Автореферат (1136825), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Дома умалишенных были учреждены в рамках ПОП в результате губернскойреформы 1775 г. и были призваны упорядочить с одной стороны, филантропию вгосударстве, с другой - систему пенитенциарных институтов. Монастырские богадельни истихийная милостыня были замещены регулярными, централизованными органамиобщественного призрения. Центральной функцией этих Лечебниц было защита общества отпотенциально опасных индивидов.
Во главе дома ставились отставные Солдаты(предполагалось, что они пунктуальны и воспитаны). Не редки были случаи отправки в домумалишенных непокорных и непослушных крепостных. Изоляция безумных в России шла сбольшим трудом на протяжении всего XIX века, вначале из-за нехватки больных, затем из-запереполненности лечебниц, которые были просто не приспособлены ко все увеличивающемупотоку пациентов.
Количество домов умалишенных, как и количество больных, постоянноувеличивалось, превратившись уже к середине XIX в. в серьезную проблему для врачей игосударства. Третий период (1864 - 1917 гг.), период земской медицины, характеризуетсяпроцессом децентрализации государственной политики по отношению к психиатрии,профессионализациейврачейиинтенсивнымразвитиемнаучногодискурса,продолжавшемся вплоть до революции.
Этот период можно охарактеризовать с однойстороны, как время наибольшей популярности молодой науки, с другой стороны, как времяобострения комплекса проблем, связанных с организацией должного функционированияинститута в целом.В России отношение к безумию в значительной степени изменялось под влияниемгосударственных реформ XVIII в. Стихийный процесс развития законодательства, имеющегоотношение к умалишенным, был определяющим в формировании психиатрии.Первоначально внимание власти было направлено скорее на установление общественногопорядка - то есть все, что в принципе не приносило реальной пользы либо же, еще хуже,нарушало порядок и вредило таким образом государству, становилось специальнымобъектом внимания. Процесс формированиязаконодательства о душевнобольныхрастянулся практически на сто лет.
Начало развитию законодательства по отношению кдушевнобольным было положено Петром I. В целях, с одной стороны, борьбы с уклонениемдворянских детей от науки и службы под видом болезни или юродства, а с другой стороны освидетельствования действительных проявлений безумия в дворянских семействах, как умужчин, так и у женщин, Петром был издан специальный указ, который предусматривал,«чтобы о таких помешанных сообщали Сенату, которому в качестве высшегоправительственного учреждения только и принадлежало право [признания насущностипомешательства...» (ПСЗ. № 3949. 1722.). Сенат, по представлении объявленныхпомешанными, должен был их освидетельствовать. Сложившаяся в первой половине XVIII в.практика освидетельствования просуществовала практически в неизменном виде гапротяжении всего XIX в.В конце 70-х гг.
XVIII в. были учреждены первые дома умалишенных. С 1810 г. домаумалишенных существовали почти во всех губерниях. В 30-е годы XIX в. начались попыткиулучшения системы домов умалишенных. Первый детальный проект реформирования домов'умалишенных принадлежит И.Ф. Рюлю (J. G. Ruhl). Этот проект содержал основныекатегории классификации (по полу и роду заболевания), основные приемы и методыобращения с умалишенными например, инструкция ночному сторожу), руководство поформированию состава персонала больниц. Однако серьезных вменений он не вызвал.
В1844 г. был образован особый комитет для )рассмотрения состояния домов умалишенных ивыработки проекта их преобразования. В этом же году был составлен проект открытиявосьми окружных лечебниц для психически больных. Строительство казанской ОкружногоДома Умалишенных (КОДУ, впоследствии Казанская Окружная Лечебница) былоинициировано в рамках этой реформы. Тогда же была начата политика созданияквалифицированных кадров, - в 1857 г. в Санкт-Петербургском Университете былаучреждена психиатрическая кафедра.Казанская Окружная Лечебница (1869 г.) была уникальным для России заведением,проповедующим и воплощающим в жизнь принципы гуманизма и научного прогресса.
Этабольница обладала особым статусом. Во главе больницы изначально стоялпрофессиональный зрач-психиатр, что было для России того времени большой редкостью.Больница была создана как платформа для научных исследований и представляла собой однуиз самых передовых для тех времен больниц, находившийся в ведении государственных,анечастныхили общественных структур.
