Том 2 (1128362), страница 20
Текст из файла (страница 20)
В этом случае должно происходить формирование очень стабильных и длительно сохраняющихся следов памяти, н в результате могут образовываться постоянные связи между сигналами из окружающей среды я мотявацяоняыив поведенческими реакциями Г19, 373. Лимбическаи система и эмоции Хотя каждый из нас знает, что такое эмоции, дать этому состоянию точное научное определение невозможно 1Щ. Обычно под эмоциями понимают наши чувства и настроения и их проявления в поведении и реакциях со стороны вегетативной и эндокринной систем.
Так, если человек смотрит увлекательный фильм, у него повышаются артериальное давление, частота сокрашений сердца, потоотделение и содержание катехоламинов в крови. К эмоциям относятся все отрицательные и положительные аффективные состояния от тревоги и страха до чувства любви и счастья. Эмоции можно почувствовать только интроспективно. Мы можем осознать их и благодаря тому, что владеем речью, делиться ими друг с другом. Кроме того, проявления эмоций в поведении и вегетативных н эндокринных реакциях доступны объективному научному анализу, и выраженность этих проявлений пря различных эмоциональных состояниях может быль оценена.
До настоящего времени все попытки объективно описать и классифицировать эмоции на основе сопровождающих их двигательных, вегетативных и знлокринных реакций были неудачными. Таким путем можно лишь очень грубо анализировать эмоциональные состояния. В связи с этим пришлось отказаться от двух подходов к проблеме эмоций, которые могли бы иметь важное теоретическое и практическое значение.
1. Оказалось невозможным создать рабочую классификацию эмоций на основе одних лишь вегетативных реакций без учета иитроспективных данных и применения метода аналогий. 2. Попытки использовать вегетативные и зндокринные расстройства в качестве объективных диагностических критериев при аффективных нарушениях, сопровождающих так называемые психосоматические заболевания, не дали ожидаемых результатов.
Проявления эмоций, очевидно, обусловлены главным образом наследственными врождеинымя механизмами 161. Эти проявления, несомненно, имеют большое значение с эволюционной точки зрения, являясь сигналами при общении между особями одного и того же вида, а также разных видов. Например, когда у разъяренной обезьяны шерсть становится дыбом, это служит явным сигналом как для других обезьян, так и для прочих животных. Следовательно, эмоциональное поведение нужно рассматривать, по всей видимости, как один из аспектов видоспецифическаго поведения.
Эмоции имеют также значение интравертированных сигналов, так как благодаря им особь приспосабливается к изменениям окружаюшей среды, вырабатывая новые реакции, Возникновение эмоций у млекопитающих связано с их познавательными способностями, т.е. с восприятием и оценкой сенсорных сигналов, а также с механизмами памяти. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоционального состояния — зто, с одной стороны, проявление таких познавательных процессов; с другой стороны, все эти реакции могут в свою очередь влиять на эмоции по принципу обратной афферентапии. В настощцее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков нх нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбнческая область среднего мозга и лобные области коры.
В пользу этого свидетельствует, например, тот факт, что при органических заболеваниях мозга (опухоляхг Воспвлн- Янко г лава (Библиотека ногс/Оа) В агачаааййуалоех.гы В лыккнуалиолижпг ГЛАВА 1б. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА 379 тельных и системных заболеваниях), поражающих вышеописанные структуры, а также при внешних повреждениях этих структур эмоциональное поведение больного часто изменяется. Вместе с тем стереотаксическое разрушение небольших участков зтнх структур может приводить к улучшению состояния или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не подцающнмися консервативному лечению психическими расстройствами, как компульсивный невроз, неутолимое половое влечение, состояние тревоги, депрессия и т. п. При стереотаксических операциях удаляют или изолируют такие образования, как передняя часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса или миндалины.
