Введение в демографию (1114609), страница 68
Текст из файла (страница 68)
Во-первых,309с понятием «постоянное место жительства», определяемое национальнымзаконодательством каждой страны, в соответствии с которым тот или иноймигрант может быть включен в категорию «постоянно проживающего».В России такой срок с конца 1997 г. составлял 6 месяцев (против 1,5 месяцаранее), в США въехавшие по визе «иммигранта» становятся постояннымижителями с момента въезда и могут находится в таком статусе, не получаягражданства, более 20 лет. Во-вторых, с подходом ООН к определению постоянными мигрантами тех, кто въезжает в другую страну на срок более1 года. Это «более» часто ведет к обозначению этой категории миграции как«долгосрочной», причем долгосрочность может исчисляться десятками лет!Важно еще подчеркнуть, что долгосрочная (постоянная) миграция, какправило, имеет трудовой, коммерческий, учебный или образовательныйхарактер, являясь таким образом одной из разновидностей возвратной миграции.
Хотя в международном плане не так уж редки случаи, когда «долгосрочность» превращается в «безвозвратность», но это, как правило, связанос соответствующей политикой страны — иммиграции, например,по привлечению ею высококвалифицированных специалистов из болеебедных государств.Наконец о таком основном виде, как безвозвратная миграция (илипереселения), которая связана не только с изменением постоянного местажительства, но и со сменой гражданства, если речь идет о международноймиграции.
В последнем случае говорят об «эмиграции» и «иммиграции».Если речь идет о внутренней миграции, говорят о «выбывших» и «прибывших». Именно этот вид миграции, как мы писали во 2-й главе, являетсядемографическим процессом, оказывающим прямое, зачастую очень значительное, влияние на динамику численности населения, на измененияв возрастно-половой структуре населения, на собственно репродуктивныеустановки и др.
Вместе с тем, говоря о соотношении основных видов миграционного движения, надо подчеркнуть сокращающуюся долю переселений в мировых миграционных потоках.Что касается двух таких форм, как нелегальная иммиграция и вынужденная миграция, заметим, что особых сложностей в терминологическом обозначении первой из них нет, хотя в последние годы появилосьмного разных категорий нелегальной миграции, требующих еще осмысления и изучения. Есть огромные трудности в выявлении ее масштабов и разработке соответствующих методов в данном направлении.
При этом нелегальная иммиграция имеет четко выраженный международный характер.Вынужденная миграция может быть как международной, так и внутренней. К настоящему времени, несмотря на повышенное к ней в последние годы внимание, еще не сложилось однозначное ее понимание, определения тех категорий мигрантов, которые в нее включают. Основными310из них являются «беженцы», «лица, ищущие убежища», «депортированные», «эвакуированные», «перемещенные лица», если речь идето внутренних передвижениях (российский аналог — «вынужденные переселенцы»). Здесь же хотелось бы сделать несколько замечаний.Первое, грубой ошибкой, на наш взгляд, является выделение средивынужденных мигрантов так называемых «экономических беженцев», чтоискажает саму суть вынужденной миграции, которая заключаетсяне просто в вынужденном или принудительном (насильственном) характере межпоселенных передвижений, а в их внезапности, отсутствии временина принятие обдуманного, взвешенного решения о миграции и на ее подготовку, а также в отсутствии часто вообще каких либо возможностей влиятьна саму процедуру этих передвижений.Правда, среди вынужденных мигрантов есть одна категория, котораявнешне не отвечает этим характеристикам.
Речь идет о так называемых«лицах, ищущих убежище», которые обычно имеют и время, и возможности для обдуманного выезда за рубеж, например, в качестве туристов илишь затем обращающихся к властям о предоставлении им статуса «беженцев», которое надо сказать, удовлетворятся сравнительно редко. И этокак раз тот случай, который и подчеркивает определенную условностьклассификации основных видов и форм миграционного движения, в какомбы сочетании она не представлялась, хотя правильнее, видимо, было исключить эту категорию мигрантов из понятия «вынужденная миграция».В анализе миграции важно выделить и такое понятие как «пространственная мобильность» или «подвижность» («spatial mobility»), получившегов западной литературе широкое распространение, и которое, по существу,часто отождествляется с «территориальным движением».
