Кауза сделки в гражданском праве (1105847), страница 46
Текст из файла (страница 46)
"' Как представляется, именно этот случай имел в виду А.Л. Симолин, считавший, в частности, обязательство, состоящее из обязанности только одного субъекта, возлгездным, если оно, состоит в каузальной зависимости от действий другого контрагента (См. Саиагин А.А. Влияние момента безвозмздности в гражданском праве, Казань, 1916, с. 47). 190 Случаи лишения кредитора возможности принудительно осуществить свое право, связанные с различными недостатками фактической реализации каузы сделки, следует разграничить с изменением и расторжением договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В основе доктрины освобождения от ответственности вследствие резко изменившихся обстоятельств ', в той или иной форме признаваемой в большинстве современных правопорядков, лежит потребность защитить интересы одной из сторон договора в тех случаях, когда изменившиеся обстоятельства сделали для нее исполнение договора крайне невыгодным (случай нарушения эквивале!гпюсти взаимных обязательств) либо бессмысленным (случай отпадения цели сделки)'60.
При этом юридические последствия изменения обстоятельств обосновываются в зависимости от особенностей конкретного правопорядка. В Германии, и отчасти во Франции их основанием является доктрина геЬна яе 51аПСЗ!ЪН5 (ннрн НЕИЗМЕННЫХ ОботОятЕЛЬСтВаХ"), СутЬ КОтОрсй СВОдцтСя К тому, что стороны, заключая договор, исходят из неизменности обстоятельств, которые существовали при заключении договора, на момент исполнения договора. Соответственно, если обстоятельства ме1иются настолько, что отпадает цель сделки либо нарушается эквивалентность предоставлений сторон, следует признать право сторон расторп!уть договор. При этом в качестве обоснования данных доводов П.
Эртман, возродивший в Германии после первой мировой войны доктрину геЬнз 8!с 51апгйЬнз, использовал ту же теоршо предположений Виндшейда, которая предназначалась для обоснования юридического значения каузы сделки. В отличие от каузы сделки, предположения сторон об обстоятельствах, мз Об освобождении от ответственности (либо о расторжении договора) вследствие резко изменившихся обстоятельств, в частности, о доктрине геЪиз Пс гдапгдЪва и английской доктрине тщетности договора, см. следующие работы: Ансон В.
Договорное право, М., 1984, с. 306-326; Брагинский МИ, Витрянекий В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997, с. 358; Кулагин МИ. Предпринимательство и право: опыт Запада / в сб. МИ. Кулагин. Избранные труды, М., 1997, с. 274-278; Лунц Л.А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран I в сб. Лунц ЛА. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве, М., 1999, с. 199-202; Мозолин В.П.
Фарнсворт Е.А. Договорное право в США и СССР (история и общие концепции) М., !988, с. 123-126; Самонд Д. Вильямс Д. Основы договорного права, М., !955, с. 577-603; Цвайгерт К, Кетц Х Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М«1998, т. 2, с. 259-283 (на с. 259 см.
библиографию иностранной литературы); СапГ К, .гатее .У, Ьазт Гог ассоипзапсу зйк3епгл — Ь., Випег-%опЛ, 1978, ХЬП, с. 207-208; Оеггтаww, ряе ОезсЛ|йз«пщд!аяе, Е1п пепег КесмзЬейгзй; 1921. "' См. Кулагин МИ. Указ. соч., с. 274-278; Цвайгерт К, Кетц Х. Указ. соч., с. 260, 280. 191 сопровождающих сделку, Эртман назвал основанием сделки: "основанием сделки являются имевшие место при заключении сделки, признанные контрагентом в своей значительности и не оспариваемые представления одной из сторон или обеих сторон о наличии или наступлении определенных обстоятельств, положенных в основу сделки"~~'. Ст.
451 ГК РФ в целом воплощает доктрину геЬнз з1с 61ап411Ьиз в ее классической форме. Возможность расторжения договора (либо освобождения от ответственности за неисполнение договора) при существенном изменении обстоятельств во Франции также обосновывалась ч. 3 ст. 1134 ФГК, требующей добросовестности при исполнении обязательств" ', а также расширительным толкованием понятия непреодолимой силы~~~.
В Англии правовым основанием освобождения должника от ответственности при существенном изменении обстоятельств служит доктрина тщетности договора, применяемая в случаях такого изменения обстоятельств, которое привело к фактической и юридической невозможности исполнения договоров, а также к нарушению эквивалентности и отпадению цели договора 464 Как доктрина геЬнз з1с 51апо1Ъвз соотносится с понятием каузы сделки, которое также определяется через понятие цели сделки, направлено на обеспечение эквивалентности отношений сторон, и имеет сходные правовые последствия в виде лишения права кредитора защиты при недостатках каузального моме1па? Как представляется, кауза сделки и инсппуг изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств должны быть разграничены по следующим признакам, 1.
