Ю. Одум - Основы экологии (1975) (1135319), страница 151
Текст из файла (страница 151)
Как н в случае других ресурсов, многократное использование бумаги н иных продуктов леса плюс строгая охрана могут понизить расход годового прироста на душу населений без снижения фактического потребления. Если следовать такой разумной стратегии (а рано или поздно это придется сделать), то не возникнет необходимости покрывать ландшафт саженым лесом, что связано с опасностью тяжелых промахов, подобных обсуждавшимся выше.
Было бы желательно сажать леса на плодородных равнинах с почвами, пригодными для сельского хозяйства. Нет сомнения, что естественно адаптированный разнообразный лес представляет собой лучший и наиболее надежный тип покрытия для степных и многих других обширных областей, где условия почвы и влажности непригодны для интенсивной культуры искусственного типа в течение длительного времени.
гл, 1к РесуРсы 4. УПРАВЛЕНИЕ ДИКОЙ ПРИРОДОЙ Хотя термин «дикая природа» кажется расплывчатым и, казалось бы, относится к любым недомашним и некультивируемым животным и растениям, в недавнем прошлом его употребляли преимущественно в отношении охотничьих и пушных зверей и непосредственно связанных с ними растений и мелких животных. Даже рыб, козорые часто бывают «дикими», изъяли из «дикой природы» и стали называть иначе. В 1970 г. возникла тенденция вернуться к широкой концепции «дикой природы», так как все большее число людей начинает интересоваться неохотничьими видами (например, певчими птицами) и так как защита мест отдыха «иа природе» все в большей степени зависит от охраны «дикой» экосистемы в целом.
Управление дикой природой — это та область прикладной экологии, к которой широкая общественность стала проявлять большой интерес. В частности, в США за последние годы это стало весьма «престижной» специальностью, привлекающей много молодых людей, которые любят природу. Множество «спецналистов по дикой природе» готовят местные колледжи, где созданы специальные отделения. Как и в других областях прикладной экологии, такая специализация и отрыв от основного русла естественных и гуманитарных наук приводят к чрезмерно узкой подготовке — к тому, что Леопольд назвал «знанием без понимания» (гл.
16, равд. 1). Тем пе менее интенсивное изучение отдельных промысловых видов внесло большой вклад в популяционную экологию, о чем свидетельствует большое количество примеров по промысловым видам, приводившееся в гл. 7. Управление дикой природой не сводится к одной лишь продукции промысловых животных на землях, которые ни на что другое не пригодны; оно должно заниматься их продукцией и на тех территориях, которые используются для сельского или лесного хозяйства.
При интенсивном развитии земледелия и урбанизации на долю дикой природы остаются в основном «опушки» (концепция «краевого эффекта», гл. 6, равд. 6). Хокинс (1940) сравнил ландшафт Висконсина, каким он предстал перед первыми европейскими поселенцами в 1838 г., с его обликом после интенсивного ведения сельского хозяйства в течение !00 лет; обширные массивы лесов и прерий раздроблены на многочисленные мелкие участки, перемежающиеся полями, дорогами и поселками; местные охотничьи птицы — луговой тетерев и перепел — целиком вытеснены интродуцированными видами — фазаном и серой куропаткой, которые уже были адаптированы к существованию в различных областях европейского континента с интенсивным сельским хозяйством.
Таким образом, по мере «одомашнивания» ландшафта то же самое происходит и с дикими популяциями. В этих условиях пища перестает быть главным лимитирующим фактором и на первый план выступают пригодное для жизни пространство, болезни и враги. Принципы взаимодействий хищник — жертва и концепции оптимального урожая широко обсуждались в гл. 7. На основании всего этого вырисовываются четыре главных направления в охране и увеличении численности диких животных: 1) охрана размножающегося стада посредством законов, ограничивающих отстрел, и другие доходные мероприятия; 2) искусственное разведение; 3) улучшение местообитаний; 4) охотничьи хозяйства.
Когда численность промысловых животных падает, люди обычно начинают действовать в перечисленной здесь последовательности. Это не всегда удачно, так как третий пункт часто важнее, чем два первых. Охрана и разведение бесполезны, если отсутствуют пригодные местообитания. По мере увеличения 530 часть з. п»икллднып и твхнологическив лспвкты экологии плотности населения охотничье и рыболовное хозяйства столкнулись с той же дилеммой, что и лесное, а именно в какой мере можно удовлетворить запросы охотников и рыболовов путем одного лишь бережного отношения к природе и в какой степени необходимы звероводческие- и рыборазводные хозяйства.
