Диссертация (1136945), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Он такжеподтвердил большую миграционную активность у молодежи. Так, длявозраста 21-24 лет вероятность повторного перемещения из Монтерреявозрастает до 32% [Land, 1969]. Эти же исследования установили, что у131проживших менее 2 лет вероятность переезда в 3-6 раза выше, чем у тех, ктопрожил 10 лет и больше [Morrison, 1967; Land, 1969]. Современныхисследований приживаемости мигрантов мало, но имеющиеся лишьподтверждают выводы, сделанные в 1960-1970-х гг.
Так, К. Дастман и Ю.Вэйс на примере Великобритании выяснили, что возвратная международнаямиграция достигает максимума в течении первых лет после въезда (до 40%мужчин и 55% женщин), а после 10 лет сходит к минимуму [Dustmann, Weiss,2007]. Аналогичные данные (включая и внутреннюю миграцию) получены ипо другим европейским странам – Бельгии, Франции, Швейцарии, Германиии Нидерландам [Dustmann и соавт., 1996; Stronks, Ravelli, 2001].В разных условиях продолжительность периода, по истечении которогоновоселы по своей подвижности сравниваются с коренным населением ипереехавшими ранее старожилами, может отличаться. К примеру, людямстарше 40 лет сложно трудоустроиться на новом месте из-за возможныхпроявлений дискриминации по возрасту на рынке труда [Колосницына,Герасименко, 2013], выходцы из села закрепляются в городе лучше, чембывшиегорожаневсельскойместности[Зайончковская,1972],авнутрироссийским мигрантам, в большинстве случаев, проще обустроитьсяна новом месте, чем приезжим из других стран.
Кроме того, к барьерам длямиграции, включая внутреннюю, можно отнести отсутствие регистрации ивызываемые этим трудности с медицинским обслуживанием и доступом кгосуслугам, устройством детей в детсады, дискриминацией по этническомупризнаку, а к международной – отсутствие гражданства, плохое знаниерусского языка, низкий уровень квалификации и пробелы в образовании,уровень «фоновой толерантности» принимающего сообщества в случаеиноэтничной миграции и т.д.
[Мукомель, 2005a; Зайончковская, Мкртчян,2007; Савоскул, 2012].Миграция сопровождается сменой условий жизни, при этом новоселыне всегда приживаются и адаптируются на новом месте. Вследствие этого,они обладают намного большей миграционной подвижностью, чем местные132уроженцы и те, кто переселился длительное время назад. Таким образом, чембольше времени прошло с момента смены места жительства, тем нижевероятность нового переезда. Тех, кто проживает в месте вселениядлительный срок, можно считать старожилами. По мнению целого рядаавторов, 10 лет более чем достаточный срок для адаптации мигрантов в местеих вселения. Старожилы по основным своим характеристикам, включаяуровень благосостояния, сходны с местным автохтонным населением и менеесклонны сменить место жительства чем новоселы [Зайончковская, 1972;Моисеенко, 1985; Рыбаковский, 2001; Boyd, 2003; Dustmann, Weiss, 2007;Воробьева и соавт., 2016].Исходя из вышесказанного, будем считать, что новоселами являютсямигранты, прожившие в месте вселения менее 2-х лет, а старожилами те, ктопрожил к моменту проведения переписи больше 10-ти лет.
Выбранныереперные отметки являются условными, тем не менее, отечественные изарубежные исследования подтверждают, что они могут отразить различия вмиграционной активности переселенцев в зависимости от длительностипроживания. Тем самым предпримем попытку определить, в каких регионахРоссии приживаемость выше, а где ниже.Новоселы в населении России. В переписи 1970 г. был задан вопрос оместе жительства в установленный момент в прошлом – изучались миграции,произошедшие в течение двух лет до даты проведения переписи38. Этиданные сопоставимы с информацией о мигрантах, проживающих в местежительства (населенном пункте) менее двух лет, полученных в ходе всехпоследующих переписей – 1979, 1989, 2002 и 2010 гг. 39, а также более раннейпереписи 1926 г., по которой доступна информация на уровне экономическихрайонов и приравненных к ним территориальных образований.Здесь и далее учитываются все виды миграции вместе, включая внутреннюю и внешнюю в силузатруднительности разграничения их между собой по данным переписей населения.39В переписи 1979 и 1989 гг.