Каузой сделки является хозяйственная цель сделки, т.е. направленность сделки на взаимообусловленные предоставления 1либо дарение). Другими словами, хозяйственная цель сделки выражает цели сторон получить определенное предоставление. Доктрина геЬиз 51с 51ап411Ьнз "' Оег(талл, Гг!е бевсьайаягопй!аде, Е!п пеоег КесИаЬеяг!П, 1921.
Цвайгерт К., Кети Х Указ. соч., с. 265-266. ~~ Кулагин Мгт. Указ. соч., с. 275. ~' Цвайгерт К., КетиХ. Указ. соч., с. 269. '~ Цвайгерт К., Кета Х. Указ. соч., с. 275. 192 предоставляет возможность расторгнуть договора при отпадении цели договора другого рода: в этом случае само по себе предоставление, определенное в договоре, а следователыю и осуществление хозяйствешюй цели сделки возможно, чего нельзя сказать об осуществлении социальноэкономической цели сделки — получении прибыли, использовании арендуемого помещения для наблюдения за коронацией, которая была отменена""" и т.п.
Такую цель даже не всегда можно назвать целью, скорее это интерес, как правило, юридически иррелев анти ый, которым руководствуется сторона, вступая в сделку, и который приобретает юридическое значение лишь на основании норм о расторжении договора при существенном изменении обстоятельств.
2. Поскольку хозяйственная цель сделки определяется как направленность сделки на взаимообусловленные предоставления, она ясна в момент заключения сделки, ведь стороны должны выразить, чего они хотят. Напротив, основанием для применения доктрины геЬиз з1с з1апг11Ьиз, как правило, является виндшейдовское понятие предположения, т.е, представление о неизменности определенных обстоятельств, очень часто существующее в негативной форме (например, что в стране не случится кризис), а также не выраженное вовне ясно и четко в форме условия.
3. В отличие от лишения права кредитора защиты в связи с недостатками каузального момента, основанием для расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств всегда является изменение внешних по отношению к сделке, объективно существующих обстоятельств, не связанных причинно с действиями сторон и которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота (ст. 451 ГК РФ).
4. Юридическим последствием применения правил геЪиз з1с з1апйЬнз является расторжение либо изменение договора. Поскольку данная доктрина направлена на защиту эквивалентности отношений, являющейся справедливой по воззрениям оборота, ст. 451 ГК РФ прямо предоставляет "' Знаменитое дело о коронации Кге// и Пенгу 119031, 2 КВ, 740. '~ Грибаное В.П. Интерес в гражданском праве / в сб. Грибанов В.П. Осушествление и зашита гражданских прав, М., 2000, с. 240. суду определить последствия расторжения договора исходя из справедливого распределения расходов.
Недостатки каузального момента сделки могут выражаться в недостатках самой каузы ~ее отсутствии, незаконности, отпадении, невозможности достижения и т.п.), так и в недостатках ее фактической реализации, выражающихся в отсутствии эквивалента либо в его иных недостатках. Соответствующие этому юридические последствия приобретают форму признания сделки незаключешюй, признание возражений должника по абстрактной сделке, расторжения договора либо изменения размера обязанности должника. Однако, основанием для всех этих последствий являются именно недостатки эквивалента по сравнению с тем, как он был предусмотрен в договоре. При расторжении договора на основании геЪиз з1с ь|апйЪнз само по себе предоставление эквивалента по сравнению с тем, как он был предусмотрен в договоре вполне возможно, однако это стало либо крайне невыгодным для одной из сторон, либо потеряло всякий смысл.
Таким образом, лишение кредитора возможности принудительно осуществить свое право, связанные с различными недостатками каузального момента сделки и институт изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств дополняют друг друга в обеспечении эквивалеппюсти отношений обмена благами: если первое защищает интерес в предоставлении эквивалента так, как он был предусмотрен в договоре, то второй — интерес в том, чтобы предоставление оставалось выгодным и имело смысл для контрагента независимо от обстоятельств, за которые ни одна сторона не отвечает.
194 ЗАКЛ1ОЧ ЕНИЕ Предпринятое исследование каузы сделки позволило прийти к следующим выводам. Подавляющее большинство отношений, связанных с предоставлением имущественного блага от одного лица к другому, являются возмездны ми: сторона признает себя обязашюю (либо непосредственно передает имущество) в ожидании определенного эквивалента со стороны ее контрагента.
В настоящее время закономерности имущественных отношений (в частности, типичные потребности оборота) не позволяют отказаться от защиты с помощью права взаимной обусловленности предоставлений сторон возмездных отношений, поскольку это привело бы к злоупотреблениям, к увеличеншо издержек защиты своих интересов, а возможно — к стагнации имущественного оборота. Такая защита теоретически может предоставляться в разных формах. Во-первых, передашюе по договору при отсутствии встречного предоставления может бьггь взыскано на основании норм о неосновательном обогащении. Во-вторых, должнику может быть предоставлено право выдвигать против требования кредитора возражения, указывающие на недостатки встречного предоставления.