Введение в демографию (1114609), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Поэтому по сути своей понятие«депопуляция» (в смысле недонаселенности) вряд ли правомерно и точноотражает современную демографическую ситуацию в России. Скорее, надоговорить о понятии, как уже отмечалось, «вырождение населения»(«degeneration»), что, на наш взгляд, более корректно, и в русском пониманииэтого термина более соответствует понятию «демографический кризис».Поскольку речь идет о вырождении населения, необходимо преждевсего изучать динамику процессов качества населения, именно с этих позиций можно и нужно рассматривать его динамику, хотя само по себе измерение этого явления весьма сложно.Наконец, в проблеме исследования депопуляции есть еще один методический аспект. Даже если подходить с позиций, что суженное воспроизводство (вне зависимости от уровня и длительности его существования) всегданегативно, то и в этом случае остается проблема выбора показателей, которые смогут достоверно с методической точки зрения показать наличие такого устойчивого типа.
Ясно, что такой единственной и исчерпывающей характеристикой не может быть один лишь нетто-коэффициент воспроизводстванаселения даже со всеми возможными его модернизациями.Известно, что часто для характеристики уровня воспроизводства населения, причем часто без понимания сути этого измерителя, используетсятак называемый нетто-коэффициент воспроизводства населения применительно к регионам и этносам.Если же речь идет о вырождении населения, то нужна уже система совершенно иных, качественных по сути показателей, а не просто характеризующих соотношение рождаемости и смертности при стационарной возрастной структуре. Это уже иной в методологическом плане подход.При оценке последствий и темпов вырождения населения очень важнаобщая численность.
Ведь одно дело русские, когда в России, по даннымпереписи 1989 г., их было 119,9 млн., а за пределами России в СССР еще25,3 млн., другое дело — малочисленные народы РФ, например, алтайцы,которых в России всего 69,4 тыс. человек.И особенно опасна в первую очередь для малых народов может бытьситуация, когда демографический кризис может перейти в состояние «де47мографической катастрофы», под которой понимается ситуация резкогои быстрого сокращения численности населения страны (региона, города идр.) более чем на 50% (что, например, имело место, в XIV в., когда население Европы буквально за 2–3 года сократилось более чем вдвоев результате эпидемии «черной чумы») или полное исчезновение населенияв относительно короткие сроки.
Последнее, конечно, связано не просто срезким обострением демографического кризиса, но и, как правило, обусловлено военными, природными и др. катаклизмами, и наиболее реальнодля малочисленных народов.И чтобы избежать такого хода развития, как нельзя важно не простоизучать теории народонаселения, совершенствовать методику демографического анализа, но как можно шире внедрять демографические знания,развивать всю систему демографического образования.ЛИТЕРАТУРА1.
Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1990.2. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.3. Курс демографии / Под ред. А.Я. Боярского. М., 1985.4. Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М., 1974.5. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М.: Изд-воМГУ, 1995.5. Народонаселение.
Энциклопедический словарь. М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 1994.6. Grand dictionnaire universce du XIX siecle. 1870 T.4.48РАЗДЕЛ II. СИСТЕМАИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИГЛАВА 4СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ4.1. ЗАРОЖДЕНИЕ СЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯВ ДРЕВНЕМ МИРЕИсторически население было первым объектом статистического учета, начальные формы которого зародились еще в глубокой древности.
Их возникновение и развитие было подчинено целям государственного управления и задачам административного устройства раннеклассовых государств,заинтересованных в определении числа налогоплательщиков и людскихвоенных ресурсов. Поэтому учитывалось главным образом взрослое мужское население. Такие учеты проводились еще в третьем тысячелетиидо н.э. в Древнем Китае, Месопотамии, Древнем Египте и Древней Иудее.Описание примитивных форм учета населения у кочевых народов, относящееся к V в. до н.э., оставил древнегреческий ученый Геродот.
Первые сведения о проведении учетов населения в древних античных государствах относятся ко второму тысячелетию до н.э. В Афинах в V–IV вв.до н.э. учитывалось взрослое мужское население. Особое место в историистатистического учета занимают цензы населения (от лат. census — опись,перепись), регулярно проводившиеся в Римской империи с середины IV в.до н.э. до начала II в. н.э., имевшие фискальные и электоральные цели. Главы семей под клятвой сообщали специально избранным цензорам сведенияо себе, своей семье и своем имуществе, на основании которых определялось число домохозяйств, численность римских граждан по полу и возрастус распределением по отдельным имущественным классам.Обычно они проводились в марте – апреле, сначала раз в 5, а затем — разв 20 лет и учитывали только взрослое мужское свободное население.
