Авторефат (1136867), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В ней концепция нарративаРикёра используется в качестве ресурса для исследования социальных событий,указываются возможные перспективы обогащения ее другими подходами.Каждая глава завершается обзором полученных в ней результатов.Основные положения, выносимые на защитуНа защиту выносятся положения, в совокупности представляющие собойрезультаты критической реконструкции диссертантом концепции Рикёра.Главным авторским положением диссертанта, выносимым на защиту,является то, что реконструированная таким образом концепция Рикёраявляетсяпродуктивнымисточникомработывобластиобщейсоциологической теории и методологии.
Это положение раскрывается вследующих аналитических характеристиках:1. ВгерменевтическойпрограммеП. Рикёраможновычленитьсоциологически релевантную концепцию социального действия. Сердцевинаэтой концепции — понимание действия (по М. Веберу) как поведения, скоторым действующий связывает субъективный смысл, а поскольку смыслподлежит интерпретации, действие может рассматриваться, подобно тексту,как «поддающееся прочтению».2. Тезис Рикёра о том, что научный анализ социального действия состоитв описании его смысла, а особенности его реального совершения во времени ипространствеимеютвторостепенныйхарактер,представляетсобойметодологический вызов социальной науке.
Его нельзя принять в чистом виде,но его необходимо использовать при обосновании как теоретических позиций,так и инструментария социологических исследований.3. Принципиальное значение имеет социальная онтология Рикёра, т.е.доказательство того, чем, в конечном счете, является социальная жизнь. По егомнению — это множество осмысленных действий. Действия люди не только17совершают, но и испытывают на опыте. Опыт становится предметомповествования. Повествования об опыте обретают устойчивый вид внарративах. Принятие социальной онтологии действий-событий означаетперенос исследовательского внимания на нарратив.4. Каждое социальное действие вписано в то или иное повествование,придающее ему смысл и значение. Социологическая интерпретация действияподразумевает истолкование нарратива, который о нем повествует.5. В процедуре социологической интерпретации, определяемой как поисксвязи между причиной и следствием социальных явлений, присутствуетнарративнаяконструкция.Изучаяпричинысоциальныхявлений,исследователь повествует о них.
Логика его рассуждений может бытьуподоблена логике рассказчика. Исследования по методологии в социологии —один из видов изучения нарратива.6. Единицей нарратива является социальное событие как событиерассказанное. Гуманитарные и социальные науки отличаются от естественныхнаук и по предмету, и по методу. Их предметом является событие, у которогонепременно есть нарратив.
Таково социальное событие, в отличие от событияприродногомира.Описаниевнарративепридаетсобытиюсмысл.Отличительным методом таких наук является истолкование смысла, т.е.герменевтика.7. Наряду с герменевтикой, анализ нарративов проникает в болеетрадиционные и широко признанные в социологии методы. Одним из такихметодов является анализ нарративного интервью. Положение теории Рикёра,согласно которому нарратив трансформирует временные и пространственныехарактеристики социального события, указывает на возможность выявленияособенностей группировки респондентом событий по принципу их значимости,изменения порядка одних рассказанных событий и умолчания о других.18Основное содержание работыВо введении обоснованы актуальность и степень разработанностизаявленнойтемы,сформулированыцельизадачидиссертационногоисследования, представлены основные положения, выносимые на защиту.В главе I «Герменевтика Поля Рикёра как ресурс теоретическойсоциологии» представлен анализ положений герменевтической программыРикёра в рамках дискуссий об объекте и методе социологии.Первый параграф «Герменевтические проекты в социологии: основанияи ограничения» открывается постановкой проблемы поиска теоретикометодологических оснований исследования социальных явлений, наделенныхсмыслом.Данныйвопросактуаленвсвязисдискуссиямиоб«интерпретативном повороте» в социальных науках, сформировавшимися вситуациинарастающейкритикипозитивистскойэпистемологииивозрастающего влияния лингвистики и антропологии.
В фокусе аргументовкультурного антрополога К. Гирца, культурсоциологов Дж. Александера иИ. Рида, социального философа Ч. Тейлора находятся способы изучениясоциальных явлений, не сводимые к естественнонаучным моделям объяснения.Как замечал Гирц, в результате кризиса позитивистских программ и обращениясоциальныхнаукосновополагающиекгуманитарномуметафорывзнанию,социальныхрадикальнонауках,поменялисьинымисловами,дотеоретические образы, задающие стиль и способы рассуждения об объектеисследования. В социологии и антропологии долгое время подспуднопринималось на веру, что социальная жизнь — это сложноорганизованнаямашина или организм. На смену этой метафоре приходит метафора текста.Социальная жизнь представляется системой смысловых обозначений.
