Автореферат (1136268), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Благодаря прежде всего судебной практике происходит постепеннаяконкретизациятого,какименносоотносятсянормымеждународногогуманитарного права и международного права прав человека в сфере действияправа на свободу. Несмотря на то, что Европейский суд по правам человекапризнал, что, даже не воспользовавшись правом отступления по статье 15,государства–участники могут применять интернирование на основе норммеждународного гуманитарного права, не нарушая при этом пункт 1 статьи 5Конвенции о защите прав человека и основных свобод, этот вывод не долженраспространяться на немеждународные вооруженные конфликты, где, учитываяпробельность норм международного гуманитарного права, вполне оправданодействие норм международного права прав человека в полном объеме.11. Увеличение числа прав и свобод, от которых не допускаетсяотступление, а также формирование международных обычаев, посвященныхборьбе с насильственными исчезновениями, привели к расширению объемаправ и гарантий, которые в соответствии с международным правом должныпредоставлятьсялицам,задержаннымвходемеждународныхинемеждународных вооруженных конфликтов.
К процессуальным правам и22гарантиям, действующим в отношении интернированных лиц, относятсягарантияhabeascorpus,правонапроверкузаконностизадержаниянезависимым и беспристрастным органом, право быть проинформированным опричинах интернирования, право на получение юридической помощи, а такжеправо быть зарегистрированным и содержаться в официально признанныхместах содержания.12. Для описания совокупности изложенных в диссертационномисследованиитеоретическихположений,раскрывающихособенностисовместного применения норм международного гуманитарного права имеждународного права прав человека, а также их соотношения по территории,кругу лиц и по содержанию, вводится понятие «интеграционная теория». Всоответствии с этой теорией нормы международного гуманитарного права имеждународного права прав человека не просто пересекаются и могутприменяться совместно, а встраиваются в структуру субъективных публичныхправ, формируя единый массив норм, посвященных защите прав человека ввооруженных конфликтах.
В результате интеграции норм обеих отраслей имеетместо усиление защиты прав человека в вооруженных конфликтах, чтознаменуетпринципиальноновыйвитокразвитиясовременногомеждународного права в гуманитарной сфере.ТеоретическаяипрактическаязначимостьдиссертационногоисследованияОсновным результатом данного научного исследования являютсярешениеважнойнаучнойпроблемыирасширениетеоретическихпредставлений о содержании международно-правовых норм, направленных назащиту прав человека во время вооруженных конфликтов. Эти выводы должныспособствовать более эффективному решению возникающих в условияхсовременных конфликтов вопросов, связанных с определением статуса лиц, сиспользованием приемлемых методов обращения с задержанными, а также спривлечениеминдивидов,совершившихпротивоправныедеяния,к23ответственности.
Полученные в ходе проведения исследования результатымогут быть учтены при разработке рекомендаций для вооруженных сил оприменении норм международного права в вооруженных конфликтах.Положения данной работы также могут быть использованы при составленииобращений или отзывов на обращения в международные судебные иквазисудебные органы. Кроме того, сделанные выводы могут быть примененыпри проведении дальнейших научных исследований и использоваться вобразовательных целях при разработке и проведении курсов лекций помеждународномуправу,международномугуманитарномуправу,международному праву прав человека, международному уголовному праву идругим дисциплинам в процессе осуществления профессиональной подготовкиюристов,военнослужащих,сотрудниковправоохранительныхорганов,журналистов и специалистов в области международных отношений.Степень достоверности и апробация результатов исследованияДостоверность результатов диссертационного исследования базируетсяна значительном количестве проанализированных источников, среди которых49 международных договоров, 57 решений международных организаций, атакже более 200 решений международных судебных и квазисудебных органов.Сделанные в диссертации выводы сопоставлены со всеми основнымидоктринальными разработками как российской, так и зарубежной наукимеждународного права.
Избранные методы исследования соответствуютпоставленным в работе целям и задачам.Основныеположениядиссертационногоисследованияпрошлиапробацию в ходе обсуждения подготовленных диссертантом докладов исообщенийнамеждународныхироссийскихнаучныхконференциях,семинарах и круглых столах. Среди них — совместная конференцияФранцузского и Немецкого обществ международного права на тему «Право нажизнь в международном праве» (г. Берлин, 2008 г.); ежегодные конференцииРоссийской ассоциации международного права (г. Москва, 2009, 2010,242012 гг.); «Мартенсовские чтения» (г.
Санкт-Петербург, 2009, 2011 гг.) имеждународная конференция «Информационная безопасность, кибервойна имеждународное право» (г. Москва, 2014 г.), организованные РегиональнойделегациейМеждународногоКомитетаКрасногоКреста;конференцияГёттингенского общества поддержки международного права (г. Гёттинген,2012 г.);межсессионныйсеминарКомитетапоправамчеловекаМеждународной ассоциации международного права (г. Белладжио, 2012 г.);круглые столы, проводившиеся Дипломатической академией МИД РФ, потемам «Ответственность за защиту», «Имплементация норм международногогуманитарногоправавроссийскоезаконодательство»,атакже«Информационная безопасность, кибервойны и международное право» и«Актуальные проблемы прав человека» (2012–2013, 2015 гг.); международныеконференции НИУ «Высшая школа экономики» на тему «Противодействиетерроризму и международное право» (2012, 2014 гг.); «Кутафинские чтения»,организованные Московским государственным юридическим университетом(МГЮА) имени О.
