Диссертация (1101432), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Именноэтими таинственными событиями, смысл и последовательность которых лишьприоткрываются в последней книге Библии – Откровении Иоанна Богослова,завершаются одновременно история всего человечества, отдельного государства или родаи судьба каждого человека121.Знанием об этом современники Шекспира обязаны не в последнюю очередьсредневековым мистериям, в которых инсценировались ключевые эпизоды Священнойистории – от падения Люцифера и Сотворения мира до Страшного Суда 122. Содержаниеи образы этих масштабных представлений были еще свежи в памяти многих зрителейшекспировских пьес и, вероятно, самого драматурга, и потому нескольких аллюзий наапокалиптические образы в пьесах Шекспира было достаточно для того, чтобыактуализировать в сознании зрителей христианские эсхатологические представления, вконтексте которых судьбы героев представляются не бессмысленными, а исполненнымивысшего смысла.
При этом и итог чьей-либо жизни, и его смысл остаются недоступнычеловеческому знанию и пониманию и потому являются исключительно объектами веры.Так, Макбет, неоднократно отзывавшийся о Дункане как о благочестивом и достойномправителе, не уверен в том, что ожидает короля за чертой смерти – спасение и блаженствоили проклятие и вечные муки:121 Аверинцев С. С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. М: Мысль,2010. Т. 4, с.
468.122 Горбунов А. Н. От сотворения мира до его конца // Мистерии Йоркского цикла / Изд. подг. А.Н. Горбунов, В. С.Сергеева. М., 2013. С. 767-829.50I go, and it is done; the bell invites me.Hear it not, Duncan; for it is a knellThat summons thee to heaven or to hell. (Macbeth, II.1.62-64)Вопрос о роли Божией и человеческой воли в спасении души становитсяпредметом ожесточенных споров в Европе XVI века. Христианское учение о синергии –«соработничестве» Бога и человека в деле спасения – подвергается жесткой критике состороны радикально настроенных протестантов, утверждающих, что Бог обладает в этомотношении безраздельной властью123. Несмотря на то что протестантизм окончательностановится доминирующей конфессией в Англии во второй половине XVI в., этот взглядна соотношение судьбы и воли человека не получает широкого распространения ванглийском обществе, и проблема спасения души, как и многие другие проблемыхристианской догматики, продолжает рассматриваться в более ортодоксальном ключе.Эта тенденция к поиску компромисса между католицизмом и протестантизмом вотношении христианского учения и церковной организации прослеживается в ЦерквиАнглии с первых лет правления Елизаветы I и обретает особенно полное выражение в 90х годах XVI в.
в знаменитом труде теолога и священнослужителя Ричарда Хукера (1554 1600) «О законах церковной организации»124 (1593). Наиболее авторитетное в английскомобществе представление о проявлении божественного Провидения в человеческой жизниможно охарактеризовать следующим образом: Бог стремится воздействовать начеловеческую волю посредством обстоятельств, испытаний и тех чувств, которые онивызывают; но Он может обращаться и непосредственно к сердцу человека, преображаяего своей благодатью (‘grace’). Что касается человека, то он, согласно этомупредставлению, в обоих случаях может остаться безразличным к воле Бога, а можетпокориться ей по собственной воле.В произведениях Шекспира представление о двояком (опосредованном инепосредственном) участии Бога в судьбе человеческой души находит отражение врегулярно воспроизводимых мотивах и образах, например, связанных с идеейбожественной благодати, в особенностях построения сюжета и образах отдельныхперсонажей.
Приведем лишь несколько наиболее очевидных примеров, некоторые из123 Ronald J. Vander Molen. Providence as Mystery, Providence as Revelation: Puritan and Anglican Modifications of JohnCalvin’s Doctrine of Providence // Church History: Studies in Christianity and Culture, Vol. 47 (March, 1978). Pp. 29-33.124 White R.S. Introduction: Prospero 2000 // White R.S.
The Tempest. Contemporary Critical Essays. Basingstoke:Масmillan, 1999. Р. I-IX. P. 124.51которых будут подробно рассмотрены в следующих главах. В связи с отражением идеибожественной благодати привлекают внимание сцены, в которых герои получаютисцеление от душевных и физических болезней, или моменты внезапной переменысудьбы от несчастья к счастью, которые особенно характерны для поздних трагикомедийдраматурга. Эти перемены, как правило, сопровождается звуками музыки, котораясимволизирует божественную гармонию, ниспосылаемую свыше в пораженный грехоммир. Опыт переживания этой высшей гармонии, проникающей в душу героя, выражаетсятакже в образах росы и дождя. Последние регулярно используются в текстах эпохи дляметафорического описания божественной благодати и ее действия на человеческуюдушу125.Представление о том, что Бог может направлять волю человека к благупосредством тех или иных событий, трагических или радостных, реальных илииллюзорных, отражается, в частности, в образах таких героев, как Герцог Винченцио иПросперо и в связанных с ними сюжетных линиях.
