Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Кроме того, Базель III предполагает создание нормативов по ограничениюфинансового рычага (соотношению собственных и заемных средств при инвестировании). Наконец, одним изважных последствий финансового кризиса 2008 г. стала разработка Базельским комитетом антициклических мер ввиде возможности повышения требований к резервному капиталу со стороны регулятора в период потенциальногоперегрева конъюнктуры и образования «кредитных пузырей».26ЗоББ не указаны87. Историческая практика же выявила косвенную институциональную зависимость Центрального банка.Так, в эпоху «глобального регулирования» с конца 1960-х гг.
и до 1973 г. денежнокредитная политика, основанная на независимости Бундесбанка, частично нейтрализовываласьэкспансивной финансовой политикой государства и была в заложниках импортируемой инфляции со стороны американского доллара и в целом валютной политики, находившейся в веденииправительства.
Поэтому для новой парадигмы денежно-кредитной политики стало особенноактуально акцентировать денежную политику на основных целях. Опыт последующих летпоказал достаточно высокую степень доверия в декларируемые банком целевые значенияденежной массы, что выгодно отличало немецкую центробанковскую систему от других,например, от более зависимой в правовом аспекте Федеральной резервной системы88.То есть независимость Центрального банка Германии и после 1974 г. не являлась абсолютной, поскольку Бундесбанк хоть и опосредованно, но постоянно участвовал в формировании экономической, финансовой и конъюнктурной политики.
Это значит, что правительство,продвигающее то или решение, нуждается в поддержке компетентных учреждений, к которымотносится и Эмиссионный банк, что подтверждается регулярным участием Президента Бундесбанка в заседаниях кабинета министров89. Участие Бундесбанка в различных координационныхи консультационных советах дополнительно усиливает важность взаимодействия государства иэмиссионного банка при проведении денежной политики90.Отдельно стоит выделить и случаи прямой зависимости от правительства. Это касаетсяпрежде всего аспекта международной деятельности, поскольку Бундесбанк, хоть и участвует вдеятельности Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и другихмеждународных организаций, но на основе разрешения подписания соответствующих соглаше87Согласно мнению Бундесбанка, разногласия имеют форму частных случаев и должны определяться в ходесовместной работы с правительством.
Правительство обязано привлекать президента центрального банка насовещания, включающие в повестку вопросы монетарного характера, а Бундесбанк в свою очередь должен уведомлять правительство о значимых мерах или смене вектора в ходе денежно-кредитной политики. Члены правительства имеют право присутствовать на собраниях Совета Центрального банка, а представители Бундесбанкаимеют право посещения собраний Совета по финансовому планированию. Участие в сторонних советах происходит в обоих случаях с правом внесения предложений, но без права голоса.
Также правительство участвует ввыдвижении кандидатур в состав Директората центрального банка.88См.: Görgens E. Op. cit. S. 196.89Президенту Бундесбанка гарантируется уведомление и приглашение к участию в заседании правительства ФРГ вслучае обсуждения вопросов, имеющих значение для денежной и валютной политики.90Здесь можно привести в пример участие президента Бундесбанка 1) в составлении ежегодного экспертногозаключения правительству со стороны Совета по экономическому развитию (на основании закона «О формировании Экспертного совета» от 14 августа 1963 года); 2) в принятии решения о привлечении средств территориальныхорганов власти для выравнивания конъюнктуры в рамках Конъюнктурного совета для государственных и муниципальных органов (согласно § 15, 19, 20 Стабилизационного закона); 3) в решениях о необходимости наращиваниякредитных линий государственных бюджетов в Комитете по кредитным вопросам государственных и муниципальных органов под председательством министра финансов (согласно § 18 Стабилизационного закона); 4) вразработке рекомендаций по составлению и систематизации расходов на среднесрочные задачи в пределах федеральных земель в Комитете по финансовому планированию (согласно § 51 закона «О бюджетных принципах»).27ний со стороны правительства.
Правительство, в свою очередь, привлекает Бундесбанк длявыполнения международных договоров на национальном уровне91.Кроме того, необходимо разобраться в противоречивом характере подчиненности Бундесбанка решениям парламента. Согласно абзацу 3 статьи 20 ОЗ, Бундесбанк, представляя исполнительную власть, обязан ориентироваться на существующие законы92, но при этом они должны соответствовать конституционным гарантиям Центрального банка ФРГ, указанным в статье88 ОЗ. С опорой на Конституцию ФРГ таким образом определяется политическая нейтральность банка, ведь стабильность валюты является высшей государственной необходимостью, азначит задачи и полномочия должны быть в руках Бундесбанка, как единственной инстанции,обеспечивающей эту стабильность. С другой стороны, предоставленная Бундесбанку свобода отправительства выводит его из-под парламентского контроля.Отдельного внимания при рассмотрении институциональной независимости заслуживаетроль Бундесбанка как «банка государства», поскольку ЗоББ передает Бундесбанку задачу,состоящую в поддержке обеспечения оборота платежей, что находит свое отражение не тольков перемещении денежных средств между коммерческими банками в процессе оперированиятекущими счетами по их требованию, но и между государственными органами и организациями.
