Актуальные аспекты изучения биографии А.Н. Островского (1100507), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Об этом говорит разбираемый нами случай, когда наосновании дневника Дубровского Л.Р. Коганом был сделан неправильный вывод о времени знакомства Островского с историком И.Е. Забелиным, и этаошибка не только вошла в авторитетные работы об Островском, но и курьезным образом повлекла за собой полемику.21Корпус финансовых документов и переписки Островского с издателями собраний его сочинений, хранящийся в РО ГЦТМ, должен лечь в основу описания той важной части жизни писателя, которая до сих пор не признавалась достойной исследования и в тех случаях, когда о ней приходилось упоминать,трактовалась исходя из стереотипных представлений о взаимоотношениях русского писателя с книгопродавцами. Кстати, анализ этого корпуса позволяетвнести важные коррективы в датировки и комментирование писем не толькоОстровского, но и Некрасова, в которых речь также идет о финансовых вопросах.
Сама фигура книгопродавца – на основании указанных выше документов –получает новое и более справедливое освещение: издатель оказывается не эксплуататором наивного и не приспособленного к ведению дел литератора, нополноценным игроком книжного рынка со своими законными интересами исвоим вкладом в общее дело.Более внимательное отношение к доступным данным о цензурированиипьес Островского для театра (например, суфлерским экземплярам в СПбГТБ)может позволить не только более полноценно описать сценическую судьбуэтих пьес, но и сказать что-то новое о самом цензурном механизме, логике цензора и тех, кто над ним стоит. Вообще в истории сценического бытования пьесОстровского много белых пятен, в частности, есть такие фигуры в театральнойжизни, взаимодействие которых с Островским и его текстами не получилодолжного освещения.
В нашем случае речь идет о довольно известном в театральных кругах композиторе польского происхождения В.М. Кажинском; неожиданным образом сорвавшаяся из-за не написанной Кажинским вовремя музыки петербургская премьера «Бедности не порок» и комментарии корреспондентов Островского об этой истории обнаруживают в кругу драматурга и, видимо, в самом Островском априорно не предполагавшуюся обеспокоенностьвозможным отражением польского культурного влияния в музыке к пьесе и целесообразностью такого влияния.Один из наиболее полно описанных аспектов биографии Островского – взаимоотношения с Некрасовым и его журналами – нуждается в существенныхуточнениях, несмотря на то, что здесь необходимые источники введены в науч22ный оборот давно и полно. «Переход» Островского в некрасовский «Современник» до сих пор понимался как переход в идеологически близкий журнал. Между тем хотя бы на примере истории публикации «Доходного места» в славянофильской «Русской беседе» вопреки заключенному незадолго до этого «обязательному соглашению» видно, что в основании мотивов поступков и решенийОстровского лежали в том числе внеидеологические факторы: личная близостьк приятелям по «молодой редакции» «Москвитянина» или финансовые соображения.
И в период стабильного сотрудничества Островского в «Отечественныхзаписках» были возможны конфликтные ситуации, которые не обсуждались внауке или оценивались только как недоразумения. Как нам кажется, однако,довольно известная ссора Островского с Некрасовым, связанная с материальной и эстетической оценкой «Снегурочки», была неслучайной. В действительности имела место попытка Некрасова отказать Островскому, сохранив на будущее его как ценного сотрудника. Итак, на наш взгляд, необходимо ограничение устоявшегося мнения о значительном мировоззренческом родстве Островского и Некрасова.Надеемся, что показанные случаи, когда привлечение неизученных архивных источников, уточняющее прочтение известных или взгляд на уже обсуждавшиеся сюжеты с актуальных позиций приводят к хотя и частным, но новымрезультатам, задают спектр проблем, которые в рамках построения научнойбиографии Островского могли бы выйти на первый план.Основные положения работы отражены в следующих публикациях:1.Письма М.Н.
Островского к А.Н. Островскому: 1848–1849 // Вест-ник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. № 3. С. 194–221.2.А.Н. Островский и И.Е. Забелин в октябре 1872 года (Из уточненийк «Летописи жизни и творчества А.Н. Островского») // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. № 6. В печати.3.«Шпилен зи полька»: О причинах переноса премьеры комедии Ост-ровского «Бедность не порок» в Петербурге // Studia Slavica.
Сборник научных трудов молодых филологов. Выпуск 11. Таллин, 2012. В печати.234.Письма М.Н. Островского к А.Н. Островскому (1851–1855) // Памя-ти А.И. Журавлевой. М., 2011. В печати.5.К вопросу о публикации «Доходного места» в журнале «Русская бе-седа» // А.Н. Островский. Материалы и исследования. Сборник научныхтрудов. Выпуск 3. Шуя, 2010. С. 115–122.6.Цена пьесы: ссора Некрасова и Островского из-за «Снегурочки» //Русская филология.
Сборник научных работ молодых филологов. Выпуск 22. Тарту, 2011. С. 61–67.7.О возможном источнике пьесы А.Н. Островского «Свои люди —сочтемся! // Русская филология. Сборник научных работ молодых филологов. Выпуск 23. Тарту, 2012. В печати.24.