Диссертация (1101863), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Диссертация состоит из введения, четырех глав,заключения, приложений и списка использованной литературы, включающего273 названия.Во введении обозначены объект, предмет и цель исследования, ставятсязадачи исследования, обосновываются его актуальность, научная новизна,научная и практическая значимость, кратко характеризуются основныеразличиямеждузвуковымиижестовымиязыками,приводятсясоциолингвистические сведения о русском жестовом языке, формулируютсяположения,выносимыеназащиту.Впервойглавехарактеризуетсясовременное состояние исследований аспектуальности в звуковых и жестовыхязыках, а также приводятся сведения о фонологии и морфологии жестовыхязыков, необходимые для дальнейшего изложения.
Вторая глава посвященаисследованию акциональности в русском жестовом языке. В третьей главеописываются средства выражения линейной аспектуальности в русскомжестовом языке. В четвертой главе рассматриваются средства выраженияколичественной аспектуальности в русском жестовом языке. В заключенииобобщаютсярезультатыисследования.Приложениявключаютвсебядактильный алфавит русского жестового языка, список языков и используемыхсокращений, условные обозначения информантов и текстовых источников,условные обозначения в глоссах, список стимульных материалов, примерлингвистической анкеты, список предикатных жестов.26ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТИ В ЗВУКОВЫХ И ЖЕСТОВЫХЯЗЫКАХ1.
Категория аспектуальности в звуковых языкахАспектуальность«различныеспособы[Comrie 1976: 3],влингвистическойрепрезентации«характерлитературевнутреннегопротеканиятрактуетсявремениситуациивокакситуации»времени»[Бондарко 1987a: 40], «результат грамматикализации внутренней темпоральнойструктуры ситуаций» [Лайонз 2003: 338], «внутренняя темпоральная структураситуации» [Маслов 2004: 24]. Из этих определений следует, что категорияаспектуальности традиционно противопоставляется категории темпоральностикак «внутреннее» время «внешнему»: темпоральные характеристики ситуацииуказывают на место ситуации относительно момента речи, а ее аспектуальныехарактеристики описывают внутреннее устройство ситуации безотносительновнешней точки отсчета [Comrie 1976: 3; Бондарко 1987a: 41; Klein 1994;Лайонз 2003: 339; Маслов 2004: 24; Плунгян 2011: 377].История изучения категории аспектуальности берет свое начало визучении славянского вида: термин «вид» в его современном значенииупотребляется русскими лингвистами уже в XVII веке.
Термин «аспект»появляется в западной лингвистике лишь в XIX веке в переводе «Пространнойрусской грамматике» Н.И. Греча [Плунгян 2003: 292]. Первоначально ониспользовался как эквивалент русского термина «вид», позднее же в русскойлингвистике эти два термина дифференцируются: термин «вид» используетсядля обозначения видовых оппозиций в славянских языках, а термин «аспект»используется для любых противопоставлений, связанных с характеромпротекания ситуации во времени [Ук. соч.].Первоначально внимание лингвистов было сосредоточено на изученииморфологических показателей аспекта (преимущественно перфектива иимперфектива). Однако не во всех языках существует словоизменительнаяоппозиция перфектива и имперфектива – было установлено, что аспектуальная27семантика может передаваться лексико-грамматическими способами: дляобозначения аспектуальных значений, выходящих за рамки перфективноимперфективной оппозиции, немецкими лингвистами был введен термин«Aktionzart» (рус.
совершаемость, способ действия). Под глагольнымиспособами действия понималось выражение тех значений, которые, например, врусском языке передаются глагольной префиксацией и не относятся напрямуюк видовому противопоставлению. Способам действия в русском языкепосвящена достаточно обширная литература [Исаченко 1960; Шелякин 1972;Шелякин 1983; Зализняк, Шмелев 2000] и др.В середине XX века внимание аспектологов привлекают лексический исинтаксический уровень языка.
Первыми исследователями, осознавшимитесную связь категории аспектуальности с семантикой рассматриваемыхлексем, были русский лингвист Ю.С. Маслов [Маслов 1948] и американскийфилософ З. Вендлер [Vendler 1957]. В их работах показано, что семантическиехарактеристики предиката оказывают влияние на его способность сочетаться сморфологическимисочетаемость.Впоказателямидальнейшем,аспектаисовокупностьнаегосинтаксическуюаспектуальнорелевантныхсемантических характеристик предиката получила название «акциональность»Сейчас(actionality).вбольшинствеаспектологическихисследованийконкретных языков аспектуальная система рассматривается с точки зрениявзаимодействия акциональности и собственно аспектуальности.
Вслед за[Аркадьев 2009: 203–204] мы разграничиваем эти две области исследования как«внутреннюю»аспектуальность(акциональность)и«внешнюю»аспектуальность (собственно аспектуальность).Такое расширение категории аспектуальности и размывание ее границпривело к попыткам очертить круг значений, соответствующих базовомусемантическому признаку категории, исключив из рассмотрения значения, вкоторых аспектуальный компонент является периферийным и факультативным.Например,вработахИ.А. МельчукаиА.
