Автореферат (1100521), страница 6
Текст из файла (страница 6)
В концеконцов большинство из них настигает безвременная смерть. С другой стороны,именно в связи со своим угнетенным положением они оказываются близкими кБогу, поскольку вместо материальных благ обладают богатствами духовными:добротой, честностью, нравственной чистотой;4) детские образы (Поленька, Коля, Леня). Заметно, что дети носятуменьшительно-ласкательную форму христианских имен. Это, с одной стороны,свидетельствует о горячей любви писателя к детям, поскольку, в отличие от 29 взрослых, они беззащитны и не могут сопротивляться беспощадному давлениюжизни.
С другой стороны, по мнению Достоевского, именно эти дети, с ихчистой, наивной и светлой душой, символизируют нравственную близостьчеловека к Богу, помогая другим персонажам романа восстать противжестокости «взрослого» мира.В Заключении обобщаются результаты проделанной работы.При подробном и детальном анализе антропонимов «Преступления инаказания»выстраиваетсяполивариативнаявсвоемистолкованииантропонимическая художественная система, которая, на первый взгляд, можетпоказаться беспорядочной, но при дальнейшем исследовании оказываетсястрого логической.
Тем более надо отметить, что каждый герой, как и егоантропонимы (имя + отчество + фамилия), отличается крайне разнообразным,противоречивым характером. Таким образом посредством антропонимовДостоевский в своих романах демонстрирует двойственность человеческойнатуры.Ряд героев в романе называется преимущественно по фамилии: этоМармеладов, Свидригайлов, Лебезятников, Зосимов, Заметов, Клопшток,Капернаумов и Липпевехзель. Поэтому прежде всего в принципе их номинацииактуализируется метафорический уровень онима.Другие персонажи чаще всего принципиально именуются по имени иотчеству: это Катерина Ивановна, Порфирий Петрович, Авдотья Романовна,Пульхерия Александровна, Лизавета Ивановна, Алена Ивановна, ИльяПетрович, Марфа Петровна. Благодаря этому на первый план выходитонтологический и сакральный уровень их имен.Третьи – исключительно или большей частью только по именам: этоСоня, Миколка, Настасья, Коля, Полечка, Дуклида, Ефросинья.
Поскольку этоне официальное их именование, очень часто в тексте романа эти именапредставляются в разговорной и простонародной огласовке, что позволяетзадействовать в значении их имен, помимо сакрального и онтологического,также и социальные коннотации. 30 Произведенный нами анализ антропонимов романа не только позволяетглубжепонятьегоструктуру,ноиосознатьмногогранностьимногоаспектность собственно антропологии Достоевского.Ⅲ.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯОсновные положения работы по теме исследования отражены вследующих публикациях:Статьи,опубликованныевведущихрецензируемыхжурналах,утвержденных ВАК РФ:1. Ма Вэньин. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» всветехудожественнойантропонимики(итогиизадачиизучения)//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
Краснодар,2014. №1. С. 372-375.2. Ма Вэньин. Женские образы в романе «Преступление и наказание»(второстепенные героини) в аспектах антропонимики // Перспективы науки.Тамбов, 2014. №11. С 94-97.3. Ма Вэньин. Главные герои романа Ф. М. Достоевского «Преступлениеи наказание» в свете их антропонимов // Наука и школа.
М., 2014. №6. С.176-183.4. Ма Вэньин. Петр Петрович Лужин и его “разумный эгоизм” в романеФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Преподаватели ⅩⅪ века. М.,2015. №2. С. 399-407.Статьи, опубликованные в других журналах РФ:1. Ма Вэньин. Раскол Родиона Раскольникова // Современныегуманитарные исследования. М., 2014. №5. С. 43-46.2. Ма Вэньин. Образ Петербурга в романе «Преступлении и наказании»// Актуальные проблемы современной науки. М., 2014, №6. С. 50-51.3.
Ма Вэньин. Имя персонажа в преподавании русской литературы 31 иностраннымучащимся//ТезисыдокладовⅤМеждународнойнаучно-практической конференции «Русский язык и культура в современномобразовательном пространстве». М., 2014. С. 86-88. 32 .











