Автореферат (1100521), страница 4
Текст из файла (страница 4)
З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 290. 19 фамильных уз»23. Действительно, Порфирий Петрович – загадочный персонаж.С одной стороны, он, как все профессиональные приставы, умен иосторожен, логичен и интуитивен, смел и серьезен. Но вместе с тем, в отличиеотдругихследователей,дляраскрытияпреступленияонпользуетсясобственным оригинальным методом.
Он терпелив, даже уклончив, находитсмысл в случайных подробностях; все сужая и сужая описываемую им спираль,Порфирий Петрович в нужный момент наносит решающий удар. Хотя у негонет улик, он пытается психологически поймать Раскольникова, расшатываетего стойкость ежесуточными подозрениями и страхом, играет на его нервах и свыгодой для себя пользуется его раздражительностью.Однако загадочность Порфирия Петровича проявляется и в другом – вего двойственности. Д. Брещинский отмечает, что «в имени и отчестве,возможно, есть намек на монаршью власть (порфира – пурпурная мантиямонарха, Петр – первый русский император)»24.Действительно, в романе Порфирий Петрович воплощает монаршуювласть. Он торжествует не только в юридическом мире, но и христианском.
Онбескорыстен и старается не из-за карьеры. Его нельзя назвать сухимформалистом, поскольку он верит в добрые начала человеческой натуры.ПорфирийПетровичубежден,чтовпреступленииРаскольниковадискредитировались не только пути и средства, которыми последний хотелизменитьмир,ноисамоестремлениекновойсправедливости,кпереустройству мира. Он обличает Раскольникова не столько с позиции судьи,сколько с точки зрения хранителя совести прежнего, христианского мира.Порфирий Петрович не относится к Раскольникову как к бессердечному убийце,но предлагает ему перемену обстановки как способ освобождения отошибочной идеи и путь в поисках истинного «Бога».В романе «Преступление и наказание» имеются два персонажа по имени 23Брещинский Д.
Порфирий Петрович. Художественный образ и композиционная функцияследователя в «Преступлении и наказании» Достоевского. — «Современник», Торонто, 1971,№ 22-23. С. 26.24Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен.
С. 27. 20 Миколка. Первый — маляр, а другой — пьяный возчик из сна Раскольникова,забивающийнасмертьсвоюлощадь.Миколка–разговорнаяформахристианского имени Николай, даваемого при крещении. Это имя обладаетзначением «побеждающий, действующий независимо от прочих». Можнопредположить, что использование автором разговорной формы имениослабляет значение христианского онима.В 19 веке форма имени «Миколка» была очень распространеннымпростонародным вариантом, не имеющим никакого особенного снижающегооттенка. Это как раз то значение, которое придает ему Достоевский, как быподчеркивая, что носитель данного имени — самый простой человек.
Именноэтот образ маляра Миколки выражает в романе основной и высший догмат«почвенничества» — народность.По мнению Достоевского, подобная широкая, мечтательная и сильная«русская натура» является обобщенным народным типом. ИзображенныйДостоевским как простодушный богатырь, взрослый «несовершеннолетний»,Миколка обретает дополнительные черты за счет проявленных в его образетрагических воззрений отдельных народных слоев. Миколка, подобно Соне, –проводник спасительных излучений, направленных к Раскольникову отмученически погибшей Лизаветы. Миколка всем сердцем, всей душою хочетугодить Богу.
Не случайно при крещении он был назван именем святогоУгодника, особенно чтимого русским народом. Но Достоевский никогда немыслил прямолинейно, и нет в его творчестве коротких замыканий. Его живаямысль,неизменноразвиваемаядоконца,вызываеткжизнисвоепротивоположение. По мнению Г. А. Мейера, «Если Соня Мармеладова —крестовая сестра злодейски умерщвленной Лизаветы, то Миколка — названныйбрат замученной праведницы, узревшей Бога»25.Оттого у Миколки-красильщика есть антипод – такой же, как и он,деревенский парень — Миколка, пьяный и дикий, насмерть забивающийнесчастную лошадь. Поразительно по бездонной глубине противопоставление, 25Мейер Г. А.
