Ю. Одум - Основы экологии (1975) (1135319), страница 149
Текст из файла (страница 149)
Если же пруд используется для водоснабжения, то может оказаться желательным некоторое ограничение рыбной ловли. Недостатки широко пропагандируемой тактики «многоцезевого использования» и успехи плана «расчленения» в достижении желательного равновесия между эксплуатацией и сохранением ресурсов уже обсуждались в гл.
9 (равд. 3). Природные ресурсы принято делить на две категории: восстанавливаемые и невосстанавлнваемые. Конечно, запасы угля„ железа и нефти не восстанавливаются так, как восстанавливаются запасы леса или ры. бы, однако запасы азота, железа и энергии столь же возобновляемы, как и живые ресурсы. Человек никогда не испытывал бы недостатка в жизненно важных веществах, если бы он сумел сбалансировать чис. ленность населения и его потребности в ресурсах так, чтобы биогеохимические круговороты не нарушались и скорость продуцирования органических веществ уравновешивала скорость их разложения и изъятия (гл. 4, равд. 1).
Хотя «огораживанне» нельзя считать длительным способом хорошей охраны, в некоторых случаях полное ограничение использования представляется целесообразным. Примером служат заповедные районы, используемые для научных исследований и отдыха. По мере роста населения становится все более важным сохранить участки всех главных природных сообществ в их первозданном виде как в научных, так и в эстетических целях. С тех пор как, изменив природные экосистемы (н не создав новых систем), человек упрочил свою цивилизацию и свои пищевые цепи, стало очень важно иметь возможность изучать образцы неизмененных сообществ; только располагая таким «контролем», мы мо.
ЧАСТЬ 3 ПРИКЛАДНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ жем в полной мере судить о последствиях произведенных человеком изменений и избегать неразумных действий. Ни один работающий в лаборатории ученый не ставит экспериментов без адекватного контроля; между тем полевые экологи еще нередко призывают оценивать влияние экспериментов человека, не располагая при этом контролем, Как уже указывалось, переходу от «охраны по специальным интересам» к «общей охране экосистем» помогло осознание того факта, что человек — лишь часть сложной среды обитания, которую нужно изучать, изменять и к которой нужно подходить как к единому целому, а ие на основе изолированных «проектовж Это можно подчеркнуть еще раз, процитировав покойного Олдо Леопольда — одного из выдающихся пионеров прикладной экологии.
В приводимом ниже отрывке, написанном более 30 лет назад (Леопольд, 1941), очень хорошо выражена необходимость здравого и глубокого понимания принципа экосистемы: «Вооруженный техникой человек, перестроив сушу, принялся за перестройку воды. Здравомыслящий гражданин, который никогда не доверит любителю ремонт своих часов и автомашины, с легкостью обрекает озера на осушение, заполнение, углубление, загрязнение, стабилизацию, допускает борьбу с комарами, регулирование роста водорослей, борьбу с кожными заболеваниями купальщиков и разведение любой рыбы, лишь бы она умела плавать. Так же обстоит дело и с реками.
Мы ограждаем нх дамбами и плотинами, а затем выливаем в них сточные волы, загрязняем их илом и наносами, порождаемыми плохо поставленным сельским хозяйством. Готовность, с какой публика принимает и оплачивает эти противоречащие одно другому вмешательства в естественный ход вещей, связана, я думаю, по меньшей мере с тремя ошибочными представлениями. Во-первых, каждое из таких вмешательств рассматривается по отдельности, так как оно проводится специальным учреждением или ведомством, а выполняющие его люди являются экспертами каждый в своей узкой области. Публике остается неизвестным, что разные ведомства и специалисты часто высказывают нсключаюгцие друг друга суждения н что именно их высокий профессиональный уровень мешает им охватить проблему в целом.
Во-вторых, принято считать, что любой созданный человеком механизм лучше природного иэ стали и бетона сделано так много хорошего, что любая конструкция иэ них должна быть хороша, В-третьих, мы считаемся с комплексным поведением только тех систем, которые мы создали сами Мы знаем, что машины и правительства — сложные системы и что неумелое обращение с их отдельными частями может повлиять на целое. Мы еще не знаем, что это атносится также к почве н воле». Леопольда пе удивило бы то, что стало теперь известно как экологические просчеты или экологический бумеранг, Экологичеокий просчет — это непредвиденное вредное последствие изменения окружающей среды, которое сводит на нет планировавшуюся выгоду или, как это случается слишком часто, порождает больше проблем, чем решает, Это оборачивается двойной трагедией, так как приходится изыскивать средства не только на приведение в порядок пострадавшего ландшафта, но и для решения всех возникших в связи с этим новых проблем, «Непредвиденность» пагубных последствий обусловлена как неправильными представлениями общественности, что так хорошо выражено в приведенной выше цитате, так и недостаточными предварительными исследованиями и недооценкой силы ударов, которые наносит окружающей среде и людям развитие техники и которые в общем нарушают их жизнь.