В периодраспада Римской империи в цензы стали включаться женщины и дети.Наиболее полные данные о населении Китая содержит так называемаясистема баоцзя, которая создавалась для налоговых целей с XIV в., систематически и повсеместно стала действовать с середины XVIII в. и просуществовала до начала ХХ в. Правила ее организации были едиными для всейстраны и сводились к тому, что все семьи последовательно объединялисьсначала в десятки, затем в сотни и тысячи. Глава семьи был обязан сообщатьо рождениях, смертях и браках, обо всех прибывших и выбывших выборным49лицам, которые осуществляли контроль за движением населения в подотчетной им ячейке, информируя обо всех изменениях вышестоящую инстанцию.В странах Европы в средние века эпизодические учеты населенияимели фискальные цели и проводились одновременно с поземельнымиописаниями. Поэтому учитывались в основном податные категории, а единицей учета было домохозяйство (дым, очаг).Один из первых учетов, в который включалось взрослое мужское население, а также земля, скот и хозяйственный инвентарь, был проведенв 34 графствах Англии в 1086 г.
Его результаты были обобщены в так называемой «Книге страшного суда» (Domesday book). Во Франции первые сведенияоб учете населения, проведенном в аббатстве Сен-Жермен де Прэ под Парижем, занимавшем менее 0,5% территории страны, относятся к началу IX в.Кроме того, учеты домохозяйств (или семей) проводилисьс фискальными целями в городах средневековой Европы: Нюрнберге —в 1449 г., Страсбурге — в 1473 г., Цюрихе — в 1567 г., Флоренции —в 1427–1430 г.г. Текущие административные списки на каждое домохозяйство, включавшие данные по полу, возрасту, брачному состоянию, занятию, доходу и грамотности главы семьи составлялись в середине XVIII в.в Неаполе, в 1652–1779 гг. — в Швеции и Финляндии.Первый опыт исчисления всего населения Франции был осуществленв 1697 г., Дании, Норвегии и Фарерских островов — в 1769 г.В Западной Европе наряду с административным учетом стала создаваться статистика естественного движения населения.
Начало ей положилацерковная регистрация обрядов крещений, венчаний и отпеваний в концеХIV – начале ХV вв. Однако ведение метрических книг для записи обрядовстановится обязательным во всех католических приходах только после постановления Тридентского Собора римской католической церквиот 11 ноября 1563 г. В 1614 г. был установлен единый порядок этих записей.Церковная регистрация обрядов крещений, отпеваний и венчанийв XVI в. была введена в Англии, Германии, Франции, Италии, Испании,в городах Польши; в ХVII в.
— в Скандинавских странах, на территорияхВенгрии и Прибалтики.С XVI в. в Англии и Франции, с XVII в. — в Скандинавии государствостало контролировать церковную регистрацию, устанавливая правила веденияметрических книг, что улучшило качество записей, сделало их более полными.4.2.
ЗАРОЖДЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯВ РОССИИВ Киевской Руси и Новгородской республике первые упоминанияо проведении учетов населения, которые носили фискальный характер, относятся к IX в. В XIII в. в некоторых русских княжествах проводились татарские переписи населения с целью определения размеров дани.50В XIV–XVI вв.
единицей обложения были приняты земельные угодья — соха, четверть, десятина, поэтому проводился поземельный учетнаселения, который охватывал небольшие территории. Сводные данныес описанием землевладений и населения, на них проживавшего, содержалиписцовые книги. В XVII в. единицей налогообложения стало хозяйство —«двор», в этой связи произошел переход на систему подворных учетов, которые включали только податное, в основном мужское население. Их результаты записывались в переписные книги, которые содержали более подробное описание населения с указанием его возраста, семейного состоянияи рода занятий. Наиболее крупные учеты, охватившие почти всю территорию страны, состоялись в 1646–1648, 1676–1678, 1709-1710 и 1716–1717 гг.Полученные на основе подворных описаний данные были неполнымииз-за умышленного искажения подаваемых сведений в связи с тем, что владельцы нескольких дворов объединялись с целью ухода от уплаты налогов.Кроме того, в конце XVII – начале XVIII вв.