Диссертация (1100522), страница 22
Текст из файла (страница 22)
279). Именно —сделать его соучастником задуманного им «разоблачения» Сони Мармеладовойкак “воровки” с тем, чтобы затем, предъявив матери и сестре Раскольникова80Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. С. 259.106“доказательство” этого, навсегда уронить в их глазах сына и брата, а себевернуть расположение Авдотьи Романовны.Для этого Лужин, удостоверившись, «что Раскольников уже пришел кКатерине Ивановне на поминки, зовет в свою комнату в этом же доме СонюМармеладову и, прося Лебезятникова “не оставлять” <...> его “наедине с этойдевицей”»(с.286),проделываетнастоящуюворовскуюоперацию:одновременно с вручением ей “тщательно развернутого десятирублевогокредитного билета” («для интересов» ее «родственницы») с ловкостьюпрофессионального карманника незаметно для девушки кладет в Сонин карман«билет сторублевого достоинства», но уже тщательно свернутый.Затем, явившись к собравшимся на поминки гостям Катерины Ивановны,Лужин объявляет о пропаже у него сторублевой купюры, обвиняет, ссылаясь наЛебезятникова («Все это видел Андрей Семенович.» С.
302), в ее краже ничегоне понимающую Соню, наконец, требует обыскать ее карманы и, когда на полпадает накануне сложенный самим Петром Петровичем «в восьмую долю»сторублевый билет, «поднимает его с пола и показывает его всемприсутствующим».Но Лужин торжествовал недолго. Его полностью изобличил Лебезятников,еще после окончания манипуляций Петра Петровича с вложением в Сонинкарман сторублевой купюры, сказавший своему сановитому постояльцу: «Я всеслышал, и все видел...» (с.
288). Однако Лужин, очевидно, рассчитывая на«подслеповатые» глаза Лебезятникова, не придал значения этим словом своего“друга”. Но наивный поклонник системы социалиста Ш. Фурье, Лебезятников,видно,имел«мужественный,некотороехрабрый»основание81).именоватьсяГромогласноназвавАндреем(отпоступокгреч.Лужина«низостью» («какая низость! — повторил Лебезятников...»), а самого ПетраПетровича «клеветником» («... Вы клеветник, вот что значат мои слова!») и«мошенником» («Я-то в уме-с, а вот вы так... мошенник!» С. 305, 306), он уже,81Тихонов А. Н., Бояринова Л.
З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 47.107вопреки всем вывертам Лужина, твердо повторил всем присутствующим:«Вообразите, он <...> своими собственными руками отдал этот сторублевыйбилет Софье Семеновне, я видел, я свидетель, я присягу приму; Я видел, видел!<...> и хоть это против моих убеждений, но я готов сей же час принять в судекакую угодно присягу, потому что я видел, как вы ей тихонько подсунули!» (с.306).Не смутила Лебезятникова и наглое заявление Лужина: «Что вы врете!<...> да и как вы могли, стоя у окна, разглядеть бумажку? Вам померещилось...на подслеповатые глаза» (там же). Единственно, что смущает рационалистаЛебезятникова в низком деянии Лужина, это его нелогичность («Но для чего вывсе это сделали — не понимаю», — говорит он Лужину.
С. 306).Но и это недоумение Лебезятникова, дававшее Лужину какой-то шансцеплятьсязасвоюложь,былосовершеннорассеяновыступлениемРаскольникова, кратко и четко объяснившего всем гостям Катерины Ивановныпредысторию отношения этого господина («Этот человек очень зол! С. 308) сего семейством и им самим. «Это так, это все так!» — подтвердил рассказРаскольникова Лебезятников, и в свой черед аттестовывает своего мнимогостаршего “друга” словами: «О жалкий, подлый человек!» (с. 308).Проделанный анализ образа Петра Петровича Лужина подкрепляеттрадиционное мнение о том, что этот состоятельный адвокат и жених АвдотьиРомановны Раскольниковой действительно имеет известное сходство с главнымгероем “Преступления и наказания”.
Родион Раскольников создал теорию,отделившую немногих необыкновенных людей от массы обыкновенных. Натеоретическое учение, о «разумном эгоизме» ссылается и Лужин. И первый, ивторой претендуют на гуманный мотив своих главных замыслов. Раскольниковотносит свою “идею” к «спасительной, может быть, для всего человечества».Лужин убеждал себя, что, сватаясь к Авдотье Романовне, «несмотря на худую оней молву» (с. 235), он спасал ее репутацию в их городе и целом околотке исвою «решимость возвысить Дуню до себя» считал <...> подвигом (там же).108Обоим свойственна определенная двойственность. Наконец, тот и другойсовершают тяжкие преступления.На фоне этого сходства, однако, еще резче проступает коренное отличиеЛужина от Раскольникова.
Если этот нищий студент разрешал своей «пробой»совершенно бескорыстно для себя измучивший его вопрос («мысль»)моральности или аморальности человеческой природы, то Лужин даже понятие«разумногоэгоизма»делаетприкрытиемсвоейкорыстнойиндивидуалистической натуры и деляческого эгоистического расчета во всех ивсяких взаимоотношениях с окружающими его людьми. Раскольников,совершивший убийство «по совести», сразу же испытывает и жесточайшиемуки этой совести, неотступную нравственную самоказнь, в конечном счетеприведшую его к покаянию перед людьми и, ценою каторги, возвращению кним.
Лужин, обрекая своей клеветой Соню Мармеладову не только нанравственную, но и на физическую гибель, которой почти неизбежно грозилоей заключение в тюрьму, не только не испытывает ни малейшего раскаяния, нои после его разоблачения продолжает угрожать невинной девушке и еезащитником: «Воровка более нежели изобличена, и я буду преследовать-с. Всуде не так слепы и... не пьяны-с, и не поверят двум отъявленным безбожникам,возмутителям и вольнодумцам...» (с.
