Диссертация (1136945), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Мигранты по длительности проживания в 2010 г., в %Составлено автором по данным базы микроданных ВПН-2010.Таким образом, по данным ВПН-2010 фактически получается, чтобольше половины мигрантов в России совершили перемещения до 1991 г. (изних треть – до 1981 г., шестая часть – до 1971 г.). При этом в отдельныхрегионах мигрантов, переселившихся до распада СССР, более 60%(Мурманскаяобласть,РеспубликаМордовия).Наименьшаядоляпереселившихся в этот период мигрантов в Тыве (меньше трети), вРеспублике Алтай менее 40%.Если в 1926 г. старожилов среди мигрантов было 43%, то с 1979 по2002 г. их доля увеличилась, в среднем, с 50% до 70% (по доле тех, ктопрожил в месте вселения 10 лет и более).
Увеличение происходит не толькоза счет азиатской части России, но и европейской.138Так, наибольшая доля старожилов среди мигрантов в 1979-2010 гг.была в Центральной части России и Поволжье, а также в ряде относительностароосвоенныхсибирскихрегионов–Омской,НовосибирскойиКемеровской областях. Тогда как меньше всего старожилов среди мигрантовзафиксировано на Дальнем Востоке (особенно в Якутии и на Чукотке),Восточной Сибири (Тыва и Бурятия) и некоторых регионах СеверногоКавказа. При этом в 2002 г.
в Ингушетии и Дагестане стало большемигрантов, переселившихся незадолго до переписи, что связано с приемомвынужденных переселенцев из Чеченской республики (приложение 8).В 1979-1989 гг. самая низкая доля старожилов была в относительнонедавно начавших освоение недр и стремительно развивших нефтегазовыйкомплекс автономиях Тюменской области.
К 2002 и 2010 гг. старожиловсреди мигрантов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономныхокругах стало намного больше, их доля достигла средних значений постране, несмотря на высокий миграционный оборот. Т.Н. Успенская [2006]считает, что это свидетельствует о большей ориентации мигрантов надолгосрочное закрепление в этих регионах, превратившихся в постсоветскоевремя в лидеров экономического благополучия, в условиях дефицита другихцентров миграционного притяжения в стране.Таким образом, за последнее десятилетие произошло общее снижениемиграционной активности, выражающееся и в уменьшении доли новоселов(переселившихся менее 2 лет назад) в населении практически всех регионов,и в увеличении доли старожилов (проживающих в месте вселения более 10лет) среди мигрантов.
При этом сокращение численности населения регионовДальнего Востока и Восточной Сибири произошло не только из-за отъездаместных уроженцев и мигрантов, проживающих длительное время, но и из-заснижения пула новоселов, в отдельные годы составлявшего до 10-15%населения данных регионов. В регионах Центра и Приволжья доля новоселовв населении снизилась до 2-3% и менее.139Вполне вероятно, что после распада СССР и ухудшения социальноэкономического положения (т.е.
условий адаптации и приживаемости), изазиатской части страны уехала значительная часть желающих. Предполагаем,что остались ориентированные на длительное проживание в этих регионах, атакже те, кто не имеет возможности уехать в силу различных препятствий,прежде всего, материальных (отсутствие денег для переезда и обустройствана новом месте, неразвитый рынок жилья и т.д.). Применительно к миграции,регистрация, заменившая институт прописки, в нынешнем виде длявнутреннеймиграцииявляетсялишьнебольшимбюрократическимпрепоном, а не заметным ограничителем перемещений, особенно в крупныегорода [Любарский, 1994; Зайончковская, Мкртчян, 2007]. Но для внешнеймиграции ситуация не столь однозначная – в 1990-е гг.
