Диссертация (1101863), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Сэндлер и Д. Лилло-Мартин – исследователи обращаютвнимание на существование жестов, в которых у рук одинаковая конфигурация,и одна из рук все же является пассивной (в РЖЯ примером такого жеста можетслужить жестЗАКОНЧИТЬ,котором обе руки имеют конфигурацию -К). Такимобразом, если конфигурация вспомогательной неподвижной руки совпадает сконфигурацией ведущей руки, то она тоже считается немаркированной[Sandler, Lillo-Martin 2006: 162–165].2.1.1.3. Понятие жестового слогаВ жестовых языках выделяется и слоговый уровень. Деление на слогистановитсявозможнымврезультатевыделениявструктурежестафонологических единиц двух типов – статических элементов (локализацийжеста) и динамических элементов (движений).
Статические элементысчитаются аналогичными согласным в звуковых языках, динамические –гласным [Sandler, Lillo-Martin 2006: 217–218].Исследователи жестовых языков опираются на сонорную теорию слога,определяя сонорность как «заметность, выделенность», т.е. такой элемент,который наиболее выделяется из ряда себе подобных. В звуковых языкахтакими элементами являются гласные, которые образуются без участияпреграды на пути воздушной струи и поэтому являются наиболее звучными.26Немаркированные конфигурации выделяются на основании следующих критериев: простаягеометрическая форма, частотность, наибольшая простота исполнения, наибольшая доступность длявосприятия, максимальная дистрибуция [Sandler, Lillo-Martin 2006: 160–161].
Как показывают исследования наматериале разных жестовых языков, немаркированными в них является один и тот же набор конфигураций. ВРЖЯ они могут быть описаны как дактильные конфигурации -А, -Е, -Ж и -С, конфигурация жеста ПЯТЬ (ладоньс выпрямленными и слегка расставленными пальцами), указательного жеста INDX (выпрямленный указательныйпалец, остальные сжаты в кулак) и жеста ХОРОШИЙ (большой палец выпрямлен, а остальные сжаты в кулак).51Гласные и сонорные согласные как наиболее звучные элементы являютсявершиной слога. В исследованиях жестового языка вводится термин«визуальная выделенность» (visual salience).
Наиболее визуально выделенными,заметными считаются динамические единицы – движения, следовательно,вершиной жестового слога является движение27. Д. Брентари так определяетслог: «Количество последовательных фонологических движений в ряду равноколичеству слогов в этом ряду» [Brentari 1998: 205].Большинство жестов в жестовых языках (в том числе и в русскомжестовом языке) имеют в своей фонологической структуре одно движение и,следовательно, являются односложными [Sandler, Lillo-Martin 2006: 217].2.1.2.
Морфология жестовых языковВ звуковых языках существуют морфологические процессы двух типов:сегментные (конкатенативные), когда морфемы расположены линейно, планомвыраженияморфемыявляетсяцепочкафонем,инесегментные(неконкатенативные), когда морфологическое значение не может бытьприписано определенному сегменту, хотя различие в значениях исходной ипроизводной форм налицо. К явлениям сегментной морфологии относятаффиксацию (префиксы, постфиксы и инфиксы) и словосложение, к явлениямнесегментной морфологии – различные модификации слова, такие какизменение основы и использование просодических средств (перемещениеударения, изменение тона) [Haspelmath, Sims 2010: 34–39].
Некоторые средства– такие как трансфиксы, циркумфисы, редупликация – имеют спорный статус28.27Несмотря на убедительность данной теории, до сих пор нет общепринятой теории сонорности вжестовых языках, объясняющей, почему именно движение обладает наибольшей «заметностью».
Д. Брентарисчитает, что степень сонорности движения определяется местом его исполнения: чем ближе к центру, тем онозаметнее [Brentari 1998: 75–76]. По мнению Т. Янтуненна и Р. Таккинена, степень сонорности зависит отразмера артикулятора [Jantunnen, Takkinen 2010: 316–317].28Например, в [Блумфилд 1968; Marantz 1982; Broselow, McCarthy 1984; Bybee et al. 1994] редупликацияв общем случае рассматривается как добавление аффикса с неопределенными фонологическими признаками,представляющего собой повторяющуюся часть исходной формы, фонетически идентичную или частичноотличающуюся от последней; ср.
термины «chameleon morph» [Hockett 1995], «skeletal morpheme»[Marantz 1982], а также определение в [Bybee et al. 1994: 166]: «Reduplicative morphemes <…> do not have aconstant phonological shape or even a small number of allomorphs, but rather a different allomorph for every stem with52В жестовых языках тоже сосуществуют два типа морфологии: сегментнаяи несегментная29. К сегментной морфологии относится аффиксация –добавлениекобладающегоисходномузначением,жестукновогоисходномуфонологическогожестусегмента,[Aronoff et al. 2005:302;Schuit 2007: 31–32].