При этом совершенно правы те авторы, которые отмечают, что термины «мобильность»(в русском языке «подвижность») и «перемещение» («передвижение») отнюдь не однозначны. Поэтому трудно, например, согласиться, скажем,с таким определением, как «территориальная мобильность есть изменениерабочего места, сопровождаемое географическим перемещением».Как трудно согласиться и с представлением о том, что «пространственная мобильность как социально-экономическая адаптация отражает откликиндивидов, домохозяйств, а нередко и целых сообществ на изменение социальных, экономических, экологических и политических условий», что «пространственная мобильность может рассматриваться в рамках обычного жизненного цикла или события, как часть опыта индивида в течение егожизни».«Мобильность, — пишет Дж.
Кларк, — конечно, включает в себя всеформы территориальных передвижений населения, но демографы большейчастью занимаются изучением миграции, трудно определимого термина,311которым обычно обозначают передвижение, сопровождающееся сменойместа жительства на определенный срок, обычно 1 год. Из этого следует,что демографы концентрируют свое внимание на наиболее постоянныхпередвижениях, уделяя меньше внимания циркуляции, которая включаетв себя разнообразные временные передвижения, такие как (а) поездки наработу, школу, места развлечений, шоппинга или паломничества, которыене подразумевают смену места жительства; и (б) краткосрочные передвижения к месту получения высшего образования, проведения отпуска иливоенной службы, работы, сезонной или по контракту, что влечет за собойвременное изменение места жительства.
Такого рода явления вошли в сферу интереса других социальных наук, а именно антропологии, географии исоциологии».Помимо не совсем верного определения самого понятия «мобильность», трудно согласиться, в последнем случае и с тем, что демографы«должны» больше внимания уделять, например, циркуляции. Подчеркнем,что, на наш взгляд, более верным является определение пространственноймобильности через потенциальную способность к миграции, что отметилуже в 1973 г. М.В.
Курман, когда писал, что слово «мобильность» означаетскорее потенциальную способность или готовность индивида к действию,чем само действие.Такое же понимание мы находим и у некоторых зарубежных авторов.Например, М. Парнвелл подчеркивает. что «под мобильностью может пониматься способность быть подвижным, которая позволяет людям перемещаться из одного места в другое, а также отсутствие всяких ограничений,не позволяющих совершать эти перемещения.Подводя первый итог, заметим, что эволюция понятия «миграция населения» все более идет в направлении ее отождествления с понятием «миграционное движение», а сам термин «миграция» неизменно требует дополнительного определения для точного выражения той или иной ее категории.Именно исходя из этого направления, на наш взгляд, термин «миграция» населения, под которой мы понимаем совокупность действий, связанных с территориальным передвижением, как на стадии принятия решения о миграции, так и на стадии адаптации на новом месте или в новыхусловиях, с учетом циркулярных передвижений, приобрел в настоящее время универсальный обобщающий характер и в широком смысле отождествляется с понятием «миграционное движение».Говоря о стадиях миграционного движения, выделяют три стадии:1) стадия принятия решения мигрировать, правильность которого, если онопроисходит в условиях свободы выбора, а не под принуждением или насильственно, во многом зависит от многосторонней и правдивой информации о новом месте, где надо будет жить и работать, а также о путях передвижения;3122) стадия непосредственного территориального перемещения, которое может осуществляться при помощи государства и различных общественныхструктур или сугубо самостоятельно за счет собственных средств и возможностей, на свой страх и риск;3) стадия адаптации, или приживаемости, мигрантов к новому месту жительства и трудоустройства и соответственно их эффективной работы.В связи с этим особый интерес представляет концепция академикаВ.П.
Казначеева, разработанная им в начале 1980-х гг., суть которой состоит в разделении мигрирующих на «мигрантов-спринтеров» и «мигрантовстайеров». Речь прежде всего идет о переселении в районы с непривычными и суровыми климатическими условиями (например, север России, Канады, пустыни Средней Азии, Австралии, Африки).Если труд первых на новом месте как правило наиболее производителен только в первые два-три месяца и дальнейшая их адаптация сопряженас большими трудностями, то речь должна идти лишь о сезонной миграции(например, вахтовых формах миграции).