Фарвар и Милтон (1969) и Кан (1968) описывают много тяжелых экологических просчетов международного масштаба. Хорошим примером может служить строительство огромных плотин в слаборазвитых тропических странах, Одна из них — плотина па реке Замбези в Африке. Построенная для производства элвктроэнергни, она создала ряд «непредвиденных» проблем. Рыболовство не компенсирует потери пастбищ и сельскохозяйственных угодий, как это «предсказывали» приверженцы проекта (но не гидробиологи, мнения которых не спросили; см. гл. 11, равд.
5). Удлинение береговой линии озера увеличило местообитания мухи це-це, что повлекло за собой тяжелую эпизоотию среди Гл. !а. РесуРсы крупного рогатого скота. Перемещение населения и сельского хозяйства вызвало эрозию почвы и серьезные социальные сдвиги, так как люди перебрались на менее пригодные земли или в города, где их не ждали.
Зарегулирование реки ниже плотины оказалось более опасным, чем обычные наводнения, которые без затрат удобряли земли, лежащие ниже по течению (гл. 9, равд. 3). По мере снижения плодородия этих земель возникла необходимость импортировать дорогостоящие искусственные удобрения, что оказалось не по карману населению. Пройдет еще много лет, прежде чем это воздействие будет полностью изучено.
Вредные последствия применения пестицидов и вообще индустриализованного сельского хозяйства рассматриваются в равд. 3 этой главы и в гл. 16. Хотя наиболее заметные экологические просчеты были допущены в развивающихся странах при участии технократов из развитых стран, положение в самих развитых странах также внушает все большую тревогу.
В США, например, необходимо разрушить порочную практику поощрения строительства, видимо, бесконечного ряда ирригационных систем, каналов и дамб без реальной необходимости. Слишком часто ландшафты, которые находятся уже в хорошем состоянии и эффективно используются человеком, начинают «перестраивать». Примеры этого— «контроль за наводнениями» там, где он совсем не нужен, или строительство судоходных каналов при наличии железнодорожного и шоссейного транспорта. Настало время, когда даже богатые нации должны понять, что они больше не могут позволить себе тратить средства на перестройки в сельской местности, которая и так находится в хорошем состоянии, когда эти средства позарез нужны для перестройки городов, находящихся в ужасном состоянии.
Это не означает, что человек должен перестать заниматься переделкой природы; это лишь значит, что планированию переделок должны предшествовать тщательное изучение и детальная подготовка, чтобы переделки эти принесли длительные полезные результаты, а не временный доход на вложенный капитал. 2.
МИНЕРАЛЪНЪ|Е РЕСУРСЪ| До последнего времени охране полезных ископаемых уделялось мало внимания. Считалось, что их с избытком хватит на много веков, а кроме того, все равно ничего нельзя предпринять для их сохранения. В настоящее время ясно, что оба эти предположения совершенно ошибочны! Клауд (1968 — 1970) провел инвентаризацию запасов полезных ископаемых и наметил перспективы. Он ввел два полезных для оценки положения понятия (в работе 1969 г.). Первое понятие — демографический коэффициент, который мы обозначим через Яс Совокупность доступных ресурсов Плотность населенияХПотреоление на лушу населения.
При снижении этого коэффициента понижается уровень жизни; так как доступные запасы (в конечном итоге) с ростом потребления неизбежно сокращаются, то этот коэффициент снижается с ошеломляющей быстротой. Если бы существующие ресурсы даже можно было удерживать на постоянном уровне путем многократного использования или другими способами, положение все равно будет ухудшаться до тех пор, пока будет продолжаться быстрый рост населения и особенно потребления па душу.
Так, в США экономический и технологический рост, основанный на эксплуатации природных ресурсов, составляет !0% в год (время удвоения — около 7 лет!), рост городов составляет 6 % в год, тогда как прирост населения †толь около 1%. Если бы в слабо- ЧАСТЬ 3, ПРИКЛАДНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИга 524 развитых странах с их громадным населением потребление минералов: (и минерального горючего, нужного для извлечения и использования. минеральных ресурсов) возросло до уровня, хоть сколько-нибудь близкого к уровню США, то уже завтра возникла бы 'острая нехватка этих ресурсов.
Предполагается, что потребление на душу населения в развитых странах сравнительно редких металлов, таких, как медь, к 2000-му году утроится1 Алюминий приводится Клаудом как пример обшей ситуации, потому что это не такой уж редкий металл. До 1945 г. в США добывали больше алюминиевой руды (бокситов), чем потребляли, но уже в 1950 г.
эта страна ввозила втрое больше бокситов, чем добывала на своей территории. Совершенно очевидно, что мы не можем себе позволить продолжать бездумно расходовать алюминий на консервные банки (или расходовать его сходным «безвозвратным» образом); мы должны найти либо какой-то заменитель, либо какой-то способ восстановления, либо использовать оба эти пути. Развитые страны уже не могут в общем обеспечить сами себя минеральным сырьем и ископаемым топливом; они все больше и больше зависят от добычи сырья в развивающихся странах, где его запасы также ограничены, не могут быть увеличены и сократятся, как только эти страны сами начнут использовать гобственные богатства.