Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки (1124004), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Отсюда следует,что цепная линия не может быть параболой. Выводы Бекмана не были опубликованы, но вероятнее всего стали известны Декарту, который отозвался о способах вычерчивания параболы, предложенных Гали- г См. в Ег). 5)аз., ЧП1 (1933), стр. 650 и, в приложении, лист,помеченный 107 г. коммкнтлвии 456 леем, как «строго геометрически> ошибочных (1638 г.). Решевие проблемы висячего моста, т.
е. обосноваиие реаультата Бекмана, дал Гюйгенс в одной из своих ранних работ (1646 г.). Эта работа осталась неопубликовавиой. В 1690 г., в порядке состязания, открытого вызовом Якова Бернулли, задача о цепной линии была разными способами решена Лейбницем, Гюйгенсом, Яковом Бернулли и его братом Иоганном.
з» (»Т сэ»р. 281). Сделанный Галилеем общий вывод о воарастаиии прочности при переходе от сплошного цилицдра к полому (той же длины и того же веса) верен. Его утверждение, что отношение «сопротивлекий» этих цилиндров равно отношению их диаметров, является строгим следствием в теории Галилея, ко расходится с более сложным результатом, который дает совремекиая теория упругости.
" (К стр. 282). По поводу терминов «четвертая пропорциональная» и ех аебиаП см. выше, примеч. 9 и 14. Приведенный результат верен условно, т. е. в теории, развитой Галилеем, и расходится с формулами теории упругости. 4ень»»»~аде»г»ий (Л' с»ир. 288). Днем третьим начинается часть «Бесед», содержащая вторую новую науку — науку о местных движениях. Этот термин, использованный Галилеем в ааголовке книги, обозначал движение падающих тел. Тема третьего дкя — свободное падение, тема четвертого дня — движение тел, брошенных под углом к горизонту (снарядов). То, как начинается День третий, может удивить читателя: не указано, от чьего имели идет речь, вместо реплик собеседииков мы читаем введение к трактату о движении.
Читателю оригинала легче сориентироваться: перед ким латинский теист, и когда он перелистает несколько страниц и найдет снова итальянский (у иас — ка стр. 241), ему все стаковлтся ясным после первого же обмена репликами между Сагредо и Сальвиати. Оказывается, что собеседники знакомятся с латинским трактатом Академика, т. е. Галилея. Сальвиати читает трактат, он же отвечает ка недоуменные вопросы остальных и комментирует текст.
В переводе текст трактата ие выделяется своим языком, но стиль и вводкые замечания собеседников позволят и нашему читателю без труда отличить латинский теист трактата с его последовательным, аксиоматически построенным изложением от непринужденных комментариев и замечаний, написанных по-итальякски и вложенных в уста Сальвиати, Сагредо и Симпличио. День третий содержит великое открытие Галилея: то, что тела падают на Землю, если отвлечься от сопротивления воздуха, одинаково, равномерно-ускоренным движением, и кинематику этого двюкения. Рассматриваются различные случаи падения тел— сочетания падения по вертикали и по каклоицой плоскости.
В первую очередь определяются и сравниваются между собой времена падения в рааличкых условиях. Изобретательность, проявленная здесь Галилеем, изумительна. Его геометрические доказательства часто сложнее, чем почти автоматически работающий аппарат кашей алгебры, но не раз изящные построения Галилея ведут к цели быстрее и проще. Тот, кто внимательно прочтет День третий, согласятся с самооценкой, выскаааккой от имени Сагредо .