Свет в ночи. Опыт медленного чтения. Франкфурт на Майне. 1967. С. 81. 21 творимое Достоевским: Раскольникову, уже окончательно решившему статьубийцей, снится именно этот антипод Миколки-красилыцика — беспощадныйМиколка, терзающий невинную тварь, божественную основу земного существования. Преступный Миколка связан с Раскольниковым круговой порукойгреха. Они — родные братья по преступности, и обоим им одинаковопротивопоставлен не всуе несущий свое имя красильщик, жаждущийвозложить на себя мировую вину и страдание.Третья глава «Второстепенные персонажи» содержит 5 частей, вкоторых исследуются антропонимы 5 персонажей (Петр Петрович Лужин,Дмитрий Прокофьевич Разумихин, Андрей Семенович Лебезятников, АвдотьяРомановна Раскольникова, Пульхерия Александровна Раскольникова) и иххудожественные образы.Петр Петрович ЛужинДумается, в имени Лужина для Достоевского наиболее важна самасемантика слова “Петр”, с онтологической точки зрения, в переводе сгреческого означающего «скала, каменная глыба», «камень» 26 .
Основныесвойства камня — тяжесть, крепость, но кроме того заведомые бездуховность ибездушность. Если два первые свойства камня позволяют ему служитькраеугольной опорой какого-либо массивного и долговременного сооружения,то от последних двух на человека веет холодом и жёсткостью. А ведь вантропониме Лужина его «каменная» составляющая заявлена дважды: нетолько именем, но и патронимом.Сложнее обстоит дело с фамилией этого героя.
Не заключая в себе явнойсмысловой характеристики, она, как нам представляется, с эстетической точкизрения, способна достичь этого результата косвенно — через звуковуюассоциацию с известной эгоцентрической максимой французского короляЛюдовика ⅩⅤ: «Après moi le déluge»27 («после меня хоть потоп»). По крайнеймере гипотетически можно соотнести фамилию Лужин в ее корневой части 26Тихонов А.
Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 284.27Французско-русский словарь. Составила проф. К. А. Ганшина. М., 1946. С. 151. 22 “луж” и с французским прилагательным “louche”, в семантике которого, нарядусо значением «косой, косоглазый», есть и значение «двусмысленный,подозрительный», а в том случае, когда это прилагательное выступает вфункции существительного (“le louche”) — и — «нечто подозрительное,темное».Неким разладом отмечен внешний вид Лужина. Это несоответствиемежду естественным физическим обликом взрослого и солидного мужчинысорока пяти лет и его “слишком, слишком” юношественным облачением.
«ВЛужине, — комментирует этот портрет Петра Петровича В. Я. Кирпотин, —все аккуратно, складно, солидно и в то же время моложаво, и все в немнеприятно и отталкивающе. Его парикмахерская красивость, его внешностьвполне такова, как полагается преуспевающем буржуа — в торговле ли, вадвокатуре ли, в науке ли и т.д.»28Сходство теории Лужина с этикой «новых людей» Чернышевскоготолько и ограничивается негативным и к тому же вульгарным толкованиемхристианской идеи жертвы, однако главная часть лужинской теории с эгоизмомЛопухова-Кирсанова-Рахметова не имеет ничего общего.
Желая из тщеславияпроизвести впечатление на представителей “молодых поколений”, Лужин, самтого не ведая, предельно раскрывается в своей теории о том, каким образомможно совместить личные интересы человека с интересами других людей идостигнуть общего блага.Герой романа предстает как человек хотя и способный поройпроговориться в своих намерениях, но в целом далеко не открытый и неидущий на откровения, а умело скрывающий свою сущность под маской не тосимпатии и сочувствия к молодой, очаровательной и сверх того оскорбленнойоговором девушки, не то последователя модной этической теории, хотя ипонятой в сугубо своекорыстном духе, не то одного из современников своейкризисной эпохи с порожденными ею стремлениями людей к составлениюличногокапитала,карьерномусамоутверждению,сихнепомерным 28Кирпотин В.
Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974. С. 342-343. 23 индивидуализмом, честолюбием, самоуверенностью и тщеславием.В целом в лице Петра Петровича Лужина Достоевский создалхудожественно в высшей степени убедительный тип одного из будущих хозяевРоссии,вступившейнапутьбуржуазно-капиталистическогопредпринимательства. Его основные черты: беспредельная любовь только ксамому себе и огромная жажда власти над людьми, включая самых близких;ненасытная алчность к деньгам (капиталу) как главному средству достиженияэтой власти; полный внутренний аморализм и цинизм при внешнем ряжении впорядочностьидобродетельность;постоянноедвуличие,наглостьвдостижении своих тайных целей и тотальный рассчет во всех жизненныхотношениях.
Своим способом существования Лужин и лужины способныутвердить только социальную антропофагию, в которой будут выживать лишьсамые низменные и жестокие человеческие особи.Пребывая как социальный характер в одном ряду с гоголевским«приобретателем» Чичиковым («Мертвые души»), новоявленными русскимихищниками, колупаевыми, разуваевыми, из произведений Салтыкова-ЩедринаипреступнымихозяевамипослереформеннойРоссииизпоэмы«Современники» Н. А.