вопрос, характеризующий длительность проживания звучал следующимобразом: «Продолжительность непрерывного проживания в данном населенном пункте». В 2002 и 2010 гг. –«С какого года вы непрерывно проживаете в этом населенном пункте?». Ответы записывались в двухвозможных вариантах: с рождения, либо записывался год начала непрерывного проживания.38133На рис. 3.1 представлена доля новоселов, проживающих в местевселения менее двух лет в населении России (без учёта не указавшихпродолжительность проживания). За 1926-1989 гг.
происходил рост долиновоселов в населении, однако в длительный период между 1926 и 1970 гг.,когда в программах переписей отсутствовали вопросы о миграции, моглипроисходить сильные флуктуации [Абылкаликов, 2011].Рисунок 3.1. Доля новоселов, проживающих в месте вселения менее 2-х лет внаселении России, в %Составлено автором по данным переписей населенияМиграционнаяактивностьвозрасталаиз-запродолжающихсяпроцессов урбанизации, а также освоения малозаселенных территорийазиатскойчастистраныирегионовЕвропейскогоСевераснеблагоприятными природными условиями. Доля новоселов в населенииросла в 1970-х гг., но затем она стабилизировалась на уровне чуть менее 9% к1989 г. ВПН-2002 зафиксировала резкое снижение миграционной активностидо 2,9%, а затем к 2010 г. доля новоселов в населении увеличилась до 3,3%40.В советское время важную роль играли организованные переселения –всесоюзные стройки, освоение целины, оргнабор, распределение послеокончания учебных заведений, комсомольские призывы, призыв на воинскуюслужбу, а также принудительные миграции и депортации в первой половинеXX в.
и т.д. Но форсированное освоение малозаселенных территорий сПричем на данный показатель замена системы прописки на систему регистрации не повлияла, в отличиеот текущего учета, так как перепись проводится на основе опроса населения по месту их постоянного(фактического) проживания, независимо от наличия или отсутствия регистрации.40134суровыми природными условиями и неразвитой инфраструктурой вызывалоприток населения на короткое время, сменявшееся дальнейшим оттоком. Повидимому,приживаемостьсамостоятельныхмигрантовбылатакженевысокой [Долголюк, 2009; Попова, 2010; Власов, 2010] (приложение 7).После распада СССР произошло резкое снижение миграционнойактивности, вследствие системного социально-экономического кризиса 1990х гг., и связанной с ним неопределенностью и страхом перед переселениямиу населения, почти полного прекращения организованных переселений 41, атакже распространения временных видов миграции.
Важным ограничителеммиграции является недоступность жилья. В современных российскихусловияхстроительстводоходныхдомовзастройщикамявляетсямалопривлекательным в силу большого срока окупаемости инвестиций(около 20 лет), тогда как в советское время предпринимались попыткирешать жилищный вопрос централизованно, особенно для организованныхпереселений [Локтюхина, 2013].Изменение доли новоселов и старожилов также в значительной степенисвязано с ростом городского населения. Так, по данным переписи населения1926 г., наибольшая доля новоселов, помимо колонизируемого ДальнегоВостока и Сибири, была в наиболее урбанизирующихся к тому временитерриториях – на Северо-Западе, Северном Кавказе, Центральной России, наУрале. Согласно данным переписи населения 1970 г.
по направлению селогород переселились 31% новоселов, а на направление город-город пришлосьуже 38% (из села в село переселились 17%, а из города в село – 14%). Кконцу 1970-х гг. замедлился рост численности горожан, бо̀льшая частьуроженцев сел, желающих переселиться в город, к этому моменту ужереализовала свое стремление.
Важной причиной замедления урбанизациитакже стал более чем двукратный рост концентрации сельского населениявокруг больших городов и истощение ресурса более отдаленных сёл иВ постсоветское время реально действующими формами организованной миграции остаются лишьпрограммы по переселению из некоторых регионов Крайнего Севера в среднюю полосу России.41135деревень. Из-за более высокого уровня благосостояния и возможностимаятниковых поездок в города, население сельских пригородов болеемиграционно устойчиво, чем сельская местность в целом [Население России,1993; Нефедова, 2003].