Образ правителя, обладающегоисключительной властью над судьбами своих подданных, тайно управляющего имиблагодаря своему знанию об их поступках, сокровенных намерениях и стремлениях,типологически связан с образом христианского Бога, знакомым современникамШекспира не только по самой Библии, но и по средневековым пьесам, в особенностимистериям и моралите. В этих пьесах Бог представал перед зрителями одновременно вкачестве одного из персонажей драмы человеческой истории и в качестве автора, по волеили попущению которого происходят все события. Некоторые черты этого образа иунаследовали, по-видимому, два героя Шекспира – герцог Вены и герцог Милана.Обобщим сказанное при помощи следующей схемы.125 Lyne, Raphael.
Shakespeare's Late Work. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 76.52Список условных обозначений126:Стрелкаобозначает вектор действия силы(сил), играющей (играющих) первостепеннуюроль в определении человеческой судьбы (С2).Стрелкауказывает на связь междусубъектом и объектом целенаправленного,непосредственного воздействия.Стрелкаведет от объекта, посредствомкоторого некая третья сила (С1) осуществляетвоздействие на другой объект.Стрелкасоединяет человека и силу, ккоторой направлена его воля и/или к которойустремлены его молитвы.Cогласно концепции христианского провиденциализма, которая находит отражение впьесах Шекспира, человеческая судьба зависит одновременно от воли Бога (1) и волисамого человека (2). Бог, во-первых, устанавливает законы, которым подчиняютсяприрода и небесные светила, влияющие на человеческую жизнь (3 -> 6).
Звездыоказывают воздействие и на волю человека посредством «чувственного стремления»127(4). Во-вторых, Бог может непосредственно влиять на душу человека, ниспосылая емусвою благодать или, напротив, ожесточая его сердце (5). Человек, в свою очередь, будучи«венцом творения», призванным возделывать Божий мир, обладает некоторой властьюнад природой (7): он может привносить в нее гармонию или разлад, навлекать на неепроклятие или искупать разрушающее природный мир зло в зависимости от того, к комунаправлена его воля - к Богу (8) или к Дьяволу (9). В последнем случае Дьявол обретаетвласть как над человеческой душой, так и над изначально благим миром, и привнесенныйв этот мир разлад отражается на судьбе человека (6).126 Данные обозначения применяются и в следующих схемах.127 Raleigh, Walter.
Op. cit. P.29.532.2. Фаталистические концепции эпохи Возрождения и характер их отраженияв драматургии ШекспираПомимо концепции провиденциализма, в произведениях Шекспира находятотражения разные виды современных ему фаталистических представлений, одни изкоторых уходят корнями в античные и ренессансные философские учения, а другиевосходят к популярным в его эпоху мифологическим образам. Согласно определениюС.
С. Аверинцева, все фаталистические концепции объединяет «представление онеотвратимой предопределенности событий в мире»128. Это мировоззрение исключаеткак случайность, так и способность человека самостоятельно влиять на ход событий:случайными представляются людям явления, причины которых им неведомы, асвободным решением человек склонен считать то, что на самом деле обусловленовоздействием некой внешней силы на его чувства и мысли.2.2.1. Распространение фаталистических представлений в эпохуВозрождения; их разновидности и характер отражения в пьесах ШекспираНемаловажнуюрольвраспространениифаталистическихконцепцийвевропейской литературе, изобразительной культуре и бытовом сознании сыгралимифологические образы (например, образы Парок и других языческих богов),привнесшие в мировоззрение людей эпохи Средневековья и Возрождения изначальночуждые христианству фаталистические взгляды129.
Мифологический фатализм являетсявесьма неоднородным. При анализе шекспировских произведений следует иметь в видупо меньшей мере три его разновидности. Их различает представление о том, кто обладаетвсей полнотой власти над человеческой судьбой – сверхъестественные личности вродеПарок, безличная иррациональная сила, называемая Роком, или Фортуна и прочиеязыческие боги.Необходимо сразу сделать два пояснения.
Во-первых, образ Фортуны может бытьсвязан и с совершенно другими концепциями судьбы, и ее сближение с идеей Рокапроисходит относительно редко; подобные случаи будут рассмотрены позже. А во-128 Аверинцев С. С. Фатализм // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 713.129 Аверинцев С. С. Судьба. С. 159.54вторых, в античной мифологии власть Рока распространялась и на самих богов 130, ипотому для рассмотрения античных произведений предложенное нами разграничениенеактуально131. Однако при анализе упоминаний шекспировских героев о богах и о Рокемы находим, что отраженные в них представления о правящих в мире силах, как правило,различны.
Если воля исходит от антропоморфного сверхъестественного существа, его,как кажется, можно разжалобить, склонить на свою сторону молитвами и обещаниями;боги, подобно людям, могут действовать из ненависти и зависти, могут сопереживать илизлорадствовать. Так, Глостер, преданный и ослепленный, восклицает в отчаянии: «Мыдля богов - что для мальчишек мухи:/ Нас мучить - им забава»132 (King Lear, 4.1.36-37).Данный тип фаталистических воззрений можно представить в виде следующей схемы.Согласноэтойконцепции,судьбучеловекарешаютбоги,какосуществляянепосредственное влияние на ход событий (1), так и действуя опосредованно – через волючеловека (2 -> 3).