В этой связи известны неоднократные случаи финансирования Бундесбанком государственного долга в виде приобретения долговых ценных бумаг. Видимо, ввиду опасности подрыва самостоятельности Центрального банка, в законе «О Бундесбанке» эта сфера деятельностиизначально не была предусмотрена. В 1994 г. на второй стадии экономической и валютнойинтеграции в Европе был введен общий запрет на кредитование эмиссионными банками государственного сектора, хотя Бундесбанком данная поправка была внесена в ЗоББ 93 уже в 1986 г.До этого времени существовали максимальные лимиты кредитования государства: 6 млрд.немецких марок на федеральном уровне и 3,3 млрд. немецких марок на уровне земель, отдельные небольшие лимиты были выделены особым государственным организациям, в т.ч.
Немецким железным дорогам (Bundesbahn), Немецкой почте (Bundespost), Фонду европейской реконструкции. Необходимо отметить, что данные лимиты на самом деле не использовались в полной мере, а носили потенциальный характер. К тому же эти средства могли быть переданыорганизациям и бюджетам в качестве кредита для поддержания ликвидности (Kaßenkredit), тоесть для преодоления кратковременной нехватки средств на текущие расходы, но никак не дляфинансирования бюджетного дефицита94. Кроме того, с 1990 г. законодательно запрещеноприобретать ценные бумаги напрямую у эмитента, единственно возможным способом является91См.: Абз.
3, §13 закона «О Бундесбанке».См.: Штерн К.Эмиссионный банк в структуре государства / Пятьдесят лет немецкой марки. C. 173.93В соответствии с § 20 закона «О Бундесбанке».94См.: Deutsche Bundesbank. Sonderveröffentlichung über Die Geldpolitik der Bundesbank. Frankfurt a. M., 1995. S. 36.9228приобретение ценных бумаг посредством операций на открытом рынке на рыночных условиях.Согласно изменений § 21 закона «О Бундесбанке», приобретение государственных ценныхбумаг может осуществляться только с целью регулирования ликвидности банковского сектораи влияния на порядок процентных ставок на рынке капитала, то есть в соответствии с целямиденежно-кредитной политики. Но, в то же время, согласно изменениям ЗоББ от апреля 2002 г.долговые обязательства и казначейские векселя должны выпускаться в обращение в первуюочередь посредством Бундесбанка.
Процедура реализации долговых бумаг включает в себясозданное в сентябре 2000 г. по инициативе Министерства финансов коммерческое Финансовоеагентство (Finanzagentur GmbH), по поручению которого Бундесбанк проводит аукционы наоткрытом рынке95. Кроме этого, в отношении котируемых на фондовой бирже государственныхценных бумаг на Бундесбанк возложена задача нейтрализации резких курсовых колебанийпутем покупки/продажи бумаг. Поэтому посредничество в выпуске и размещении государственных долговых бумаг на фондовой бирже продолжает оставаться острым вопросом дляБундесбанка.В части вопроса «банка государства» нужно отметить и изменения, вступившие в силу вконце 1993 г. Речь идет об обязанности всех уровней бюджета хранить излишки безналичногооборота на текущих счетах в Бундесбанке.
Нововведения предусматривают прежний порядокосуществления платежей через поручения Центральному банку, но остатки средств теперьдолжны находиться в коммерческих банках.Рассмотренные выше концептуальные особенности денежной политики в целом являютсяважным фактором воздействия на ожидания частного сектора.
Несмотря на то, что в современной макроэкономике в этом аспекте денежно-политические институты не играют весомой роли,затрагиваемый тезис был доказан на примере Немецкого бундесбанка, когда стабильностьспроса субъектов экономики и инвестиционной активности определялись авторитетом Бундесбанка. Исключительная значимость Центрального банка Германии и осуществляемой им стабилизационной политики стала возможной благодаря институциональному положению Бундесбанка, его причислению согласно Основному закону ФРГ к высшим исполнительным органамгосударства наряду с правительством. Институциональному статусу и высокой степени независимости Бундесбанк обязан своему более раннему историческому прошлому, к которому былпредпринят частичный возврат в связи с кризисом Бреттон-Вудской валютной системы. Речь95См.: Jarchow H.-J.