законодательство огражданстве носило довольно либеральный характер, но затем с 2002 г. спринятиемновогозаконаогражданствепроизошлоужесточение,приравнявшее граждан стран ближнего зарубежья к гражданам страндальнего в плане регистрационного учета, что несомненно отразилось наснижении объема миграционных потоков в Россию. В последующемпроизошласменанесколькихволнлиберализациииужесточений[Карачурина, 2013a].Уже сейчас и в ближайшем будущем общему снижению миграционнойактивности населения России способствуют сдвиги в возрастной структуре –сокращение численности наиболее активно мигрирующей молодежи иувеличениедолинаселенияввозрастахстаршетрудоспособного,мигрирующего меньше всего, за исключением короткого промежуткавремени, связанного с выходом на пенсию, что вполне соответствует опытуразвитых стран [Зиверт и соавт., 2011; Карачурина, Иванова, 2017; Rogers,Watkins, Woodward, 1990; Bolzman, Fibbi, Vial, 2006].
При этом старожиловсреди мигрантов становится все больше, а новоселов меньше. Этосвидетельствует о том, что активная фаза переселений, достигшая пика в1970-1980-х в настоящее время завершилась и, несмотря на то, что большая140часть населения страны имеет миграционный опыт, вероятность ихдальнейшего переселения уже низка.Одной из причин снижения миграционной активности населенияявляется все большее распространение других форм миграции и усложнениеее моделей.
Некоторые россияне (преимущественно жители крупных городови столиц) фактически имеют несколько постоянных мест жительства, в т.ч. зарубежом и это не отражается в статистике в силу ограниченностииспользуемой методологии и сложности учета [Денисенко, 2012]. Всебольшее распространение получает современное отходничество, работавахтовым методом, различные виды маятниковой миграции, в определеннойстепени способные заменить собой переезд на постоянное жительство. Приэтом отходничество и работа вахтовым методом, в отличие от переезда напостоянное жительство, не ведет к тому, чтобы вместе с работникамипереезжали и члены семей [Денисенко и соавт, 2010].
Так, по даннымпереписи 2002 г. на территории других субъектов РФ и стран находиласьработа почти 1 млн. россиян, а через 8 лет этот показатель вырос в 2,3 раза.Группировка регионов по миграционной активности. Как следуетиз вышесказанного, в XX столетии в регионах России происходилизначительные изменения в миграционной активности, закреплении новоселовнатерриторияхразнообразиеприбытияи«траекторий»дальнейшейизмененийприживаемости.неБольшоеограничиваетсяпротивопоставлением «Запад-Восток», а имеет более сложную форму.Проведем группировку регионов по их миграционной активности на основеданных переписей населения 1970-2010 гг.42 На рис. 3.4 представленакартосхема с территориальным расположением выделенных 8 групп, а нарис. 3.5 – миграционные характеристики по одному из представителейрегионов каждой группы.При проведении группировки (т.е. разделении на группы со сходными характеристиками) использованаинформация о доле новоселов в населении и доле старожилов среди мигрантов по переписям 1970-2010 гг.Сходные по совокупности данных показателей регионы объединены в 8 основных групп.
Подробнеекритерии группировки регионов представлены в приложении 6.42141В первую группу вошли преимущественно европейские регионы сневысокой долей новоселов в населении, для которых была характернанизкая миграционная активность (по всем видам миграции) в 1970-1980-е гг.,еще больше снизившаяся в 1990-2000-х гг. Именно эти регионы, вместе совторой группой длительное время и являлись основным источникомпополнения населения восточных регионов страны переселенцами.
Длярегионов 1-го типа также характерна высокая доля мигрантов, проживающихболее 10 лет, которая увеличилась, в среднем, с 50% в 1979 г. до 75% поданным переписи населения 2010 г. В качестве наиболее типичного регионарассмотрим Рязанскую область (рис. 3.5).Вторая группа, включающая регионы европейской части России, атакже несколько субъектов Южной Сибири, схожа с первой. Но регионыгруппы отличаются большей долей новоселов в 1970-е гг., и более сильнымснижением показателя в постсоветское время. То есть миграционнаяактивность их населения заметно снизилась. По доле старожилов средимигрантов группа практически идентична предыдущей, что подтверждают ипоказатели Кировской области (рис.
