Категория интереса в гражданском (частном) праве (1105842), страница 27
Текст из файла (страница 27)
(Указ. соч. С.125). права - пишет С.С. Алексеев, - позволяет с большей полнотой определить значение права в системе общественных отношений, его роль как юридического средства обеспечения жизненных интересов и таким путем связать анализ субъективных прав с реальными отношениями, а в конечном счете — с экономическим базисом общества.... Здесь, следовательно, наглядно проявляется значение интереса как «мостика», связывающего право с реальными жизненными отношениями ....
Право воздействует на жизненные (экономические) отношения не непосредственно, а прежде всего через интересы. Интересы же в свою очередь способны выполнять такого рода посредствующую роль, потому что они органически связаны с субъективным правом» . Поскольку, момент интереса неотделим от общественных отношений, а также, в конечном счете «воля человека вносит жизнь в право» , - совершенно очевидно, что зо~ исключение интереса из содержания гражданского правоотношения является ошибкой. Например, процесс реализации интереса имеет свою направленность, имеющую существом мотивы (понимаемые как отражение интереса в сознании) и мотивацию (понимаемую как постановка целей), в эмпирической действительности направленность проявляется в действиях субъекта по реализации целей (волевое поведение).
Действия субъекта в некоторых случаях подлежат оценке на соответствие его интересам. Например, при совершении сделок малолетними, не достигшими 14 лет. По общему правилу, установленному в п.! ст. 172 ГК РФ, такие сделки ничтожны, но в интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана ~ Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. С.306. ~~~ Саватье Р.
Теория обязательств. Юридический и экономический очерк. М., 1972. С.175. судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего. Для суда в этом случае не важны субъективные мотивы, психические переживания малолетнего, но важно то, что суд должен оценить действия малолетнего по использованию юридического средства реализации своих интересов. Суд должен оценить содержание сделки (юридического средства) на соответствие его объективным интересам (выгоде малолетнего).
При этом видится два варианта, в первом, думается, что суду не составит особенного труда оценить сделку, когда она полностью завершена, и малолетний уже получил какую-то выгоду от этой сделки. В случаях же, когда сделка растянута во времени, и экономический эффект для малолетнего не так очевиден, как при завершенной сделке, думается, суду нужно исходить из обычных представлений о такого рода сделках и придется оценивать эту конкретную сделку на ее соответствие обычным условиям для такого рода сделок. При таком подходе суд имеет необходимые объективные инструменты для разрешения такого рода дел.
Положение о том, что интерес является элементом правоотношения, подтверждается и ситуациями, связанными с защитой интереса при отсутствии субъективного права. Например, при уничтожении вещи право собственности на нее не может быть защищено, так как его уже не существует. Следовательно, речь может идти лишь о защите интереса бывшего собственника вещи в восстановлении своего имущественного положения, который обеспечивается с помощью иска из причинения вреда или иного адекватного взаимоотношениям сторон способа защиты.
Субъективное право собственности уничтожено вместе с вещью, но у бывшего собственника остается интерес в качестве потребности в существовании материального блага, в данном случае уничтоженной вещи. Предмет интереса уничтожен, но интерес не может исчезнуть вместе с уничтоженным предметом. Всякое имущественное благо, являясь товаром, может быть выражено в виде определенной стоимости, поэтому интерес бывшего собственника приобретает юридическое значение в качестве предмета правовой защиты, а именно — социальной потребности в восстановлении своей имущественной сферы. Аналогичная ситуация защиты интереса прн отсутствии субъективного права возникает в случае цессии виндикационного притязания на вещь, находящуюся в чужом владении.
В отличие от обычного виндикационного требования, направленного на защиту права собственности, в данном случае защите подлежит охраняемый законом интерес цессионария в передаче ему веши. Объясняется это тем, что право собственности у него еще не возникло, так как цедент не передал ему вещь как таковую, а значит, он не перестал быть субъектом права собственности. Интерес при отсутствии субъективного права защищается и в соответствии с п. 2 ст.
507 ГК РФ. Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в течение тридцати дней со дня получения предложения, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
По сути, это есть защита отрицательного договорного интереса на стадии заключения договора. В данном случае нельзя вести речь о защите права, так как субъективные права и обязанности еще не возникли - договор еще не заключен. Но на сновании закона возникает ситуация защиты интереса, который в случае причинения вреда стороной, недобросовестно уклонившейся от ответа на предложение другой стороны, подлежит юридической защите. Таким образом, содержание правоотношения невозможно свести только к связи между субъективными правами и !42 обязанностями, нужно констатировать, что в содержание правоотношения необходимо входит категория интереса, но при опосредствовании интереса субъективными правами и обязанностями интерес находится как бы в скрытом состоянии.
Поэтому при нарушении интереса, опосредствованного субъективными правами и обязанностями, речь идет о защите субъективных прав. Но есть ситуации, в которых при отсутствии субъективных прав, опосредствующих интерес, последний становится непосредственным объектом юридической защиты.
Кроме того, положение о том, что категория интереса входит в правоотношение, подтверждается анализом системы гражданско- правовых охранительных мер, который проводится с учетом их целевых функций. Целевые функции охранительных мер, в конечном счете, следуют из интересов субъектов гражданских правоотношений, ведь именно для последних они и предназначены. В соответствии с зтим гражданско-правовые охранительные меры, направленные на обеспечение восстановления интересов потерпевшего, относятся к мерам защиты; а меры, направленные на воздействие на имущественные интересы правонарушителя, составляют меры гражданско-правовой ответственности Нужно сделать вывод. Поскольку субъективные права и обязанности представляют собой юридические средства реализа<1ии интересов, а правоотношение — это общественное отношение, урегулированнное нормой права, то содержание правоотношения невозможно свести только к связи субьективнь<х прав и обязанностей.
Такил< образом, интерес, определяя функг1ию субъективного права <'как средства реализа<1ии интереса), выступает необходимым структурообразующим звеном и элементом правоотнои<ен ия. ~~~ Илларионова '1.И. Указ. соч. С.11. мз Учитывая, что интерес по своей форме представляет общественное отношение, которое зависит от множества конкретных условий, а также учитывая, что динамический процесс реализации интереса наряду с объективной стороной имеет и субъективную сторону (вообще достаточно трудно поддающуюся анализу), нужно констатировать, что в конкретных институтах гражданского права категория интереса и процесс реализации интереса проявляются поразному.
Поэтому, основываясь на общих (основных) положениях о категории интереса как общенаучной категории, нужно по отдельности выявлять юридическое значение интереса для каждого института гражданского права, оперирующего категорией интереса. Такой подход отнюдь не означает появления качественно новой категории юридического (или гражданско-правового) интереса, по своим основым признакам отличающейся от общенаучной категории, но и не означает механической экстраполяции признаков общенаучной категории на конкретные юридические проявления (значения) категории интереса. На основе такого подхода далее в диссертации дается исследование роли категории интереса в некоторых отдельно взятых институтах гражданского права, в которых категория интереса играет одну из основных ролей.