Само собой разумеется, что к подобным оперативным вмешательствам следует относиться с осторожностью, так как онн приводят к необратимым, а иногда нежелательным и непредсказуемым изменениям личности (о псяхохирургии см. с. 168). Довольно распространенное эмоциональное нарушение вэ тех, с которыми приходится сталкиваться практическому врачу,- это состояние тревога. Для него характерно беспокойство я возбужценяс; больной считает, что ему угрожает Ревлъявя иля вымышленная опасность, бороться с которой он бессилен. Состояние тревоги проявляется в тасях двигапгвльных наруигвннлх, как чрезмерная жестикуляция я мимика, а также в таких вегапагпивных расвтройспжах, как потливость, тахикардия, экстраснстола, гипертония, нарушения деятельности желудочно-квшечяого тракта (понос), бессонница, сухость во рту я расширение зрачков.
Состояние тревоги может быть тпхгкс нечетко выражеввыы, проявляясь лишь нарушением какой-либо одной вегетативной функции; в этом случае обычно ставят диапгоэ <еегшатввная лясфувкцие> иля впсяхосоыатячссксе заболевание» [18, 23). Мопоамипергические системы и попедеиие Центральная оргавизацяя м оно ямвнсргаческях систем. По-вццимому, моноаминергические нейронные системы имеют большое значение в общей регулгщшг поведения человека и животных. К ним относятся дофаминвргические, норадрвнергическиг в серотонинергичеспие системы, берущие начало в области ствола мозга и нннервирующие практически все отделы головного мозга. Если обработать ткань алъдегндаыа или гляоксалепой кислотой, то содержащиеся в ткана ыововыиаы образуют с этими вешсстввма комплексы с характерной флуоресценцией в ультрафиолетовых лучах (при этом длина волны испускаемого света ддя каждого моноамяаа своя). Эта особенность используется в гистофлуорвгчеюпнвй михроовпии для обнаружения тел, аксонов а окончаний ыопопмяпсргячсских нейронов в центральной нервной системс.
Тела гюрадрвнергичвских нейронов (рис. 16.30, слева) расположены отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, и особенно в голубом пятне (1асиэ совги1еив); восходящие аксоны идут главным образом в составе медиального пучка переднего мозга. Аксоны, проходящие в дорсальных отделах ствола мозга, исходят преимущественно из голубого пятна.
Они иннервируют различные структуры среднего мозга, таламуса и переднего мозга, и прежде всего миндалнну, гиппокамп, поясную извилину, энторинальную область коры и новую кору. Норадренергическая иннервация неокортекса по сравнению с дофаминергической (см. ниже) более диффузная и равномерная. Аксоны, занимающие в стволе мозга более вентральное положение, иннервируют преимущественно структуры среднего мозга, гипоталамус, преоптическую область и обонятельную луковицу. Некоторые норадренергические нейроны посылают двигательные окончания к передним, боковым и задним рогам спинного мозга (в частности, к желатинозной субстанции) и мозжечку.
Некоторые норадренергические нейроны голубого пятна обладают хорошо развитыми коллатералями, идущими одновременно к неокортексу, гиппокампу, мозжечку и спинному мозгу. Недавно адренергические нейроны были обнаружены также в нижних отделах головного мозга — рострально-вентролатеральной области продолговатого мозга (см. рис. 16.14). Полагают, что эти нейроны играют особую роль в регуляции гемодинамики. Тела дафаминергичвсних нейронов (рис.
16.30, слева), образующих так называемую мезо-теленцефальную до фаминергичсскую систему, лежат в вентральных отделах среднего мозга. Нейроны, занимающие более латеральное положение (в компактной части черной субстаниии), иннервируют образования неостриатума (скорлупу и хвостатое ядро). Разрушение этих нейронов приводит к паркинсонизму (см. с. 117). Нейроны, занимающие в вентральной части среднего мозга более меднальное положение, иннервируют главным образом ядра лимбической системы (миндалину, перегородку и обонятельный бугорок), а также области алло- и неокортекса (в основном лобные доли, поясную извилину и энторинальную область коры).