Несегментная морфология включает в себя нелинейныеморфологические способы выражения значений: различные модификациипараметров жеста [Aronoff at al. 2005: 309–312] и инкорпорация [Schuit 2007:36–38]. Редупликация и словосложение в жестовых языках имеют спорныйстатус с точки зрения сегментности [Schuit 2007: 32–35]. Далее мы подробнеерассмотрим указанные морфологические средства.2.1.2.1. АффиксацияСуществование аффиксов отмечается во многих жестовых языках –американском [Sandler, Lillo-Martin 2006: 64–69; Schuit 2007: 31], израильском[Aronoff et al. 2005: 332; Meir, Sandler 2008: 49–50], русском и др. Следует,однако, сказать, что аффиксация в жестовых языках используется сравнительноредко и не входит в число продуктивных морфологических процессов, см.,например,[Sandler, Lillo-Martin 2006: 64–72;Valli, Lucas 2000: 56;Johnston, Schembri 2007: 127–130].Критерии выявления аффиксов были предложены исследователямиамериканского жестового языка: 1) при слиянии двух жестов в один имеетместо фузия; 2) немануальные маркеры одинаковы у обеих морфем; 3) значениеполучившегося жеста не всегда выводимо из его компонентов; 4) междуаффиксомиосновойнемогутбытьвставленыдругиежесты[Aronoff et al.
2003: 9]. Аффиксы существуют в четко ограниченном количествеwhich they occur». В [Moravcsik 1978; Касевич 1988; Мельчук 2000, 2001; Плунгян 2003] редупликациярассматривается не как особый тип аффиксации, а как операция, преобразование над цепочкой фонем.29В зарубежной литературе, посвященной морфологии жестовых языков, по отношению к сегментной инесегментной морфологии обычно используются термины simultaneous (одновременная, симультанная) иsequential (последовательная) morphology, см., например, [Aronoff et al.
2005; Shuit 2007].53и могут появляться только в определенной позиции по отношению к базе[Schuit 2007: 32].По положению относительно корня аффиксы в жестовых языках делятсяна префиксы и суффиксы. Например, в американском жестовом языке имеетсяпрефикс со значением ‘возраст одушевленного существа’ – касание рукойподбородка перед жестом, обозначающим числительное [Vally, Lucas 2000: 74].В израильском жестовом языке префиксами стали жесты со значением органачувств.
Например, жестEYE^SUSPECTподозрение, рожденное увиденным, а‘букв.: глаз^подозревать’ означаетNOSE^SUSPECT‘букв.: нос^подозревать’ –подозрение, рожденное интуицией [Meir, Sandler 2008: 49–50]. В американскомжестовом языке существует суффикс, аналогичный суффиксу -er в английскомзвуковом языке: к жесту, обозначающему некое действие, добавляется жест созначением ‘человек’. Данный жест является связанной морфемой, так как неупотребляется в значении ‘человек’ как самостоятельный жест [Sandler, LilloMartin 2006: 64–65; Schuit 2007: 32]. В РЖЯ тенденцию к превращению ваффикс проявляет аналитический показатель отрицанияНЕ,употребляющийсяпри глагольных жестах (рука с раскрытой ладонью отводится в сторону).
Принекоторых глаголах этот жест уже явно морфологизирован. Об этомсвидетельствует отсутствие паузы между знаменательным и отрицательнымжестами и ассимиляция отрицательного и знаменательного жестов поконфигурации30.2.1.2.2. СловосложениеСловосложение является очень продуктивным способом образованияновых слов в жестовых языках. Отнесение его к сегментному илинесегментному типу морфологии является спорным вопросом: Дж. Шуитуказывает на существование в жестовых языках сложных слов, образованных спомощью средств симультанной морфологии [Schuit 2007: 31]30Например, показатель отрицания НЕ морфологизирован при модальных жестах МОЖНО и НУЖНО.54Первоеисследованиесловосложения,проведенноенаматериалеамериканского жестового языка, показало, что этот процесс сходен содноименным процессом в звуковых языках.
У жестов, входящих в составкомпозита,наблюдаютсяформальныеисемантическиеизменения,свидетельствующие о том, что получившаяся комбинация лексикализована ипредставляет собой единое слово, а не словосочетание: редукция; ассимиляцияпокакому-либопараметру;идиоматизация –невыводимостьзначениякомпозита из суммы значений составляющих [Klima, Bellugi 1979: 198–224].Однако словосложение в жестовых языках имеет и свои особенности. Обычнопервым в композите располагается жест, исполняющийся выше, за ним следуетжест, исполняющийся ниже в пределах жестового пространства. Присловосложении оба жеста подвергаются фонологическим изменениям иредукции.
Для жеста, располагающегося в составе композита первым,характерна утрата движения (например, если в структуре жеста содержитсястатичный элемент, то жест может быть сокращен до этого элемента). Дляжеста, располагающегося вторым в составе композита, характерна утратавнутреннего повтора, если он есть, и ассимиляция по конфигурации первомужесту. Обе части жеста имеют одно направление движения; в случае, когдаисходные жесты имеют разное направление движения, то, соответственно,движение одного из жестов ассимилируется. Исследования на материалеамериканского жестового языка показывают, что жесты, образованные спомощью словосложения, имеют ту же длительность исполнения, что иодноморфемные жесты, и часто становятся односложными [Liddel 2003: 16–17].2.1.2.3.
РедупликацияРедупликация как продуктивное морфологическое средство отмечается вбольшинстве зафиксированных жестовых языков. Наиболее типичными еефункциями являются указание на множественность референтов или ситуаций инаинтенсивностьпризнака.Вбольшинствеопубликованныхработ,55посвященных данному явлению в жестовых языках, рассматривается толькомотивированная редупликация: значимый, продуктивный и мотивированныйповтор жеста и/или немануального показателя.