммерческие расходы, оборачиваемость и прибыль разныхпроизводителей.Именноанализсоотношенийкоэффициентовприэтихпеременных позволяет сделать выводы относительно тестируемых гипотез.Сам по себе рост доли современных торговых форматов в регионе неоказывает значимого влияния на коммерческие расходы, оборачиваемостьдебиторской задолженности и прибыль.
Этот результат свидетельствует противпредставления о вымогательстве платежей как проявлении монопольной властипо отношению к поставщикам. Ни рост рыночной доли розничных сетей, ни рострыночной доли поставщиков не обнаруживают воздействия на коммерческиерасходы.Однакорезультатынедаютоснованийпринятьигипотезуэффективности в широком смысле. Распространение современных торговыхформатовнеспособствуетниснижениюдебиторскойзадолженностипоставщиков, ни повышению их операционной прибыли.Что касается тенденций, то можно говорить о некотором снижении среднихпо отраслям показателей доли коммерческих расходов предприятий-поставщиковв выручке к концу наблюдаемого периода по сравнению с его началом (о чемсвидетельствуют знаки коэффициентов при переменных лет в спецификации О1).Это несколько компенсируется ростом этого показателя у более крупных108компаний (в спецификации О1 положительные знаки у статистически значимыхкоэффициентов при перекрестных переменных продаж и лет).
Показателикоммерческих расходов предприятий продовольственных отраслей, подлежащихзаконодательным требованиям, в течение рассматриваемого периода неуклоннорастут, как показывают коэффициенты при переменных лет в спецификации П4.Однако по сравнению с поставщиками непродовольственных товаров расходыпроизводителей продовольствия не растут (спецификация О7).Вгруппеструктурныйпоставщиковсдвиг:какпродовольственныхпоказываюттоваровкоэффициентынаблюдаетсяприпеременныхпроизведения размера на годы, если до принятия Закона о торговле больше (вдоле от выручки) платили мелкие предприятия, то после его вступления в силубольшеплатяткрупныепредприятия-поставщики(спецификацияО1).Любопытно, что этот факт одновременно может рассматриваться и как решениеодной из задач Закона о торговле — снизить бремя расходов на мелкихпроизводителей, и как предмет озабоченности органов конкурентной политики.Вспомнимупомянутоерасследованиеподелу МсСormickвСША—опережающий рост платежей крупных поставщиков вызывает опасения в том, чтопродукты мелких фирм-поставщиков будут вытеснены с полок супермаркетов.Это наблюдение повышает актуальность оценки изменений концентрациипроизводства в продовольственных отраслях.