310). В духовно-нравственной личностиРаскольникова в период замысла и осуществление его преступления боролисьдва человека — христианин и антихрист, но в итоге победил все-таки первый.Совсем иного рода двойственность Лужина: здесь один и тот же человек —зоологический эгоист и низменный, подлый мошенник, лишь постоянностремящийся скрыть свою сущность под той или иной благородной маской илипозой.В целом в лице Петра Петровича Лужина Достоевский создалхудожественно в высший степени убедительный тип одного из будущих хозяевРоссии,вступившейнапутьбуржуазно-капиталистическогопредпринимательства. Его основные черты: беспредельная любовь только к109самому себе и огромная жажда власти над людьми, включая самых близких,ненасытная алчность к деньгам (капиталам) как главному средству достиженияэтой власти, полный внутренний аморализм и цинизм при внешнем ряжении, впорядочностьидобродетельность,постоянноедвуличие,наглостьвдостижении своих тайных целей и тотальный расчет во всех и всякихжизненных отношениях.
Своим способом существования Лужин и лужиныспособны утвердить только социальную антропофагию, в которой будутвыживать лишь самые низменные и жестокие человеческие особи.Пребывая как социальный характер в одном ряду с гоголевским«приобретателем» Чичиковым («Мертвые души»), новоявленными русскимихищниками, колупаевыми, разуваемыми, из произведений Салтыкова-Щедринаи преступными хозяевами послереформенной России из «Современников» Н. А.Некрасова, Лужин в качестве творческого создания Достоевского превосходитих глубиной и полнотой рельефно обнаженных в нем сокровенныхустремлений, потребительских и аморальных побуждений и тенденций. Нетсомнения, что как образ потенциального собственника-рабовладельца на новый,капиталистический лад Лужин стал одним из литературных ориентиров дляподобных дельцов, созданных воображением последующих российских имировых художников слова.Что же касается антропонима Петра Петровича Лужина, то все сказанноеоб этом герое, думается, подтверждает наше предположение о заключенном вего имени, патрониме и фамилии указании как на бездуховность и бездушность,так и на «нечто подозрительное» и «темное».§ 3.
2 Дмитрий Прокофьевич РазумихинЕго имя Дмитрий, с онтологической точки зрения, носит значение«относящийся к Деметре, богине плодородия и земледелия»82 по греческомупроисхождению. Деметра — это «богиня умиренная и необыкновенно кроткая82Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 137.110и благостная, материнскою любовью дышит она ко всем человеческому роду»83.В романе Дмитрий Разумихин как раз такой добрый, теплый и добросовестныйчеловек, и с Раскольниковым он хорошо дружит: «С Разумихиным же онпочему-то сошелся, <...> Это был необыкновенно веселый и сообщительныйпарень, добрый до простоты.
Впрочем, под этою простотой таились и глубина,и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был оночень неглуп, хотя и действительно иногда простоват» (с. 43).Разумихин слишком заботится о своем друге Раскольникове, всеми силамипомогает ему и его беспомощной семье. В любое время он готов оказатьРаскольникову поддержку во всем.
Он так высоко ценит свою дружбу, что,если увидит друга в беде, немедля бросит все свои дела и примчится к нему впомощь. Когда Раскольников болеет, он заботливо ухаживает за ним: «Темвременем Разумихин пересел к нему на диван, неуклюже, как медведь,обхватил левою рукой его голову, <...> а правою поднес к его рту ложку супу,несколько раз предварительно подув на нее, чтоб он не обжегся» (с. 95), потомдля Раскольникова купил новые рубашки, картуз, сапоги, белье, и «все-такипеременилемубелье»(с.102).Кромеэтого,Разумихинподробнорасспрашивает доктора Зосимова о состоянии Раскольникова и просит его какможно внимательно относиться к пациенту.
Все это отражает его чистую иискреннюю душу. Именно в этом оказывается его сходство с Раскольниковым:по сути, они одинаково прямодушные и сострадательные люди.С момента приезда матери и сестры Раскольникова Разумихин всемисилами помогает им. Чтобы успокоить волнующуюся мать и Дуню, онпридумывает целую сложную интригу: «вот что я сделаю: теперь у негоНастасья посидит, а я вас обеих отведу к вам, <...> Потом от вас тотчас же бегусюда и через четверть часа, мое честнейшее слово, принесу вам донесение:каков он? спит или нет? и все прочее. <...> Тащу его (Зосимов. — М.
В.) кРодьке и потом тотчас к вам, значит, в час вы получите о нем два известия» (с.83Флоренский. П. Имена. С. 213.111154). Его добрые поведения оценивают мать и сестра Раскольникова: «— Какойрасторопный и... преданный молодой человек!», «— Кажется, славнаяличность!» (с. 158).Ничего не зная об убийстве Раскольникова, Разумихин во всем доверяетсвоему другу и ручается за него во время их встречи с Порфирием Петровичем.Разумихин упрекает Порфирия Петровича за его сомнение в Раскольникове:«— Да ты что же! — крикнул вдруг Разумихин <...> Ты что спрашиваешь-то?»,«— Так надо быть внимательнее, — угрюмо заметил Разумихин» (с. 205).Потом он все еще твердо доверяет Раскольникову: «— И оскорбительно,оскорбительно! Я понимаю тебя! <...> Плюнь! Ободрись! Стыдно!» (с.206-207).Отсюда видно, что его простая жизненная философия противопоставленафилософии Раскольникова.