Мустайокивсодержание28семантической категории аспектуальности не включаются значения, тесносвязанные с временными характеристиками ситуации, и способы действия[Мельчук 1998: 113; Мустайоки 1999].1.1. Содержание семантической категории аспектуальности7За всю изучения аспектуальности лингвистами было предложеномножество моделей, описывающих внутреннюю структуру этой семантическойкатегории. Расхождение мнений авторов о том, что следует понимать подаспектуальностью, обусловливает разные подходы к содержанию категорииаспектуальности. В данном разделе мы рассмотрим два, с нашей точки зрения,наиболее значимых и спорных вопроса, определяющих принципиальныерасхождениявопределениисодержаниясемантическойкатегорииаспектуальности: 1) содержание и иерархическая организация «внешней»аспектуальности; 2) соотношение «внутренней» и «внешней» аспектуальности.1.1.1.
Содержание и иерархическая организация «внешней»аспектуальностиОсновные расхождения в точках зрения на содержание «внешней»аспектуальностиииерархическуюорганизациюсоответствующихаспектуальных значений связаны со следующими проблемами: 1) статусглагольной множественности; 2) бинарная vs. множественная трактовка«внешней» аспектуальности.1.1.1.1. Статус глагольной множественностиВ ряде исследований категория аспектуальности делится на две основныесемантическиезоны:линейнуюаспектуальностьиколичественнуюаспектуальность, см., например, [Маслов 2004; Мельчук 1998; Плунгян 2003].7В данном разделе описываются и сравниваются основные подходы к содержанию категорииаспектуальности; подробнее каждое из аспектуальных и акциональных значений рассматривается в следующихглавах.29Под линейной аспектуальностью понимаются значения, связанные сделением ситуации на стадии или этапы – как внутренние (начало, середину,конец), так и внешние (подготовительная стадия ситуации и результирующеесостояние)[Маслов 2004: 397;Плунгян 2003: 294].Втечениепродолжительного времени в фокусе внимания аспектологов находилисьименно линейные аспектуальные значения.Зонуколичественнойаспектуальностисоставляютзначения,описывающие внутреннюю временную структуру ситуации с точки зрения ееколичествалитературе,[Маслов 2004: 397;посвященнойПлунгян 2003: 294].классификацииВлингвистическойзначенийколичественнойаспектуальности, к количественным аспектуальным значениям прежде всегоотносят значения, описывающие разные типы множественности ситуаций.Мультипликативныйтипмножественностиситуацийобъединяетситуации, которые состоят из повторяющихся, полностью идентичныхфрагментов, т.е.
микроситуаций (рус. стучать, англ. flutter ‘махать крыльями’)[Cusic 1981; Храковский 1989; Долинина 1996]. В зарубежной литературе такойтип множественности называется внутрисобытийной (event-internal plurality)[Cusic 1981].Итеративныйтипмножественностиситуацийописываетситуации, повторяющиеся через определенные промежутки времени (Я хожу втеатр два раза в месяц) [Cusic 1981; Храковский 1989; Долинина 1996]. Висследовании [Cusic 1981] в качестве отдельного и одного из основных типовмножественностивыделяетсямультипликативно-итеративнаямножественность, представляющая собой сочетание двух вышеописанныхтипов (англ.
The mouse was always nibbling at the cheese ‘Мышь всегда грызласыр’). Дистрибутивный тип множественности ситуаций описывает ситуации,состоящие из микроситуаций и отличающиеся наличием множественногоактанта (субъекта, объекта, адресата). Актанты данных микроситуацийоднородны, но не тождественны друг другу (рус. перестрелять врагов, англ. Heworked in bank after bank ‘Он работал в одном банке за другим’) [Cusic 1981;30Храковский 1989; Долинина 1996]. В исследовании [Долинина 1996: 244–245] вкачестве одного из типов множественности рассматривается неоднороднаямножественность ситуаций: к такому типу множественности относятсяситуации, состоящие из «множества разнотипных конкретных действий»(руководить, манипулировать, совещаться).При другом подходе значения глагольной множественности выносятся зарамки категории аспектуальности, хоть и рассматриваются в тесной связи саспектуальными значениями.
Значения глагольной множественности, особеннов работах зарубежных аспектологов, изучаются как множественность ситуаций(event plurality) [Dressler 1968; Cusic 1981; Mithun 1988]. Так, например, в[Comrie 1976], учитываются только значения линейной аспектуальности и ихвзаимодействие с акциональной семантикой предикатов. В некоторыхотечественных работах значения глагольной множественности тоже выносятсяза рамки категории аспектуальности, и рассматриваются как глагольное число[Плунгян 2011]. В Теории функциональной грамматики значения глагольноймножественности рассматриваются как принадлежащие и семантическойкатегории аспектуальности, и семантической категории количественности[ТФГ 1987; ТФГ 1996].1.1.1.2.