Такимобразом,обосновываетсянеобходимостьразработкиисследовательскойпрограммы, альтернативной позитивистской и предлагающей инструментыанализа социальных явлений, сопоставимые с анализом текста. В качествевозможной программы предлагается герменевтика.19Вовторойчастипараграфарассматриваетсякраткаяисторияформирования герменевтической программы в философии, ее основныепонятия.АнализируютсяположениягерменевтикиФ. Шлейермахера,В. Дильтея, Г.-Г. Гадамера и проблемы их использования в социологическомисследовании.В третьей части параграфа представлен один из способов примененияпроцедур интерпретаций в социальной науке — герменевтический проект Ю.Хабермаса.Герменевтика Хабермаса пытается не только проникнуть в сутьповседневных коммуникаций, понять их, но и стать значимым дополнениемобъективистских методов при исследовании социальной реальности.
СогласноХабермасу, все операции интерпретации рациональны по своей природе,поскольку в процессе понимания интерпретатор сам принимает во вниманиестандарты рациональности, которые он рассматривает как обязательные длявсех участников взаимодействия. Операция выявления исходных допущений,норм и обыденного непроблематичного знания получает у Хабермаса название«рациональное реконструирование».Хотя герменевтика Хабермаса и движется навстречу социальной науке,она не предлагает достаточных теоретико-методологических оснований длясоциологической интерпретации. Во-первых, Хабермас не предоставляетобоснования интерпретации как самостоятельному социологическому методу,имеющему право считаться научным.
В его подходе истолкование — лишьдополнение к генерализации. Во-вторых, теория Хабермаса не уделяетдостаточного внимания объекту социологической интерпретации, не проясняетего смысловую природу.Второйпараграф«Теоретико-методологическаяпрограммадлясоциальной науки Поля Рикёра» начинается с рассмотрения задач герменевтикиРикёра как понимания значения символического. Герменевтические процедуры20направлены на постижение значений правил и норм, иными словами, значений,которые определяют действия человека.ВтораячастьпараграфапосвященареконцептуализацииРикёромсоциологического понятия социального действия, введенного М.
Вебером. Эторабота того же рода, что и широко известные усилия А. Шюца и П. Уинчапереосмыслить Вебера в феноменологическом или витгенштейнианском духе.Цель, которую ставит перед собой Поль Рикёр, — перенос понятия «текст» втом виде, в каком оно представлено в герменевтике, в теорию социальногодействия.Ключевое положение теории Рикёра заключается в том, что осмысленноесоциальное действие становится предметом научного изучения при условииобъективации. Объективация выглядит так: дискурс, упорядоченная речь,становится объектом изучения как текст, поскольку его фиксируютпосредством письма. Действие, если считать его подобным тексту, тоже можетбыть записано и, в этом объективированном виде, описано.
Рикёр указывает надиалектические отношения действия-события свершающегося, происходящегои действия свершившегося (смысл которого мы можем выделить). Действиесовершается, будучи интенциональным, иначе говоря, у него есть некийсубъективный смысл. С этим согласился бы и М. Вебер, но Рикёр идет дальше.Когда действие свершается, его смысл «конденсируется», оседая в социальномвремени, оставляя «метки», являющиеся главным помощником интерпретатора.Это,всвоюочередь,позволяетговоритьоперекличкеРикёраифеноменологической социологии, не только и не столько Шюца, сколькоП.
Бергера и Т. Лукмана. Однако в концепции Рикёра тонким моментомявляется концептуализация действия как события. Моментальные событияисполнения чего-либо и события дискурса отсылают к устойчивым смысловымобразцам, которые могут быть четко фиксированными, определенными иузнаваемыми. Таковы ритуальные формулы, обмен рапортами и приказами.Смысловые образцы могут быть также и размытыми. В этом последнем случае21мы затрудняемся однозначно квалифицировать действия, дать их внятноеописаниепоказываетстановитсясложнойнапряжение,задачейсуществующееинтерпретациимеждуразнымисмысла.Рикёркомпонентамидействия.