При этом для обозначения практикипсихиатрической экспертизы, в КОДУ использовались два достаточно устаревших слова:освидетельствование и испытание. К тому времени (вторая половина XIX в.) терминпсихиатрическая экспертиза уже получил широкое распространение среди врачейпсихиатров. Возникает закономерный вопрос: почему в передовой во всех отношенияхказанской лечебнице для обозначения психиатрической экспертизы используются два, ужестановящихся архаичными термина — освидетельствование и испытание?Во второй главе «Практики освидетельствования и испытания: Историко-теоретическаяреконструкция и социологический анализ» рассматриваются истоки практикосвидетельствования и испытания в русской административной системе.
В ходеисследования было установлено, что процедура освидетельствования как условиеустановления факта наличия или отсутствия каких-либо свойств, качеств, в том числе ибезумия, древняя практика, которая берет свое начало в широком спектре прагматическихадминистративных практик XVI - XVII вв. Осмотреть, смотр, досмотр чего-то или кого-тобыли непременной частью русской административной практики, состоящей из двухэлементов: во-первых, это был визуальный, ситуативный осмотр предмета или человека,носивших исключительно прагматическую цель определения свойств некого объекта для егодальнейшего использования; и, во-вторых, этот визуальный акт часто должно былосопровождать нанесение на бумагу, запись того, что было увидено. Известные нам фактыосвидетельствования лиц являются фактами подтверждения или опроверженияпрактической годности или непригодности того или иного лица к службе государю.
Ещеодин аспектом применения практики свидетельства или освидетельствования была широкораспространенная процедура военных смотров. Смотры служили для оценки годности илинегодности к военной службе, но отличались от процедуры медицинскогоосвидетельствования тем, что осмотру подлежал не один человек, а военная единица группа: дворянин и его люди, которых он обязан был снарядить к военной службе.В этой же главе описываются условия возникновения законодательства одушевнобольных.
В XVIII в. объектом освидетельствования в Сенате стало конкретное лицо- дворянин. Это изменение фокуса взгляда с группы на человеческую единицу было связанос общей политикой Петра, которая требовала постоянного пополнения государственногоаппарата образованными служащими. Индивидуализации также способствовала податнаяреформа и реформа армии. Освидетельствование дураков — практика, берущая свое началов административной практике смотров еще допетровского времени (медицинские,религиозные, утилитарные, военные) - это буквальное фиксирование определенных качеств,свойств объекта, способности или неспособности служить определенным целям. Сенатскоеосвидетельствование - это практика индивидуализированного, визуального исследования,определенный, политически ангажированный взгляд на объект, с ориентирами, заданнымипрагматикой повседневной жизни.
Задавание вопросов «о всяком домовом состоянии» былонаправлено не на внутренние свойства, не на познание души, а выявляло способностьчеловека к практической, повседневной рациональности и политической лояльности, цельюкоторой являлось сохранение и приумножение уже имеющегося имущества, или выполнениегосударственныхобязанностей.Врамкахэтойполитикисформировалосьосвидетельствованиеумалишенных,котороесталоофициальнойсенатскойадминистративной процедурой с 1722 г. (как часть общего свидетельства лиц мужскогопола).В 1815 г. вышел сенатский указ, где впервые процедура освидетельствования былаперенесена из Сената во Врачебную Управу.
Указ этот трактуется как постановление,вводящее обязательное свидетельство «безумных от рождения» в Сенате; «сошедшие с ума взрелом возрасте» должны были свидетельствоваться во Врачебных управах. В этом же указевпервые упоминалось об освидетельствовании лиц «не из дворянского сословия». Закон1815 г. ввел в практику две формы освидетельствования — очную и заочную, положивначало законодательному оформлению психиатрической экспертизы. Очная формаосвидетельствования заключалась в личном освидетельствовании безумных от рождениядворян в Сенате.
С 1835 г. очное освидетельствование в Сенате было отменено. Заочнаяформа бытовала на протяжении практически всего XIX в. и представляла собойрассмотрение документов, составленных Врачебными управами или Особым Присутствием,на персон, подозреваемых в расстройстве умственных способностей.С 1835 г. сенатское освидетельствование свелось к практике рассмотренияадминистративныхдокументовиписьменныхсвидетельскихпоказаний(освидетельствование на основе письменных свидетельств).
За Сенатом было оставленофактическое право решать дела о признании той или иной персоны помешанной, иследующей за этим признанием опеке. Право фактического, очного освидетельствованияполностью перешло к Врачебным управам губернских городов. Правом очногоосвидетельствования обладали смешанные комиссии, состоявшие из представителейадминистрации и врачей. Дом умалишенных крайне редко был местом освидетельствования- процедура совершалась в формальном административном поле - это и было«освидетельствование Присутствием».