3.5).Рисунок 3.4. Группировка регионов России по миграционной активностинаселения, 1970-2010 гг.Составлено автором по данным переписей населения142В третью группу включены столичные регионы и их области. Для ниххарактерна невысокая доля новоселов на протяжении всего периода,несмотря на то, что эти города являются магнитами для мигрантов. Этоозначает, что мигранты, переселяющиеся в столицы, больше остальныхориентированы на закреплении на постоянное жительство и, переселившисьв столицы, уже не переезжают на другое место. Также стоит отметить, чтопереселения внутри городов-регионов Москва и Санкт-Петербург несчитаются миграциями и это тоже заметно занижает долю новоселов внаселении (то есть перемещения внутри региона являются одновременновнутригородскими, и они не отражаются в статистике).
При этом даже в1970-е гг. старожилы среди мигрантов составляли около 70%, хотя вМосковской и Ленинградской областях показатель был несколько ниже, чемв столицах. Возможно, это вызвано тем, что столичные области зачастуювыступают как «перевалочный пункт» для переезда в столицы [Мкртчян,Карачурина, 2014].Четвертая группа наиболее территориально дифференцирована – в еёсостав вошли Мурманская область, Калмыкия, Коми, а также ряд субъектовВосточной Сибири и Дальнего Востока. Для этих регионов в 1970-1980-е гг.была характерна высокая доля новоселов (в среднем, 12-13% от населения, вАмурской области в 1989 г.
и вовсе 16,2%), однако затем произошлостремительное снижение этого параметра вплоть до 3-4%. Также впостсоветское время увеличивалась доля старожилов (с 40% до 70% от всехмигрантов). На рис. 3.5 данная группа представлена Красноярским краем.Пятая группа представлена национальными республиками ВосточнойСибири и Сахой-Якутией. Эти регионы выделяются довольно высокимуровнем новоселов в населении в советский период, а в постсоветский сталииметь лидирующие показатели по стране, несмотря на сокращение с 12-15%до 7-8% к 2010 г., из-за обвального снижения у других типов регионов.Старожилов в этой группе регионов всегда было мало, и несмотря на143увеличение их доли с 30-35% до 60%, данные регионы по-прежнему можноназвать наименее привлекательными для закрепления в них.Рисунок 3.5. Миграционные характеристики регионов каждой группыЦифрами обозначены: 1 – Рязанская область, 2 – Кировская область, 3 – Москва, 4 –Красноярский край, 5 – Тыва, 6 – Магаданская область, 7 – Ненецкий АО, 8 – Дагестан.Буквами обозначены: А – Доля новоселов, проживающих в месте вселения менее 2-х лет внаселении, по отдельным регионам, в %.
Б – Доля мигрантов, проживающих 10 лет ибольше среди всех мигрантов, по отдельным регионам, в %Составлено автором по данным переписей населенияШестую группу составляют дальневосточные регионы с довольносуровыми природными условиями. Для них была характерна крайне высокаядоля новоселов в населении (до 23,5% в Магаданской области в 1970 г.),снизившаяся после распада СССР до 4-5% не только из-за массового оттоканаселения, закрытия многих производств, закрытия воинских частей,сокращениячислапеницитарныхучреждений[Колесниченко,2012].Старожилов в этой группе также зафиксировано намного меньше, чем вдругих регионах, но в 1990-е гг. их доля увеличилась в среднем с 30% до 70%144(на Чукотке произошел рост с 22% до 57%).
Причин этого может бытьнесколько – выезд новоселов, переход части новоселов в разряд старожиловсо временем (в условиях сильного сокращения числа приезжающих),старение и вымирание поколений с иной миграционной биографией.Западносибирские ресурсодобывающие регионы и Ненецкий АОвключены в седьмую группу. Для них характерна высокая доля новоселов в1970-1980-е гг., а затем произошло резкое её снижение в 4 раза. Состарожилами ситуация обратная – в советское время их доля средимигрантов была невысока (в среднем, 20%), затем она стремительноувеличилась до 70% (в Ямало-Ненецком округе рост был еще большим – с13% до 65%). В 1970-е началось активное освоение газовых и нефтяныхместорождений, строительство новых городов, а в 1990-2000-е гг.