Е. Кутафина (2010–2012, 2014, 2015 гг.); «Блищенковскиечтения» Российского университета дружбы народов (2008, 2009, 2015 гг.); атакже ежегодные научные конференции юридического факультета Балтийскогофедерального университета им. И. Канта (2008–2011 гг.).В 2014 г. в рамках Третьей Летней школы им. Ф.Ф. Мартенса авторомбыл прочитан курс лекций «Соотношение международного гуманитарногоправа и международного права прав человека» (г. Пярну, Эстония).Подготовленная в результате проведенного исследования монография«Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норммеждународного гуманитарного права и международного права прав человека»15апреля2015 г.былапредставленаназаседаниикруглогостола«Вооруженный конфликт: проблемы соотношения jus ad bellum, jus in bello имеждународного права прав человека», проведенного Научно-образовательномцентроммеждународногоисравнительногоуголовногоправаим.25Н.Ф.
Кузнецовой юридического факультета Московского государственногоуниверситета им. М.В. Ломоносова.Благодаря гранту Фонда им. А. Гумбольдта и прохождению стажировки вИнституте Макса Планка по международному и зарубежному публичномуправу (г. Гейдельберг, ФРГ) результаты проводимого автором исследованиябыли представлены и прошли обсуждение на научном заседании этогоинститута 21 марта 2011 г.Теоретическиедиссертационномподходыиисследовании,основныеизложенывыводы,авторомсделанныеввмонографиях«Нарушения международного гуманитарного права: индивидуальная уголовнаяответственность и судебное преследование» (М.: Юрлитинформ, 2006) и«Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норммеждународного гуманитарного права и международного права прав человека»(М.: Статут, 2015), а также в научных статьях «Human Shields» («Живыещиты») и «Perfidy» («Вероломство»), вошедших в «Энциклопедию МаксаПланка по международному публичному праву» (2-е изд., Оксфорд, 2012), впараграфе «Право вооруженных конфликтов и международное право правчеловека» 5-го издания учебника «Международное право» (М.: Статут, 2014),вышедшего под редакцией С.А.
Егорова, а также в научных статьях,посвященныхразличнымаспектамисследуемойтемы.Сделанныевдиссертации выводы были использованы при составлении отзыва на проектМеждународной конвенции о регулировании, надзоре и мониторинге частныхвоенных и охранных предприятий от 13 июля 2009 г., который был направленРабочей группе по вопросу об использовании наемников как средственарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов насамоопределение.Положения диссертационного исследования применялись при разработкекурсовипроведениизанятийвНИУ«Высшаяшколаэкономики»,Дипломатической академии МИД Российской Федерации и Балтийскомфедеральномуниверситетеим.
И. Кантапотакимдисциплинам,как26«Международное право прав человека», «Региональные механизмы защитыправ человека», «Международное гуманитарное право», «Международноегуманитарное право и средства массовой информации», «Права человека всовременном международном праве», «Защита прав человека в Европейскомсуде по правам человека», «Международное право» и «Современные проблемымеждународного права».Структура работыДиссертация состоит из введения, двух разделов, шести глав,включающих 16 параграфов, а также заключения и библиографии.II.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИПервый раздел диссертации — «Порядок совместного применениянорм международного гуманитарного права и международного права правчеловека в вооруженных конфликтах» — состоит из трех глав.В первой главе международное гуманитарное право и международноеправо прав человека анализируются как понятия и отрасли международногоправа.В первом параграфе анализируются подходы к соотношению этихпонятий. Несмотря на то, что как в науке, так и на практике наметиласьтенденцияпопризнаниюмеждународногогуманитарногоправаимеждународного права прав человека двумя отраслями международного права,спор о содержании этих понятий и их соотношении продолжается.
Ряд ученыхнастаивают, что эти понятия соотносятся как общее и частное: либомеждународное гуманитарное право включает в себя нормы, посвященныезащите прав человека, либо нормы международного гуманитарного прававходят в состав международного права прав человека. Эта длящаясяполифоничность научных представлений ставит на повестку дня вопрос о том,27чтó лежит в основе отнесения норм международного права к этим двумотраслям.Этот вопрос раскрывается во втором параграфе, где отмечается, что нимеждународное гуманитарное право, ни международное право прав человека неявляются ни автономными, ни самодостаточными режимами, и предметырегулирования этих отраслей пересекаются, хотя большинство их нормустановлены в различных источниках и каждая из этих отраслей основываетсяна системе своих специальных принципов.