Предельный вариант таких хозяйств — искусственное разведение и выпуск на волю животных, после чего в течение нескольких дней или недель разрешается отстрел и отлов, а охотники и рыболовы платят крупные суммы за право охоты илн рыбной ловли; это практически равнозначно одомашннвапию дикой популяции (гл. 8, равд. 5). Такие хозяйства сталкиваются с «непредвиденными» проблемами — хищники, болезни, проблема питания, искусственный отбор и т. д. — и требуют затрат энергии в форме дополнительных кормов, труда и т.
д. Этот краткий обзор можно заключить упоминанием об интродукции экзотических, т, е. не свойственных данному району, видов. Так как виды, интродуцируемые в новую среду, часто либо совсем не приживаются, либо так преуспевают, что становятся вредителями (например, кролики в Австралии), интродукцию всегда следует рассматривать как крайнюю меру. В общем если в данном районе существуют подходящие- местные виды, то лучше сосредоточить усилия на них, а не пытаться заменить их новыми. Если же окружающая среда настолько изменена человеком, что местные виды не могут в ней жить, то следует подумать об интродукцин видов, адаптированных к такой среде.
Интродукциям должны предшествовать соответствующие научные исследования (Киль, 1968). Дальнейшие сведения об управлении дикой природой можно найти в классической работе Леопольда (!933), учебнике Десмена (!964) и в методическом руководстве Общества любителей диких животных. под редакцией Джайлса (1969). 5. АКВАКУЛЬТУРА Связь между первичной продукцией и урожаем пищевых нли дру-' гих биотнческнх продуктов в водных экосистемах рассматривалась в гл.
3 (табл. 9 и !3) и вновь в гл. 11 (равд. 6 и 7), а также в гл. 12" (равд. 5) и гл. !3 (равд. 3). Запоздалые попытки человека стать «благоразумным хищником» и трудности, связанные с применением теоретической модели оптимального урожая к эксплуатации диких популяций рыб и моллюсков, обсуждались в гл. 7 (равд. 18). Когда популяции диких животных эксплуатируются до предела и уменьшаются вследствие пере- лова, внимание, естественно, обращают к рыборазводным хозяйствам, или аквакультуре, в частности и потому, что это может быть очень эффективным способом производства белковой пищи. Ихтнологня в США имела дело преимущественно с дикими популяциями промысловых рыб, и особенно с объектами спортивной рыбной. ловли, так как, судя по числу людей, которые занимаются спортивной ловлеЙ, — это отдых и спорт номер один.
Лучшим объектом спорта являются хищные рыбы, которые в экосистеме находятся в конце длинной пищевой цепи, что сильно ограничивает урожай с единицы площади (ср. цифры «Запасы хищников» и «Запасы растительноядных» в. табл. 13). Как показано на фиг. 24 и 25, необходима по меньшей мере четырехзвенная пищевая цепь: фитопланктон, мелкие ракообразные н насекомые (его потребители), мелкие хищники или потребители детрита (часто называемые кормовыми рыбами) и крупные хищники или промысловые рыбы. Разведение культуры пресноводных видов — объектов спортивного рыболовства — в таких местообитаниях, как небольшие- ГЛ.
РХ РЕСУРСЫ форелевые речки, состоит в ежегодном пополнении популяции выведенными в инкубаторе мальками, которых затем быстро вылавливают рыболовы. Но в прудах и озерах предпринимаются реальные попытки к поддержанию сбалансированной популяции, которая будет обеспечивать человеку устойчивый урожай при регулярном внесении неорганических удобрений, но без добавления пищи или рыб (т. е. саморепродуцирующаяся система).
Создание таких прудов ставит себе целью упростить экосистему, т. е. ограничить ее теми компонентами, которые непосредственно входят в линейную пищевую цепь, ведущую к желаемому продукту. Этого можно достигнуть, регулируя размер и глубину водоема, количество вносимых удобрений, видовой состав' и соотношение размеров в популяции (см. Беннет, 1962). Особенно важно отношение кормовых рыб (Р) к хищникам высшего уровня (С).