Но при этом были и те регионы, в которых активнаяфаза урбанизации только начиналась (Дагестан, Бурятия, Тыва и т.д.). Исегодня миграционная активность селян в целом по стране немного выше,чем у горожан. Так, по данным ВПН-2010 доля мигрантов, проживающихболее 10 лет в городском населении составляет 55,5%, а в сельском 47,6%.Доля мигрантов, проживающих в городе более 30 лет 36,2%, а в селе – 25,7%,у проживающих 40 лет и более разрыв сохраняется – доля составляет 19,8%для городского населения и 12,3% для сельского. При этом проживали лимигранты до переезда в городской или сельской местности по данным ВПН2010 установить невозможно.Соотношениестарожиловиновоселовсредимигрантов.Попытаемся проследить динамику распределения новоселов и старожиловсреди самих мигрантов по данным переписей 1926, 1979, 1989, 2002 и 2010гг.
Для сопоставимости будем использовать группировку по длительностипроживания исходя из разработанных таблиц переписей 1979 и 1989 гг.:менее 2 лет, 2-5, 6-9, 10-14, 15-19, 20 лет и более.По переписи населения 1926 г. доля новоселов в общей численностинаселения ниже, чем в последующих переписях, но при этом среди самихмигрантов их доля выше, то есть большая часть мигрантов переселиласьнезадолго до проведения переписи (до 10 лет).
Это связано с процессамиколонизации Сибири и Дальнего Востока, наиболее активно происходившихв начале XX в., все усиливающейся урбанизацией, а также, в определеннойстепени, с перемещениями воинских контингентов и гражданского населенияв ходе революции и гражданской войны.В последующих переписях наибольшие изменения касаются в первуюочередь тех, кто живет менее 5 лет – их доля стремительно падает, от 1/3 до1/7, а также увеличивается доля проживающих длительное время (причем в1362002 и 2010 гг. половину мигрантов составили те, кто переехал более 20 летназад), что является важным индикатором снижения миграционнойактивности населения. В группах с длительностью проживания 6-9; 10-14 и15-19 лет изменений почти нет, что в определенной степени подтверждаетсправедливость выбранных реперных точек для определения группыновосёлов (рис. 3.2).Рисунок 3.2. Распределение мигрантов по длительности проживания поданным переписей, в %Составлено автором по данным переписейИспользуя базу микроданных ВПН-2010, можно проанализироватьдлительностьпроживаниямигрантовпоотдельнымнаправлениям:внутрирегиональным (а также возвратным по всем направлениям, в силуневозможности отделить их от внутрирегиональных), межрегиональным,между бывшими союзными республиками и со странами дальнего зарубежья(рис.3.3).Мигранты,проживающиеврегионерождения(внутрирегиональные и возвратные, вернувшиеся в регион рождения) в 2010г.имеютсхожуюструктуруподлительностипроживаниясмежрегиональными мигрантами.
У уроженцев республик бывшего СССР(включая страны Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию) доляживущих свыше 10 лет близка к внутрироссийским мигрантам (более 70%),но бо̀льшая доля живущих 10-14 и 15-19 лет, что соответствует массовомупереезду в 1990-е гг. У довольно немногочисленной группы уроженцев страндальнего зарубежья крайне высокая доля лиц, живущих до 5 лет. Около137половины уроженцев стран дальнего зарубежья переселились с моментараспада Советского Союза и связанных с этим изменений – возвращениемпотомков эмигрантов и высланных из страны лиц, выводом военнослужащихи членов их семей из стран Социалистического блока, в первую очередь, избывшей ГДР и других территорий, а также усиления миграции с дальнимзарубежьем (прежде всего, из Китая, КНДР, Вьетнама и т.д.) вследствиеразрушения «железного занавеса» и открытия границ для перемещения дляобычных граждан [Политика иммиграции.., 2005].Рисунок 3.3.